Нынешний финансовый кризис в Турции демонстрирует стремительную девальвацию турецкой лиры. После второго тура президентских выборов практически в ежедневном режиме турецкая лира падает в цене, преодолевая новые исторические минимумы. Так, 22 июня по итогам состоявшихся торгов она преодолела психологическую отметку в 24 лиры за доллар.
Все это стало следствием очевидных нарушений в финансовом управлении Турции, когда власти в популистских целях и из прагматичных соображений увеличения числа своих сторонников на выборах искусственно удерживали низкую кредитную ставку Центробанка для поощрения малого бизнеса и поддержания отечественного производства.
Однако рыночная система турецкой экономики, так или иначе, интегрирована в мировую экономику, где правила финансового кредитования и инвестирования определяют не турки, а их западные союзники. Соответственно, и политика турецкого Центробанка (ЦБ) должна учитывать международную экономическую конъюнктуру и установленные нормы.
Учетная ставка, как известно, это и есть тот процент, под который Центробанк государства выдает кредиты коммерческим банкам. Соответственно, изменения учетной ставки являются одним из инструментов денежно-кредитной политики ЦБ, через которую оказывается влияние на инфляцию.
Поднимая учетную ставку, ЦБ поднимает кредитную ставку коммерческих банков. В результате, кредиты повышаются, уменьшается объем национальной валюты в обороте, деньги дорожают, понижается потребительский спрос. Таким образом тормозится повышение цен и снижается уровень инфляции.
Эрдоган же до выборов, поддерживая низкую учетную ставку на отметке 8,5%, создавал в обществе иллюзию оздоровления экономики, поскольку повышался потребительский спрос. Именно в феврале 2023 г., то есть незадолго до выборов, турецкий ЦБ по установке сверху понизил учетную ставку с 9 до 8,5%, а до этого с 10,5% опустил до 9%.
Выборы также потребовали новых финансовых вливаний и, по некоторым данным, турецкий золотовалютный резерв сократился на 15%. Сейчас же наступило время расплаты. Новая команда прагматиков-технократов в финансовом блоке правительства (Мехмет Шимшек и Хафизе Эркан) пытаются остановить катастрофическую инфляцию, поэтому поднимают ставку рефинансирования почти вдвое, доведя ее с 8,5 до 15%.
Нельзя сказать, что президент Эрдоган, проявляя заботу о малообеспеченных гражданах, никогда ранее не менял те же ставки кредитования ЦБ в сторону повышения. Достаточно вспомнить в этой связи недавнюю историю кредитования того же ЦБ Турции. Так, после президентских выборов в 2018 г. учетная ставка ЦБ Турции с 8,2% была поднята до 18%, а через месяц она уже доходила до 24%. В марте 2019 г. турецкий ЦБ повышал ключевую ставку с отметки 17% до 19%.
Вот и сейчас некоторые эксперты ожидают новые изменения с ключевыми ставками в пользу повышения до 21%. Соответственно, президент Р. Эрдоган понимает необходимость вынужденных (или временных) перемен, дабы не подорвать окончательно финансовые основы государства. Поэтому он и объявил о предоставлении свободы и невмешательство в политику Центробанка и министерства финансов и казначейства.
Возможно, подобная ситуация в Турции сохранится до того момента, пока турецкая лира не стабилизируется по отношению к мировым валютам (доллару и евро) и Анкара не получит от своих западных союзников и международных финансовых институтов выгодные кредиты и инвестиции. Во всяком случае, такова политика новых членов правительства, прошедших школу подготовки и практики американского бизнеса и ориентированных на Запад.
После выборов Эрдоган стал терять и некоторые статьи внешних доходов. В частности, известная «зерновая сделка» по вывозу украинской пшеницы на мировые рынки при благорасположении российского руководства с учетом лояльной политики турецкого лидера в ситуации военно-политического кризиса между Россией и Украиной вовсе не была благотворительностью со стороны Турции. Эрдоган за свои посреднические услуги в данной сделке имел немалые скидки за покупку того же зерна и высокие дивиденды за его транзит. Это не в малой степени помогло Эрдогану и на прошедших выборах в смысле не столько денег, сколько роста собственного авторитета на международной арене.
Однако за более чем год функционирования «зерновой сделки» российская сторона так и не получила от внешних гарантов данного мероприятия (включая ООН и Турции) обещанных бонусов в виде: экспорта русской сельскохозяйственной продукции (включая удобрений); импорта зарубежной аграрной техники и запчастей к ним; подключения «Россельхозбанка» к международной платежной системе SWIFT; накоенц, восстановления аммиакопровода Тольятти – Одесса. Поэтому Россия уже не может пойти навстречу другу Эрдогану по продлению «зерновой сделки», как это было сделано 18 мая с.г. перед выборами сроком на два месяца. Соответственно, «зерновая статья дохода» у Турции скорее завершится, если не будет изменений в позиции Украины.
В 2024 г. Росатом планирует запустить в строй первую в истории Турции АЭС «Аккую», финансирование строительства которой на 21 млрд долл. США было полностью российским из расчета последующего получения долга по схеме совместной эксплуатации. Российская сторона, идя навстречу пожеланиям турецких партнеров, выражает готовность и к строительству двух новых АЭС в обозримой перспективе, что позволит Турции увеличить объемы потребления экологически чистой энергии и обеспечить рост производства. Если учесть, что АЭС «Аккую» даст Турции дополнительно 10% энергии от всего объема потребляемой ныне энергетики, то со строительством еще двух новых АЭС данные показатели могут увеличиться в три раза. Однако и у России сегодня имеются свои острые экономические вопросы в условиях жестких санкций коллективного Запада, что может внести свои правки и в тему финансирования новых проектов АЭС в Турции.
Турция остается важным региональным партнером России. Вряд ли объемы экспорта российского газа через действующую энергетическую инфраструктуру того же Азербайджана и Турции на европейский рынок могут иметь стратегическое значение для Москвы, поскольку объемы пропускной способности той же Южной трубопроводной системы с берегов Апшерона до Южной Европы не такие уж и великие. Россия из-за известных санкций Запада вынуждена сейчас системно перестраивать свой энергетический экспорт на Юго-Восток (прежде всего, Китай и Индию), то есть с Европы на Азию.
Однако Турция сохраняет свою актуальность для России с учетом своей выгодной географии на стыке трех континентов (Азии, Европы и Африки), проходящих через нее важных торговых и транзитных коммуникаций, а также лояльной политики президента Эрдогана в адрес Москвы. Сегодня Турция становится не просто хабом, но и своего рода неким «окном» для выхода России в ту же Европу (параллельный импорт). Надолго сохранится подобная связка и расстановка – покажет время и перемены на стратегическом уровне отношений Россия – США (Европа).
Таким образом, турецкая экономика вынуждена подстраиваться под новые вызовы, а политические сюжеты очередных вызовов не должны уводить Анкару в сторону от стратегии соблюдения баланса между ключевыми центрами силы, где Россия одна из них.
Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»