После выборов в нижнюю палату парламента Японии, состоявшихся 27 октября, правившая ранее коалиция Либерально-демократической партии (ЛДП) и Комэйто оказалась в меньшинстве.
Народно-демократическая партия отказалась от коалиции
Уступки для оппозиции
Коалиция ЛДП-Комэйто вела непростые переговоры с оппозицией и, в частности, с Конституционно-демократической партией (КДП) по вопросу распределения мест в комитетах парламента. В результате переговоров из 17 постоянных комитетов в 10 председателем были назначены представители от ЛДП (9 комитетов) и Комэйто (1); оппозиция получила 7 мест (КДП – 5; Партия обновления Японии – 1; Народная демократическая партия – 1).
Наиболее значимым является то, что председателем комитета по бюджету был назначен Дзюн Адзуми из КДП. Это крайне важный комитет, и то, что его председателем стал член оппозиционной КДП (которая в большинстве вопросов выступает идеологическим противником ЛДП) означает, что прения в этом комитете будут непростыми, а обсуждения вопросов о бюджете, которые ЛДП и Комэйто будут выносить на повестку, могут специально откладываться председателем, который составляет расписание обсуждений.
Таким образом, на первый взгляд коалиция ЛДП и Комэйто находится в непростом положении.
Насколько тяжело в действительности положение ЛДП и Комэйто?
В то же время, оппозиционные партии не представляют собой единый фронт. Раздробленность оппозиции демонстрируют выборы премьер-министра. КДП призывала оппозицию голосовать не за главу ЛДП Сигэру Исиба, а за председателя своей партии, Ёсихико Нода. Однако во втором туре выборов, когда депутаты должны были проголосовать только за одного из двух прошедших первый тур кандидатов, 84 депутата из оппозиции проголосовали за кандидатов от своих партий, осознавая, что их голоса будут признаны недействительными. В результате победил Сигэру Исиба (221 голос; за Ёсихико Нода проголосовало 160 депутатов). Это событие демонстрирует, что оппозиционные партии не стремятся к объединению с КДП против ЛДП и Комэйто и будут преследовать в первую очередь свои интересы.
Учитывая, что оппозиционные партии имеют самые разные взгляды, от ультраправых до крайне левых, и различные позиции по конкретным политическим инициативам, ЛДП и Комэйто могут договариваться о сотрудничестве с этими партиями. В случае грамотного подхода к переговорам с этими группами бывшей правящей коалиции будет несложно набрать недостающие до большинства 18 голосов, потому роль Народной демократической партии также переоценивать не стоит, она не является единственным потенциальным союзником при голосовании в нижней палате. Кроме того, после широкой огласки скандала вокруг супружеской измены Юитиро Тамаки переговорный потенциал его партии в определенной степени уменьшился.
Помимо этого, ЛДП и Комэйто составляют большинство в верхней палате парламента (140 мест против 92 у оппозиции). У верхней палаты меньше влияния и власти, чем у нижней, однако она способна осложнять принятие одобренных нижней палатой решений. В случае отклонения верхней палатой законопроекта, принятого нижней, последняя может повторно рассмотреть проект, и он может быть принят по результатам повторного голосования только нижней палаты. Однако депутатам последней для этого нужно будет набрать уже две трети голосов, а не половину, что оппозиция себе позволить не может. В июле 2025 года будет переизбрана половина членов верхней палаты, однако учитывая отрыв ЛДП и Комэйто от оппозиции в 48 депутатов (140 против 92), эти выборы вряд ли изменят сложившуюся ситуацию. Это еще сильнее осложняет положение дел для оппозиции, которая, конечно, может саботировать инициативы ЛДП и Комэйто в нижней палате, но свои законопроекты может продвинуть практически только на условиях, приемлемых для этой коалиции.
Перспектива политики по вопросам безопасности
Учитывая расположение сил в парламенте можно рассчитывать на воплощение ряда инициатив по вопросам безопасности вновь избранного премьер-министром Исиба Сигэру, так как есть немало представителей оппозиции, которые готовы поддержать эти начинания. Инициативы по этому направлению вряд ли будут настолько масштабными, как создание «азиатского НАТО» или фундаментальная реформа Сил самообороны Японии (не говоря уже о пересмотре 9 статьи Конституции), в нынешней обстановке в парламенте это представляется труднодостижимым. Однако вполне стоит ожидать увеличения оборонного бюджета (особенно в случае, если администрация Трампа начнет уменьшать военное присутствие в Восточной и Юго-восточной Азии), укрепления военно-политического союза с США и сотрудничества по вопросам безопасности с AUKUS и ЕС. В то же время, председательство КДП в комитете по бюджету может создавать препятствия для утверждения средств на военные расходы.
Даниил Романенко, японовед, сотрудник Института востоковедения РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»