03.12.2017 Автор: Дмитрий Бокарев

Роль Китая в судьбе Сомали

453453453

Текущие события в Сомали вызывают все большую тревогу. На фоне тяжелой экономической обстановки и военного противостояния множества группировок, разделивших страну на сферы влияния за десятилетия гражданской войны, появилась новая угроза, способная значительно усугубить ситуацию и сделать Сомали одной из самых проблемных точек на Земле. Речь идет о террористической организации ДАИШ (запрещена в РФ), которая в последние годы развернула в Сомали активную деятельность с целью захвата страны и превращения ее в свой новый плацдарм. Дополнительное беспокойство вызывает расположение Сомали на берегу Аденского залива – стратегически важного участка морского пути между Европой и Азией.

Сейчас многие страны мира участвуют в обеспечении безопасности в регионе, в первую очередь – военными методами. В водах Аденского залива присутствуют ВМС множества стран, присланные туда для борьбы с сомалийскими пиратами. Также на территории Сомали периодически проводятся полицейские операции против пиратов и военные антитеррористические операции.

Однако очевидно, что проблемы Сомали требуют от международного сообщества принятия комплексных мер, главная цель которых – улучшение социально-экономической обстановки в стране. Это необходимо, чтобы снизить экстремистские настроения и лишить террористические группировки поддержки сомалийского населения. Силовые же методы борьбы с терроризмом и другими видами преступности должны играть вспомогательную роль.

С точки зрения сочетания силовых и экономических методов улучшения ситуации в Сомали следует особо отметить деятельность Китая.

КНР активно наращивает свое экономическое присутствие во всех странах Африки, однако Сомали играет для Поднебесной особую роль именно в связи со своим географическим положением наряду с Джибути, Эритреей и Египтом. Вдоль берегов этих стран пролегает стратегически важный участок морского пути между Европой и Азией, включающий в себя Аденский залив, Красное море и Суэцкий канал. Через этот узкий коридор проходят практически все корабли, стремящиеся попасть из Индийского океана в Средиземное море, ведь его альтернатива – долгий и гораздо более затратный путь вокруг Африки.

Как известно, Китай сделал одну из главных ставок в своем грядущем развитии на глобальный транспортный проект «Один пояс – один путь» (ОПОП). Важная часть ОПОП – проект «Морской Шелковый путь XXI века», который должен включить в себя основные морские маршруты, соединяющие Европу, Азию и Африку. Так что безопасность судоходства в Суэцком канале и прилегающих районах крайне важна для Китая.

Китайские боевые корабли были посланы в район Сомали еще в конце 2008 г, вскоре после того, как Совет Безопасности ООН разрешил государствам использовать свои ВМС и ВВС для борьбы с сомалийскими пиратами. К концу 2017 г. в патрулировании опасных вод успели принять участие 26 эскадр китайских ВМС. По сообщениям СМИ, за это время они пресекли более 3 тыс. нападений на грузовые суда. Вклад КНР в снижение пиратской угрозы был неоднократно отмечен Советом Безопасности ООН.

В октябре 2017 г. МИД КНР заявил, что Китай и дальше продолжит охранять гражданское судоходство в Аденском заливе и направит к берегам Сомали еще несколько эскадр.

Следует напомнить, что летом 2017 г. была официально открыта первая китайская зарубежная военная база в Джибути. Джибути граничит с Сомали и также находится на берегу Аденского залива. С точки зрения контроля над судоходством между Европой и Азией Джибути имеет даже большее значение, чем Сомали, поскольку находится на берегу Баб-эль-Мандебского пролива – узкого прохода между Аденским заливом и Красным морем. Не случайно в этой стране уже есть военные базы США, Франции и Японии.

Китайская база создана с целью поддержки гуманитарной и миротворческой деятельности в Африке и Западной Азии, а также для защиты и эвакуации работающих там китайских граждан в случае необходимости. Корабли ВМС КНР, патрулирующие тревожные воды близ Сомали и Йемена, смогут получать на ней ремонт и дозаправку. Таким образом, китайское военное присутствие в районе Аденского залива стало прочным и постоянным, что, несомненно, положительно скажется на будущем «Морского Шелкового пути XXI века», а также может принести пользу в борьбе с террористической угрозой на территории Сомали и других стран региона. Однако, как упоминалось выше, чтобы обеспечить там мир и безопасность, военного присутствия и силовых методов недостаточно. Требуется значительное изменение экономической ситуации. В этом направлении Китай также ведет работу.

Как известно, в 2015 г. в Йоханнесбурге состоялся Шестой Форум сотрудничества «Китай-Африка». На этом мероприятии глава КНР Си Цзиньпин сообщил, что КНР вложит в экономику стран Черного континента $60 млрд, а также осуществит ряд инфраструктурных проектов в период до 2018 г.

Кроме того, Китай ведет двусторонний диалог с каждым африканским государством по отдельности, направляя в них дополнительные инвестиции, не связанные с планом, принятым в Йоханнесбурге.

Оказывать материальную поддержку Сомали КНР начала еще в 1977 г. Кроме того, две страны сотрудничают в нефтегазовой сфере.

С тех пор, как стартовал проект ОПОП, государства, через которые пролегают ключевые транспортные маршруты, стали привлекать особое внимание Китая. Так, в мае 2017 г. в Пекине состоялся грандиозный форум ОПОП, на котором присутствовали высокопоставленные представители более 100 стран. На этом мероприятии КНР взяла на себя обязательства по оказанию продовольственной помощи своим партнерам по ОПОП, переживающим тяжелые времена. В соответствии с этими обязательствами в июне 2017 г. Китай поставил Сомали более 2,8 тыс. тонн риса и другую пищевую продукцию.

В сентябре 2017 г. во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке глава МИД КНР Ван И встретился с главой правительства Сомали Хасаном Али Хайре, в ходе которой была подтверждена взаимная заинтересованность сторон в развитии двустороннего сотрудничества.

Также КНР оказывает помощь Сомали через международные организации. Так, в ноябре 2017 г. Китай выделил $2 млн. Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) для помощи голодающим сомалийским детям.

В заключение можно сказать, что, несмотря на крайне тяжелую ситуацию в Сомали, возможно, в ближайшем будущем у этой страны может появиться надежда на выход из кризиса. Сомали, Джибути и другие страны, чьи берега образуют коридор между Индийским океаном и Средиземным морем, очень важны для проекта «Морской Шелковый путь ХХI века», субпроекта ОПОП. В свою очередь, ОПОП крайне важен для Китая. Не исключено, что это заставит КНР предпринять действенные шаги по восстановлению сомалийской экономики и возвращению этой страны на путь мирного развития.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: