EN|FR|RU
Социальные сети:

ОДКБ – истинный защитник интересов стран региона

Валерий Куликов, 14 января

CSTO

Последние события в Казахстане и роль Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по содействию властям этой страны в деле наведения порядка и безопасности, в особом ключе высветили значимость этой региональной международной организации.

ОДКБ была создана в 2002 году на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Ее участниками в настоящее время являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Общее население стран, входящих в ОДКБ, в целом состоит из почти 200 миллионов человек.

Договор стал первой попыткой создать систему коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Он не ставил задачи создания военного блока, а предполагал механизм согласованных действий в интересах обеспечения коллективной безопасности и территориальной целостности стран-участниц. С 2004 года организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Провозглашенными целями деятельности ОДКБ являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам». Договор не направлен против третьих стран. Он не затрагивает прав и обязательств стран ОДКБ по двусторонним соглашениям, а также не затрагивает право государств-участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии в соответствии с Уставом ООН.

Военно-политические отношения между государствами организации носят приоритетный характер по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами. Военные базы государств, не входящих в организацию, размещаются на территориях членов ОДКБ только с согласия всех партнеров по блоку. Члены ОДКБ не могут вступать в военные союзы с третьими странами, а также участвовать в действиях, направленных против других стран организации. Агрессия в отношении одного из участников ОДКБ (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) рассматривается как агрессия против всех членов Договора. В организации также действует механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает поставки продукции военного назначения странам-участницам по льготным ценам, ведется подготовка кадров для вооруженных сил и силовых структур государств-членов ОДКБ на безвозмездной и льготной основе.

В систему коллективной безопасности ОДКБ входят Коллективные силы оперативного реагирования (около 18 тыс. человек), миротворческие силы (3,6 тыс.), Коллективные авиационные силы (КАС), а также региональные группы: Коллективные силы быстрого развертывания в Центральной Азии (КСБР ЦАР — около 5 тыс.), восточно-европейская (Россия и Белоруссия) и кавказская (Россия и Армения) группировки. Все эти структуры включены в состав единых войск организации — Коллективных сил, решение о создании которых было принято 19 декабря 2012 года.

В 1996 и 1998-2000 годах государства Договора оказали военно-техническую помощь (поставки военной техники, оружия, боеприпасов, обмундирования), политическое содействие по линии министерств иностранных дел Узбекистану и Киргизии в связи с развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств. В июне 2010 года президент Киргизии Роза Отумбаева обратилась к ОДКБ из-за обострения внутриполитической ситуации, вызванного межэтническим конфликтом между киргизами и узбеками на юге республики. 14 мая 2021 года и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян официально обратился в ОДКБ с просьбой начать консультации в соответствии со статьей 2 Договора после того, как 12 мая Минобороны Армении сообщило, что Вооруженные силы Азербайджана пересекли государственную границу республики, пройдя вглубь на 3,5 км. После того, как территория Афганистана практически полностью перешла под контроль движения «Талибан» (запрещено в РФ), 7 июля 2021 года Таджикистан обратился к ОДКБ с просьбой помочь в усилении охраны на границе с этим государством.

5 января 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к главам стран ОДКБ с просьбой о помощи республике, где 2 января начались массовые беспорядки. Токаев расценил происходящее в Казахстане как «акт внешней агрессии» и возложил вину за события на «террористические банды», прошедшие подготовку за рубежом. 6-8 января КМС в составе подразделений вооруженных сил России, Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана были переправлены в Казахстан и 9 января миротворцы завершили развертывание в республике, приступили к выполнению поставленных задач. По данным ОДКБ, численность миротворческой группировки составила около 2,5 тыс. человек  и 250 единиц техники. Основными задачами КМС ОДКБ в Казахстане стали охрана важных государственных и военных объектов, оказание содействия силам правопорядка этой страны в стабилизации обстановки и возвращения ее в правовое поле. В процессе проведения указанной миротворческой миссии ОДКБ находился на постоянной связи с министерствами обороны стран, направивших контингент в Казахстан, в центре кризисного реагирования ОДКБ был организован круглосуточный обмен информацией о складывающейся ситуации с командованием коллективных миротворческих сил и министерствами обороны государств-членов Организации.

В настоящее время весьма ответственная фаза первой в истории миротворческой операции ОДКБ с участием военных всех шести входящих в нее стран подходит к концу, готовится передача охраняемых миротворцами объектов правоохранителям Казахстана. Фаза антитеррористической операции в республике пройдена, обстановка во всех регионах стабильная. Как было заявлено на саммите глав ОДКБ 10 января президентом России В.В.Путиным, после выполнения своих функций весь контингент миротворцев ОДКБ безусловно будет выведен из Казахстана. В связи с тем, что основная миссия миротворческих сил ОДКБ успешно завершена, вывод миротворцев из Казахстана уже начнется в ближайшие дни. Было особо отмечено, что ОДКБ удалось быстро и слаженно принять решения, чтобы не допустить деградации ситуации и взять ее под контроль.

При этом обращает на себя внимание весьма критическая реакция США и ряда стран НАТО на оперативно осуществленную ОДКБ операцию в Казахстане, что дополнительно подтверждает явную причастность таких государств к обострению ситуации вокруг Казахстана и поэтому проявилось их откровенное недовольство срывом ОДКБ указанных злонамеренных планов. На это раздражение и злобу на Западе от профессиональной и легитимной миссии сил ОДКБ в Казахстане особо обратила внимание официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она, в частности, указала на некомпетентность тех, кто обвиняет ОДКБ в нелегитимных действиях, отметив, что возможность военной помощи участникам организации была предусмотрена в Договоре изначально. «На Западе не читали Договора о коллективной безопасности, в котором четко прописано как раз то, что больше всего их «волнует». Только прописано было с 1992 года, то есть те взаимоотношения поддержки друг друга, в том числе с участием вооруженных сил, были прописаны сразу же после того, как страны обрели независимость», — подчеркнула Захарова.

Несмотря на это, вынужденно положительную реакцию на операцию ОДКБ дал, тем не менее 9 января корреспондент CNN Фред Пляйтген, подчеркнувший, что из ситуации с Казахстаном Путин вышел более сильным, чем он был ранее, а Россия в этом случае также продемонстрировала, что способна эффективно и быстро мобилизовать большое количество сил.

Хотя операция ОДКБ в Казахстане еще полностью не завершена, тем не менее уже сегодня можно сделать отдельные выводы. Первое – это то, что ОДКБ официально подтвердила свою истинную функцию защиты интересов стран региона, готовность в кратчайшие сроки мобилизовать необходимые силы для отпора внешнему противнику, как бы многочисленен и коварен он ни был. Сама операция определенно повысила статус Организации в регионе, особенно учитывая прошлую критику ОДКБ за недостаточную реакцию на обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном или смену власти в Киргизии. С учетом того, что до этого операций, связанных с реальным вводом значительных войсковых сил в сложной ситуации, еще не было, можно говорить об усилении статуса ОДКБ. По сути, Организация показала себя как хорошо работающая система, с которой как минимум не стоит вступать в конфронтацию, а как максимум стоит сотрудничать и использовать ее возможности и перспективы.

В указанных условиях не исключено расширение списка членов ОДКБ, в частности, за счет возвращения прошлых членов объединения, таких как Узбекистан и Азербайджан. Так, Ташкент к этому может подтолкнуть ухудшение ситуации в регионе и на афганском направлении, а Баку — усталость от взаимодействия с Турцией.

Очень важным фактором, который благоприятствовал миссии ОДКБ, стала позиция, занятая китайской стороной, а также ШОС как организацией, в которую входят и Казахстан, и Китай, и Россия. Это является безусловным свидетельством увязки действий ОДКБ и ШОС, чему способствовало российско-китайское лидерство в последней, равно как теснейшая координация Москвы и Пекина, которая имела место по вопросу о Казахстане. Так что в ситуации казахстанских событий проверку делом прошла на только ОДКБ, но и ШОС, а также был достигнут новый, по-настоящему стратегический уровень российско-китайского партнерства.

Необходимо также отметить и то обстоятельство, что развязанная Западом провокация в Казахстане в начале января, в явной надежде ослабления позиций России накануне ее весьма сложных переговоров по безопасности с США и НАТО, сыграла на самом деле на руку Москве. Ведь операция ОДКБ стала оздоровляющей и отрезвляющей не только в противоборстве с Западом, но и в усилении позиций России и ОДКБ в Центральной Азии в целом, во влиянии на дальнейшую геополитическую обстановку в Азии. Она может поспособствовать уже в ближайшее время возникновению желания присоединиться к этой организации не только у постсоветских республик, но и таких государств, как Китай, Индия, Афганистан, Пакистан, Иран и ряда других стран, приведя к возникновению нового мирового силового блока.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Железные дороги Кыргызстана – борьба за создание единой сети
Достык-Мойынты: второй путь и два пути
Макрон, Салливан, а теперь и Кэмерон – проводники русофобии и китаефобии во «Внутренней Азии»
Казахстан-Узбекистан: сотрудничество вместо конкуренции
Казахстан-Армения: исторический визит, посредничество и коридоры