EN|FR|RU
Социальные сети:

Что ждут в Южной Корее от нового премьер-министра Японии?

Константин Асмолов, 19 октября

1 октября бывший генеральный секретарь Либерально-демократической партии Японии Сигэру Исиба был назначен 102-м премьер-министром Японии.

новый премьер-министр Японии

В Южной Корее к этому отнеслись с большим вниманием, особенно с учетом того, что в 2025 году исполняется 60 лет с момента нормализации отношений между двумя странами.

Кто такой Сигэру Исиба?

После избрания членом парламента в 1986 году Исиба занимал посты министра обороны, министра сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также генерального секретаря консервативной партии при Абэ. Исиба был избран главой ЛДП после того, как премьер-министр Фумио Кисида заявил, что не будет продлевать свой срок полномочий еще на два года. Хотя Исиба не имел собственной фракции, он прошел во второй тур выборов после того, как ни один другой кандидат не набрал большинства голосов членов партии. В первом туре голосования Исиба занял второе место после Санаэ Такаичи — сторонника жесткой линии и протеже бывшего премьер-министра Синдзо Абэ. Но во втором туре Исиба получил большинство голосов.

Исиба долгое время был аутсайдером в правящей партии, часто вступая в конфликты с влиятельными сторонниками жесткой линии, такими как бывший премьер-министр Синдзо Абэ. Несмотря на относительно небольшую поддержку, пообещав вывести партию из кризиса, ему удалось сохранить лидерство.

Южнокорейские СМИ отмечают следующие черты этого политика

Будучи христианином, Исиба держался на расстоянии от посещения храма Ясукуни, где покоятся военные преступники класса А, и сдержанно высказывался по поводу острых проблем прошлого, включая «женщин для утешения» и принудительный труд в колониальные времена.

Более того, он публично признавал войну Японии на Тихом океане «агрессивной войной», заявляя, что Япония должна признать свою ответственность за войну и «признать свою историю колониального правления и агрессии».

Исиба выражал надежду на «возвращение к дружественным двусторонним связям, существовавшим при правительствах Кэйдзо Обучи и Ким Дэ Чжуна в конце 1990-х годов». В книге, опубликованной накануне выборов, он писал, что отношения между Южной Кореей и Японией «значительно улучшились» благодаря усилиям президента РК Юн Сок Еля, и Япония должна использовать появившуюся возможность для налаживания двусторонних связей. Между тем, кабинет Кисиды подвергался им критике за неспособность добиться ощутимого прогресса в отношениях, несмотря на настойчивые усилия и уступки администрации Юна.

Впрочем, Исиба придерживается жесткой позиции по территориальным вопросам, например, в отношении островов Токто, и придерживается позиции, что вопрос о репарациях Японии был полностью урегулирован в соответствии с соглашением об урегулировании претензий между Кореей и Японией 1965 года.

Будучи министром обороны, Исиба призывал к пересмотру конституции Японии, чтобы разрешить создание вооруженных сил, и поддерживал создание в Азии многосторонней системы сотрудничества в области безопасности.

Исходя из этого, некоторые эксперты и дипломаты РК даже называют Исибу «прокорейским» политиком.

Первые шаги, первые контакты

Выступая со своей первой программной речью в парламенте страны, Сигэру Исиба уделил приоритетное внимание вопросам безопасности и внешней политики. Он осудил действия РФ на Украине, подверг критике КНДР, назвав продолжающееся развитие ракетно-ядерной программы Пхеньяна прямым нарушением резолюций Совбеза ООН и угрозой безопасности всего международного сообщества.

Исиба выразил уверенность в том, что японско-американский альянс является «основной осью» японской внешней политики и основой мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе и выступил с критикой в отношении действий КНР в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, обвинив Пекин в попытках «силового одностороннего изменения статус-кво». При этом он намерен развивать с Китаем «стратегические взаимовыгодные отношения».

В отношении России Исиба заявил, что правительство Японии сохраняет курс на «решение территориальной проблемы и заключение мирного договора», несмотря на текущие сложности. В то же время он подчеркнул, что японское правительство продолжит санкционное давление на РФ и поддержку Украины.

Что же до отношений с Вашингтоном и Сеулом, то у каждой страны свои национальные интересы, и на основе этих интересов следует строить международные отношения и добиваться результатов во внешней политике.

Премьер-министр напомнил о важности для Японии отношений с США и РК, подчеркнув при этом, что каждая встреча на высшем уровне должна иметь чётко поставленную цель. Укрепление доверия и дружбы между странами имеет важное значение, но необходимо заранее понимать, ради чего проводятся переговоры.

Такие высказывания не остались без поддержки РК. Высокопоставленный представитель администрации президента Южной Кореи заявил, что РК «продолжит тесно сотрудничать с новым кабинетом министров Японии, чтобы обеспечить позитивное развитие южнокорейско-японских отношений«. Источник в Министерстве иностранных дел также выразил оптимизм по поводу того, что соседние страны будут поддерживать каналы связи открытыми для поддержания «позитивной двусторонней динамики».

2 октября 2024 г. Юн Сок Ёль и Сигэру Исиба уже провели 15-минутные телефонные переговоры. Их главным итогом стала договорённость сторон о развитии и укреплении двустороннего сотрудничества, а также трёхстороннего взаимодействия с участием США. Кроме того, стороны согласовали скоординированные меры реагирования на «провокации» со стороны КНДР, согласились с необходимостью продолжать сотрудничество по вопросам прав человека в КНДР, включая темы военнопленных и похищенных.

Принято решение о проведении в ближайшем будущем личной встречи в Лаосе на полях серии ежегодных региональных встреч с участием десяти стран-членов АСЕАН и их партнёров по диалогу. Кроме того, президент Юн встретится с Исибой во время ноябрьского саммита АТЭС в Перу.

Министр иностранных дел Южной Кореи Чо Тхэ Ёль также провел свои первые телефонные переговоры с новым министром иностранных дел Японии Такеси Ивая и предложил обеим сторонам тесно взаимодействовать для расширения сотрудничества. Ивая также охарактеризовал отношения между Сеулом и Токио как очень важные и сказал, что тесное двустороннее сотрудничество не только принесет пользу обеим сторонам, но и поможет укрепить региональную стабильность и процветание. Стороны договорились ускорить подготовку к мероприятиям, посвященным 60-летию нормализации дипломатических отношений между двумя странами в следующем году.

Правительство РК тоже поздравило  Исибу с назначением на пост премьер-министра Японии. В Сеуле надеются на развитие перспективного, ориентированного на будущее партнёрства во всех областях, включая безопасность, экономику и глобальные вопросы.  РК характеризует отношения с Японией как партнёрские, основанные на общих ценностях, стремлении к миру и глобальному процветанию.

Большинство текстов оптимистичны: две страны продолжат совместно добиваться улучшения отношений в целом, даже несмотря на то, что двум нациям придется приложить немало усилий для разрешения своих исторических споров.

Однако пессимисты тоже есть, и по их мнению, преждевременно предполагать, что руководство Исибы приведет к кардинальным изменениям. Во-первых, «голубиная» позиция Исибы не является господствующей точкой зрения в Либерально-демократической партии, в которой доминируют правые консерваторы. Во-вторых, к идеологическим разногласиям добавляется статус аутсайдера. В-третьих, хотя Исиба более мягок в некоторых вопросах, он занял твердую позицию по спорному вопросу о Токто, утверждая, что это территория Японии. Исиба также выступает против любой дальнейшей компенсации корейцам, призванным на принудительные работы во время Второй мировой войны, утверждая, что этот вопрос был решен соглашением 1965 года между Японией и Кореей. В-четвертых, его риторика относительно азиатского НАТО и возрождения армии часто интерпретируется как агрессивный подход к военной экспансии Японии в регионе.

В этом контексте даже новый министр иностранных дел Японии Такэси Ивая, отказался комментировать идею премьер-министра Сигэру Исибы о размещении ядерного оружия США в регионе и «совместном обладании» им. Ивая подтвердил, что правительство Японии придерживается трех неядерных принципов и не планирует их пересматривать, а идея «азиатской версии НАТО», ‒ перспективная идея, которая будет рассмотрена в будущем.

Таким образом, хотя позиция нового премьера близка взглядам президента РК и надеждам южнокорейской публики, речь скорее об окне возможностей, чем о гарантированном сближении.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Германия была двигателем Европы, потому что использовала российское топливо
Расширение БРИКС и возможный расклад
Являются ли западные демократии образцом для всего мира? Часть 1.
О саммите государств Юго-восточной Европы и Украины
Африканский Рог: нарастающая эскалация. Часть 2