02.02.2021 Автор: Константин Асмолов

Что в РК ждут от Джо Байдена?

MOON3431

20 января 2021 г. Джо Байден был приведен к президентской присяге. Чего от этого ждут в КНДР, отчасти видно по итогам съезда. А как обстоят дела на Юге?

Официально все выразили почтение еще после выборов, а после инаугурации повторили. Президент РК Мун Чжэ Ин поздравил Джо Байдена с официальным вступлением в должность президента США. В поздравительном послании он написал, что «РК и США являются близкими союзниками и надёжными партнёрами», и выразил готовность к совместной работе».

Еще 12 ноября Мун Чжэ Ин провел свой первый телефонный разговор с Байденом. В ходе 15-минутной беседы оба лидера подтвердили значимость южнокорейско-американского альянса и договорились встретиться в ближайшее время. Вскоре после разговора Мун написал в Facebook, что он подтвердил твердую решимость Байдена к миру и процветанию Корейского полуострова.

Правящая Демократическая партия Тобуро тоже надеется на то, что РК и США будут работать вместе над возобновлением мирного процесса на Корейском полуострове. Как заявил её председатель Ли Нак Ён, отправной точкой такой работы должны стать сингапурские соглашения 2018 года между США и КНДР. Ли Нак Ён выразил надежду на то, что администрация  Джо Байдена сохранит приверженность достигнутым договорённостям, в соответствии с которыми стороны согласились на установление «новых отношений».

Посол Южной Кореи в Соединенных Штатах Ли Су Хек даже заявил, что саммит между Мун Чжэ Ином и Джо Байденом поможет активизировать совместные усилия стран по установлению постоянного мира на Корейском полуострове.

Однако в СМИ РК откровенно пишут, что Джо Байден может принести РК как плюсы, так и минусы, и правительство президента Мун Чжэ Ина может найти команду Байдена более трудной в общении, чем администрация Трампа.

Оттого нам будет проще разобрать ожидания по каждому из направлений.

Система принятия решений

Это касается не только отношений с КНДР. Но если что Трамп, что Мун предпочитали формулу «сверху вниз», когда лидеры стран лично приходили к решению, которое затем дорабатывалось их командой, то Байден будет работать по принципу «снизу вверх», когда проекты разрабатываются чиновниками на рабочем уровне, и саммиты лишь фиксируют итог их работы. Это может быть связано как с преодолением волюнтаризма, так и с физическим состоянием лидера США.

Отношения с КНДР

Судя по действиям нового президента, можно предположить, что в отношениях между США, РК и КНДР могут наметиться серьёзные изменения. Напомним, что Байден обещал «заниматься принципиальной дипломатией и продолжать настаивать на денуклеаризации Северной Кореи». Критикуя курс Трампа, он заявлял, что саммиты дали Киму глобальное признание, к которому он давно стремился, а США не получили ничего. Он придерживается более жесткой линии в отношении Севера, чем Трамп, что снижает перспективы прорыва в переговорах о денуклеаризации.

Это означает, что у Муна будет мало возможностей для продвижения того, что он называет «корейским мирным процессом», без существенного прогресса в денуклеаризации Севера. Очевидный разрыв в их восприятии северокорейских проблем, как говорят, проявился в первом разговоре. В то время как Байден подчеркивал необходимость устранения ядерной угрозы, Мун подчеркнул важность денуклеаризации Корейского полуострова, что отчасти соответствует требованию Северной Кореи о выводе американских стратегических активов из Южной Кореи. Затем Мун высоко оценивал политику Трампа в отношении Северной Кореи и выразил большие надежды на то, что администрация Байдена унаследует ее.

Давление на КНДР, очевидно, будет усилено, а администрация США может выступить против инициативы Сеула объявить официальное прекращение Корейской войны без предварительных условий, связанных с денуклеаризацией Севера. Политика приостановки совместных южнокорейско-американских военных учений также может столкнуться с сопротивлением Байдена. Оттого почти все эксперты отмечают, что Мун Чжэ Ину придётся скорректировать свою межкорейскую политику.

Значит ли это, что нас ждет «Обама 2.0» с учетом того, что с тех пор КНДР смогла нарастить ракетный потенциал, а влияние Китая значительно возросло? — Как заявила экс- министр иностранных дел РК Кан Гён Хва, команда Байдена вряд ли вернётся к политике «стратегического терпения». Хотя Байден и занимал пост вице-президента в администрации Обамы на протяжении восьми лет, его публичные заявления пока не свидетельствуют о том, что он будет проводить политику Обамы. Советник Байдена по вопросам внешней политики Брайан МакКеон также утверждал, что новая администрация США найдёт свой собственный подход к решению северокорейских проблем.

При этом половина южнокорейцев считают, что вступление Джо Байдена на пост президента США не окажет серьёзного влияния на межкорейские отношения. Как свидетельствуют результаты опроса, проведённого 6 ноября агентством Realmeter, 48,8% респондентов заявили, что, если изменения в отношениях между Югом и Севером произойдут, то они будут небольшими. Только 16,4% предположили, что может произойти улучшение отношений, а 26,5% считают, что отношения могут ухудшиться.

Однако пока улучшение отношений с Севером, похоже, не является приоритетной задачей Вашингтона из-за более срочных проблем, связанных с преодолением COVID-19, восстановлением национального единства и прочими вопросами.

Военное сотрудничество

Здесь ожидается укрепление союза и разрешение спора по поводу расходов на оборону. При правительстве Дональда Трампа этот вопрос долго оставался без решения из-за чрезмерно высоких требований со стороны Вашингтона. Напомним, Южная Корея согласилась увеличить свое бремя на 13% с 870 миллионов долларов США, которые она заплатила в 2019 году, но уходящая администрация Дональда Трампа, как говорят, потребовала 50-процентного роста.

Всякий раз, когда упоминалась Южная Корея, Байден повторял важность двустороннего союза между Сеулом и Вашингтоном. В статье, которую он специально опубликовал для СМИ РК, он обещал не вымогать у Сеула денег «безрассудными угрозами вывести войска», описывая РК как сильного регионального союзника США для «продвижения общего процветания, ценностей и безопасности, а также для решения глобальных проблем». Это означает, что данный вопрос отодвинут на второй план.

Новый министр обороны США Ллойд Остин тоже заявил, что скорейшее завершение давно зашедших в тупик переговоров станет частью усилий по укреплению и модернизации американо-южнокорейского альянса. «Союз США и Республики Корея является стержнем мира и безопасности в регионе. Он является одним из самых комбинированных, взаимодействующих, способных и динамичных двусторонних союзов в мире и является надежным сдерживающим фактором агрессии на Корейском полуострове». Остин пообещал сосредоточиться на модернизации альянсов по всему Индо-Тихоокеанскому региону и добиваться скорейшего завершения переговоров о разделе расходов с Южной Кореей в рамках этих усилий.

РК между США и Китаем

С другой стороны, торговая война между США и Китаем представляет для Сеула элемент риска. Байден может попросить Сеул поддержать его экономическую политику в отношении Пекина. Как отметила «Корея Таймс», Южной Корее, возможно, будет труднее идти по натянутому канату между США и Китаем на фоне обостряющегося соперничества сверхдержав. Мун и его помощники стремились держаться на равном расстоянии от США, их традиционного союзника, и Китая, их крупнейшего торгового партнера. Хотя ясно, что Сеул не может допустить подрыва своих жизненно важных интересов в области безопасности, какие бы выгоды ни принесло ему экономическое партнерство с Китаем.

С учетом строительства сложной сети союзников и партнеров против Китая, администрация Байдена может поставить Сеул на сторону США более принципиальными и изощренными способами, чем администрация Трампа.

Эксперты прогнозируют, что правительство Байдена продолжит оказывать давление на Китай по торговым вопросам, хотя, возможно, и с меньшей силой. Если часть вопросов удастся уладить, а Китай согласится принять некоторые требования США, то напряжённые отношения между Вашингтоном и Пекином ослабятся, что положительно повлияет и на южнокорейскую экономику и освободит от необходимости выбора приоритетного торгового партнёра.

Влияние на экономику

Победа Джо Байдена, который намерен вернуться к многосторонности в торговле и возродить американскую экономику, может оказать положительное влияние на экономику РК, которая зависит от международной торговли: 15% южнокорейского экспорта составляют поставки в США.  Благодаря этому, в 2021 году рост южнокорейской экономики может повыситься на 0,3%, а рост экспорта — на 2,2%.

Вице-премьер, министр планирования и финансов РК Хон Нам Ги, тоже полагает, что победа Джо Байдена положительно повлияет на южнокорейскую экономику,- глобальная экономическая неопределённость ослабнет, а условия в мировой торговле улучшатся. Одновременно он не исключил возможности отрицательного влияния на южнокорейскую экономику таких факторов, как жёсткая политика Джо Байдена по защите окружающей среды и торговый конфликт между США и Китаем.

Между тем ужесточение условий инвестиционного рынка может, наоборот, стать бременем для экономики РК. Внимание привлекает и возможность повторного вступления США в Транстихоокеанское партнёрство на условиях ужесточения тарифов относительно экологии, инвестиций, автомобильной и сталелитейной промышленностей.

По мнению представителя Корейской ассоциации международной торговли, политика нового американского президента Джо Байдена будет предсказуемой. Предполагая, что традиционные торговые меры, в том числе антидемпинговые тарифы, останутся в силе. Поэтому южнокорейские компании должны  разработать индивидуальные стратегии, такие как расширение инвестиций в США.

В свою очередь, председатель Института глобальной экономики Чон Гван У заявил, что Корея должна подготовиться к среднесрочным и долгосрочным побочным эффектам от плана нового президента США проводить экспансионистскую фискальную политику. «Если экспансионистская экономическая политика увеличит потребление и инвестиции в США, это может оказать положительное влияние на корейскую экономику в краткосрочной перспективе. Но если экономический стимул будет рассматриваться как всегда лучший выбор даже в среднесрочной и долгосрочной перспективе, у других правительств не будет причин избегать такой политики».

Чон предупредил о перегретом фондовом рынке и посоветовал розничным инвесторам, делающим ставки на корейские и американские акции, быть более осторожными в своих инвестициях и готовиться к возможному повышению процентных ставок.

Одним из ключевых направлений инвестиций новой администрации США будет экологически чистый сектор, что соответствует политике расширения инвестиций южнокорейских компаний в аккумуляторы для электромобилей и возобновляемые источники энергии. СМИ РК обратили внимание, что в течение следующих четырёх лет Байден намерен выделить 2 трлн долларов на реализацию политики «зелёного роста». Возвращение США к Парижскому соглашению по климату и сокращению выбросов углекислого газа станет новой возможностью для южнокорейских производителей аккумуляторов.

Акции южнокорейских производителей аккумуляторов и поставщиков возобновляемых источников энергии уже пошли в рост. Как отметил аналитик Korea Investment & Securities Пэк Чан Гю, «политика администрации США принесет пользу секторам зеленой энергетики, коммунальных услуг и экологически чистой мобильности».

Но если для отрасли возобновляемой энергетики такая политика США станет преимуществом, строительная отрасль и нефтехимические предприятия РК, наоборот, могут пострадать.

Таким образом, баланс плюсов и минусов от новой власти в целом не меняется. Одни проблемы Сеула Вашингтона ушли, другие возникают им на замену.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: