23.07.2021 Автор: Пётр Коновалов

Китай, Япония, Монголия: сотрудничество сквозь противоречия и стабилизирующая роль России

BAT5242

Растущие возможности и амбиции Китая вселяют тревогу во все государства, с которыми граничит этот гигант. Однако среди этих стран есть такие, с которыми у КНР особенно сложные отношения. Например, к ним можно отнести Японию. С одной стороны, Китай и Япония, как два наиболее экономически развитых государства Азии, не могут не сотрудничать. С другой стороны, между странами есть конкуренция, территориальные споры и тяжелая память о событиях Второй мировой войны, получивших название «Нанкинская резня», – тогда японские военные захватили часть китайской территории и проявили там невероятную жестокость к мирному населению.

Тем не менее сотрудничество между странами ведется, причем весьма активное. Так, в 2019 г., до того, как мир охватил экономический кризис, связанный с пандемией COVID19, китайско-японский товарооборот составил около $280 млрд. Несмотря на все противоречия, КНР на данный момент является вторым торговым партнером Японии после ее главного союзника – США.

Главную роль во всей экономической политике Пекина в наши дни играет проект «Один пояс – один путь» (ОПОП), призванный объединить Китай с как можно большим количеством стран единой транспортной инфраструктурой. Это позволит Пекину максимально охватить весь мир своими товаропотоками и довести свое глобальное экономическое влияние до невиданных высот. Поэтому особенно охотно КНР сейчас сотрудничает с другими странами в транспортной сфере. По всему миру Поднебесная поддерживает строительство дорог, портов и развитие международных маршрутов с целью в дальнейшем включить их в систему ОПОП. С Японией у Китая также имеются совместные транспортные проекты.

Например, в 2019 г. между двумя государствами начал работать новый водный маршрут. Достигнув восточного побережья КНР, грузовые суда из Японии поднимаются по крупнейшей в Китае реке Янцзы, пока не достигнут стоящего на ней города Ухань (провинция Хубэй, КНР), который является крупным речным портом и одним из важнейших транспортных узлов Центрального Китая. Только за первые пять месяцев 2021 г. из Японии в Ухань было совершено 36 рейсов и доставлено 2799 контейнеров с грузом.

В конце июня 2021 г. в Ухань пришел очередной грузовой корабль, отплывший из японского порта Нагоя. В своих контейнерах он привез партию автомобилей для дальнейшей переправки в Монголию. В это же время из Японии было отправлено еще одно судно с таким же грузом, также для переправки в Монголию, но в значительно большем объеме.

Вскоре китайские СМИ сообщили о начале работы нового маршрута для грузоперевозок, призванного соединить Японию и Монголию через территорию КНР. Маршрут общей длиной более 5 тыс. км включает в себя описанный выше водный путь от Японии по Янцзы до Уханя, а в Ухане начнется сухопутный железнодорожный участок маршрута, оканчивающийся в столице Монголии Улан-Батор.

Ожидается, что автомобили с обоих судов прибудут в свой пункт назначения во второй половине июля 2021 г., после чего маршрут Япония – Ухань – Монголия можно будет считать полностью введенным в эксплуатацию. Благодаря ему время доставки грузов из Японии в Монголию теперь будет составлять всего 20 дней.

С чисто экономической точки зрения новый маршрут кажется удобным и выгодным для всех трех объединенных им стран. Однако при этом следует помнить, что глубинные разногласия между Японией и Китаем, а также общая напряженность во всем регионе никуда не делись. Как уже упоминалось выше, между Страной восходящего солнца и КНР имеется территориальный спор. Предмет спора – архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море. Обе стороны считают, что эти восемь маленьких островов стоят того, чтобы за них бороться, поскольку в их районе, предположительно, имеются запасы нефти и газа.

Если политики в Пекине думают о территориях и ресурсах, то среди простых китайцев по-прежнему жива память о Нанкинской резне и о десятках, если не сотнях, тысяч ее невинных жертв (точное количество погибших все еще не установлено). И хотя серьезного конфликта между Китаем и Японией пока ничто не предвещает, если он все-таки состоится, то китайский народ и китайская армия, которая по своей численности и техническому оснащению уже может конкурировать с вооруженными силами США, могут воспринять такое развитие событий с большим энтузиазмом. В свою очередь, Япония старается изъять упоминания о Нанкине из своих учебников истории, а в японских правящих кругах все чаще поднимается вопрос об отмене Девятой статьи Конституции Японии, запрещающей стране иметь полноценную армию и флот, ограничивая ее военный потенциал силами самообороны. Кроме того, Япония продолжает крепко держаться за свой военный союз с США и, несмотря на многолетние обсуждения этого шага, так и не убрала со своей территории американские военные базы. США, которые также являются одним из главных конкурентов КНР, тоже делают все, чтобы закрепить место Японии в антикитайской оси, которую Вашингтон пытается выстроить с участием Индии и Австралии.

Таким образом, несмотря на огромную взаимную выгоду, которую Япония и КНР получают от своего экономического сотрудничества, долгосрочные перспективы их отношений остаются неясными.

Кроме того, следует отметить, что отношения Китая с Монголией тоже неоднозначны. С одной стороны, Монголия испытывает огромное китайское влияние, до такой степени, что даже многие важные должности в стране занимают этнические китайцы. С другой стороны, силы, желающие большей независимости от КНР, в Монголии также имеются.

Следует напомнить, что до начала ХХ в. Монголия находилась в зависимости от Китайской империи. В 1911 г. произошла Монгольская национальная революция, в результате которой Монголия попыталась стать независимым государством. Это удалось лишь отчасти: большинство населения южной части страны составляли этнические китайцы, которые пожелали остаться в составе Китая. В результате Монголия раскололась на две части: южную Внутреннюю Монголию и северную Внешнюю Монголию. Внешняя Монголия стала независимым государством Монголия, а Внутренняя Монголия осталась в составе Китайской империи, позднее став частью КНР. В 1949 г. КНР и Монголия официально признали друг друга. Однако по обе стороны границы остались люди, недовольные сложившимся положением. Некоторые китайцы считают, что вся Монголия должна быть в составе КНР, а некоторым монголам кажется, что китайская Внутренняя Монголия должна воссоединиться с Монголией. Таким образом, почва для китайско-монгольского конфликта существует, и суждено ли ему развиться, зависит от социально-экономической ситуации в двух странах, интересов политиков и международной обстановки.

Разумеется, все благонамеренные силы в регионе выступают за сохранение добрососедских отношений. Однако, ведя взаимовыгодное сотрудничество, государствам следует помнить о разногласиях, упомянутых выше, и быть готовыми к разным неожиданностям.

Маршрут Япония – Китай – Монголия удобен и важен для этих стран, однако он моментально прекратит работу в случае раздора. Особенно от этого может пострадать Монголия, которая не имеет выхода к морю и зажата между двумя соседями: Китаем и Россией. В принципе, Япония – тоже довольно изолированная страна, из которой относительно легко добраться по воде или по воздуху до Китая, Кореи и России, а до других частей света предстоит неблизкое путешествие через океан. И Японии, и Монголии требуется сухопутное сообщение со странами Евразии, а если они потеряют возможность осуществлять его через Китай, то самым логичным вариантом становится территория России.

По-видимому, Япония это понимает, и уже несколько лет постепенно осваивает российскую Транссибирскую железнодорожную магистраль, соединяющую Дальний Восток РФ с западной частью страны, где она соединяется с железными дорогами, идущими в Европу. В мае 2019 г. в японском городе-порте Иокогама состоялась торжественная церемония начала поставок грузов в Европу через Россию: преодолев морской участок пути между Японией и РФ, товары из Страны восходящего Солнца следуют на запад по Транссибу.

Что касается российско-монгольских отношений, то новости об их развитии пока что редко появляются в СМИ. Однако, учитывая географическое положение Монголии и растущую мощь КНР, можно сделать вывод: укрепление сотрудничества с Россией – единственный способ, которым эта страна может уравновесить влияние Китая.

Таким образом, несмотря на то, что глобальным противником КНР являются США, а региональными конкурентами – Япония, Индия и др., именно Россия, которую связывают с Китаем неплохие отношения, должна сыграть роль посредника и сохранить баланс сил в Центральной и Восточной Азии.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: