24.06.2018 Автор: Владимир Терехов

В Сингапуре прошёл очередной «Диалог Шангри-Ла»

SIA34252342

“Диалоги Шангри-Ла”, ежегодно проводимые в Сингапуре под эгидой Лондонского Международного института стратегических исследований, являются предметом постоянного внимания НВО. Очередной, 17-й по счёту, состоялся 1-3 июня с.г.

Это один из самых авторитетных международных форумов, на котором обсуждаются вопросы безопасности в регионе Индийского и Тихого океанов (РИТО), куда смещается центр тяжести глобальных политических процессов. В его работе принимают участие представительные делегации, нередко возглавляемые чиновниками в ранге министров.

По содержанию представленных на форум докладов можно составить достаточно адекватное представление об эволюции проблематики безопасности в РИТО (в целом и в особо “разогретых” зонах региона) на годовом временном отрезке. В этом году новой темой в повестке дня стала проблема беженцев-рохинья, которая также не раз обсуждалась в НВО.

Каждый очередной форум знаменуется присутствием и выступлениями особо значимых политических персон. В центре нынешнего мероприятия, несомненно, находился премьер-министр Индии Нарендра Моди, с обширной речи которого и началась форумная дискуссия.

Сам факт участия Н. Моди в “Диалоге Шангри-Ла 2018”, по мнению экспертов, свидетельствует об активизации политики Индии на восточном направлении. Кстати визит в Сингапур стал частью турне индийского премьера, включившего в себя также посещение Индонезии и Малайзии.

Отметив “естественность” объединения в одно политико-географическое целое регионов Индийского и Тихого океанов (занимающих пространство от “берегов Америки до берегов Африки”), а также всестороннюю и возрастающую вовлечённость Индии в развивающиеся здесь процессы, Н. Моди сформулировал шесть ключевых тезисов:

  1. РИТО должен быть “свободным, открытым, инклюзивным” регионом, доступным для всех стран мира;
  2. в центре РИТО находится субрегион Юго-Восточной Азии, ключевую роль в делах которого “должны и будут играть” 10 стран АСЕАН;
  3. проблемы региона должны решаться путём диалогов, на базе права, уважения территориальной целостности участников, а не силой кого-либо из них;
  4. особую значимость приобретает уважение существующих законов в проблематике обеспечения свободы судоходства и использования воздушного пространства в регионе;
  5. на ситуацию в регионе позитивно влияет глобализация мирохозяйственных связей и отрицательно – протекционизм. Индия выступает за продолжение процесса формирования “Всестороннего регионального экономического партнёрства” (с участием стран АСЕАН+Австралии, Индии, КНР, Новой Зеландии, Республики Корея, Японии) и будет поддерживать работу банков, сформированных под эгидой КНР и стран-членов БРИКС;
  6. в Азии вполне возможен позитивный сценарий развития, если “не вернутся времена борьбы великих держав”, при том, что атмосфера конкуренции не противоречит и даже содействует реализации указанного сценария.

Вообще говоря, подобного рода тезисы озвучивались индийским руководством и ранее. Однако наряду с комплиментарными высказываниями в адрес Китая и России, сделанными во вступительной части доклада, они позволяют говорить о крайне важном тренде во внешнеполитическом курсе Н. Моди, направленном на укрепление самостоятельности (“автономности”, по выражению самого докладчика) индийского внешнеполитического курса.

Обозначившийся в начале с. г., и отчётливо проявившийся в ходе апрельской встречи с китайским лидером в Ухане, этот курс, видимо, направлен на отход от опасной “красной черты”, за которой вполне реально вырисовывалась перспектива попадания Индии в “дружеские объятия” США и в антикитайскую “Четвёрку” (с участием также Японии и Австралии).

В этом плане примечательной является позитивная оценка указанного выступления Н. Моди в КНР, где констатируют “очевидное переосмысление” индийским премьер-министром политики на китайском направлении.

Тем не менее, третий и четвёртый тезисы его доклада можно оценить как скрытую оппозицию со стороны Индии политике КНР в ЮВА и, прежде всего, в Южно-Китайском море. Об этом свидетельствует использование индийским премьером оборотов, свойственных риторике американских официальных лиц на тему “китайской экспансии” в ЮКМ.

Поэтому, как мы ранее отмечали, не следует ожидать быстрых чудес на пути начавшегося процесса улучшения китайско-индийских отношений и будет очень хорошо, если он будет и далее постепенно развиваться.

Представляется, что непосредственным следствием указанного нового тренда в индийской внешней политике стало отсутствие в форумной дискуссии темы упомянутой выше “Четвёрки”. В то время как на том же “Диалоге Шангри-Ла” годичной давности данная тема была весьма заметна.

Сегодня не способствуют её актуализации и положительные подвижки в отношениях КНР с Японией. В Австралии даже нынешнее консервативное правительство также заговорило о необходимости улучшения отношений с Пекином. Откуда, впрочем, последовало предупреждение относительно того, чтобы подобные “прокитайские” заявления не мотивировались лишь сиюминутными соображения предстоящих через год в Австралии парламентских выборов, на которых вполне могут победить (действительно прокитайские) лейбористы.

Как бы то ни было, но в Вашингтоне, видимо, решили вернуть проект “Четвёрки” в пыльный сундук, из которого он был извлечён два с половиной года назад, и продолжить военное сдерживание Китая в основном в одиночку. Акты подобного сдерживания демонстрировались как накануне, так и сразу после окончания последнего “Диалога Шангри-Ла”.

В конце мая в ЮКМ был зафиксирован проход двух американских кораблей внутри 12-мильной зоны вокруг одного из островов Парасельского архипелага. Комментируя этот акт, министр обороны США Дж. Мэттис использовал те самые устоявшиеся обороты о необходимости обеспечения “свободы судоходства вокруг спорных островов”.

5 июня агентство Reuters сообщило о планах Пентагона направить американские военные корабли, включая ударный авианосец, в район Тайваня. Предполагается проход кораблей через Тайваньский пролив.

Провокация, что называется, “на грани фола”, учитывая ключевую значимость тайваньской проблематики во внешней политике КНР. Указанные планы увязываются, среди прочего, с трудно протекающими переговорами по поводу предотвращения американо-китайской торговой войны.

Не будет Китай приглашён и на очередные международные военно-морские учения RimPac-2018, которые проводятся Тихоокеанским командованием США раз в два года. Хотя в 2014 и 2016 годах корабли ВМС КНР принимали участие в таких учениях.

Все эти американские акции явились фоном и иллюстрацией основных положений выступления на “Диалоге Шангри-Ла 2018” того же Дж. Мэттиса, который, как и в прошлом году, подтвердил “критическую важность” для США всестороннего присутствия в РИТО.

На этот раз в его докладе обратила на себя внимание тема американских “обязательств” по поддержанию на необходимом уровне потенциала “самообороны” Тайваня. Недвусмысленным образом была заявлена “оппозиция односторонним действиям, нацеленным на нарушение статус-кво” в Тайваньском проливе. Существующие противоречия, по мнению Дж. Мэттиса, должны решаться с учётом пожелания “людей, проживающих по обеим берегам Тайваньского пролива”.

В целом же данное выступление министра обороны США подтверждает подозрения о возможности перемещения условной “Кореи” с Корейского полуострова на Тайвань и далее в ЮКМ.

В основном с этим связано общее авторское впечатление от итогов работы последнего “Диалоге Шангри-Ла”, которое можно сформулировать, приблизительно, так: на фоне наметившихся позитивных тенденций в отношениях Китая практически со всеми соседями наблюдается дальнейшее обострение его отношений с главным геополитическим оппонентом.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: