В предыдущем тексте про ответ РК на рейд беспилотников с Севера мы описали очевидные ответы Юга: разработка собственных дронов, модернизация ПВО с упором на борьбу с беспилотниками и иные действия, прямо направленные на повышение боеготовности.
Однако, кроме этого, речь идёт как минимум о двух вещах, которые могут очень серьёзно усилить напряженность на полуострове.
Во-первых, 4 января представитель администрации президента Ким Ын Хе сообщила журналистам, что президент РК Юн Сок Ёль поручил управлению национальной безопасности рассмотреть вопрос о приостановке действия межкорейского соглашения в военной области. Это может быть сделано в том случае, если Пхеньян совершит ещё одну провокацию, нарушающую территориальную целостность РК.
Соглашение о снижении напряжённости на Корейском полуострове и предотвращение случайных военных столкновений было подписано 19 сентября 2018 года в Пхеньяне между тогдашним президентом Мун Чжэ Ином и северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Оно предусматривает прекращение враждебных действий в отношении друг друга и устранение опасности войны, а также включает планы по превращению демилитаризованной зоны в зону мира, разработке военных гарантий для активизации трансграничных обменов и установлению военных мер укрепления доверия. Соглашение предусматривает также установление 10-километровой буферной зоны вдоль сухопутной границы, в которой запрещены артиллерийские стрельбы и военные учения. Аналогичные буферные зоны шириной 80 км установили в Восточном и Жёлтом морях.
Также в соглашении были схемы вывода некоторых пограничных постов, разоружения Совместной зоны безопасности в Демилитаризованной зоне (ДМЗ), совместных раскопок останков военнослужащих Корейской войны в ДМЗ и разработки мер по совместному использованию устья реки Хан.
В отличие от прочих деклараций, с точки зрения автора, это был единственный документ, который, во-первых, исполнялся, а во-вторых – сыграл важную роль в «демилитаризации» ДМЗ, действительно откатив приграничную напряженность как минимум на уровень условного 2015-го года.
Южане периодически обвиняли Север в нарушении межкорейского соглашения, но они были не вполне корректны. По их мнению, неоднократные артиллерийские обстрелы Севером восточных и западных морских буферных зон в октябре, ноябре и декабре, нарушали соглашение – однако, если вчитаться в текст, то Север обстреливал ДМЗ, но не размещал на этой территории постоянного вооружения. Испытательные пуски МБР тоже не нарушают соглашение, ибо тогда во враждебные действия придется записать и учения, проводимые Югом. Зато к враждебным действиям однозначно относился запуск на территорию КНДР пропагандистских листовок, для прекращения которых Пхеньяну в 2020 г. пришлось взрывать здание офиса связей в Кэсоне.
Как отмечает журналист и кореевед Олег Кирьянов, справедливости ради следует отметить, что это соглашение итак фактически уже утратило свою силу, поскольку обе стороны действуют по принципу «сила в ответ на силу», что приводит к нагнетанию обстановки и раскручиванию маховика военно-политической напряжённости. Практика проведения совместных с США крупных военных учений тоже слабо соотносится с требованиями воздерживаться от провокационных действий, однако объясняется правом на оборону.
Более того, как сообщили 5 января в администрации президента РК, Сеул рассматривает возможность приостановки действия Пхеньянской декларации 19 сентября 2018 года, если северокорейская сторона вновь вторгнется на южнокорейскую территорию. Межкорейское соглашение в военной области является приложением к этой декларации. Правда в министерстве объединения поспешили пояснить, что возможность приостановки соглашения в военной области не означает приостановки действия Пхеньянской декларации.
Во-вторых, обсуждается вопрос о возобновлении пропаганды в сторону Севера. Речь может пойти как о возобновлении репродукторного вещания, так и о возвращении к практике заброса агитационных листовок, чем ранее занимались только одиозные деятели вроде Пак Сан Хака.
Южнокорейские военные использовали посты пропагандистского вещания вдоль границы в качестве ключевой части своей тактики психологической войны против Севера. По данным южнокорейских военных, сообщения с репродукторов можно услышать примерно за 10 километров вглубь днем и за 24 километра ночью.
Транслируемые сообщения в основном критиковали северокорейский режим, но использование громкоговорителей было приостановлено в апреле 2018 года после межкорейского саммита.
Вещание, как и отправка на Север пропагандистских материалов с помощью воздушных шаров, станет возможно после приостановки действия межкорейского соглашения в военной области от 19 сентября 2018 года, если Север снова нарушит воздушное пространство РК.
Тут, правда, есть некий юридический казус. Статья 24 Закона о развитии межкорейских отношений, дополненная после событий 2020 г., запрещает пропаганду на границе с помощью громкоговорителей и листовок, а нарушителям грозит максимальный тюремный срок в три года или штраф в размере 30 миллионов вон ($23 тысячи). Однако Статья 23 закона предусматривает, что президент может приостановить действие всех или части каждого соглашения между Южной и Северной Кореей на определенный период, когда происходят значительные изменения в межкорейских отношениях или когда это считается необходимым для национальной безопасности, поддержания порядка или общественного благосостояния.
Юн Сок Ель и его министр объединения Квон Ен Се называли введение ст. 24 неправильным решением, полагая, что закон является неконституционным и ограничивает свободу выражения мнений и политическую деятельность.
Поэтому, по словам высокопоставленного чиновника министерства по делам воссоединения Южной Кореи, после истории с БПЛА там начали правовую проверку, чтобы выяснить, может ли Сеул возобновить использование пропагандистских громкоговорителей вдоль границы или разрешить доставку пропагандистских листовок в Северную Корею.
Профессиональные перебежчики, включая ныне депутата-консерватора Тхэ Ен Хо, любят заявлять, что якобы «передач по громкоговорителям, направленных против северокорейских солдат, дислоцированных на границе» Ким Чен Ын боится больше всего. В этом контексте Тхэ и ранее предлагал возобновить использование громкоговорителей в рамках усилий по предотвращению проведения Северной Кореей седьмого ядерного испытания, заранее предупредив Север о таком шаге.
Ча Ду Хен, главный научный сотрудник Института политических исследований Asan, также считает, что правительству необходимо рассмотреть этот вариант. Брюс Беннетт, старший международный аналитик по вопросам обороны в RAND Corporation и записной ястреб, тоже заявил, что слова могут быть более мощными, чем пули, и сохранять мир в нынешних условиях. «Что пугает Кима больше, чем крах его режима? Разве Южная Корея и Соединенные Штаты не должны угрожать Северу постоянным потоком внешней информации, если он продолжит свои провокации?».
Однако старший научный сотрудник Корейского форума по обороне и безопасности Син Чжон У считает, что «позиция правительства Южной Кореи сосредоточена на деэскалации напряженности и сдерживании провокаций, но вещание по громкой связи может послужить поводом для Северной Кореи совершать дальнейшие провокации, поэтому я думаю, что было бы лучше не возобновлять его превентивно».
Что же до запускателей листовок, то в 2022 г., после прихода Юна к власти, «Борцы за свободную Северную Корею» ( НГО Пак Сан Хака) и другие группы активистов попросили о встрече с администрацией президента и провели ее, но в новом году продолжения не было, хотя по словам АП РК, «мы держим канал открытым», поскольку во время своей президентской кампании Юн Сок Ёль обещал сотрудничать с международным сообществом для улучшения прав человека на Севере. Тем не менее, пока АП только «рассматривает призывы активистов разрешить возобновление распространения листовок через границу, чтобы помочь информировать северокорейцев о жестокости их режима».
9 января 2023 г. Пак Сан Хак в интервью агентству Ёнхап заявил, что планирует в ближайшее время запустить через границу беспилотные летательные аппараты с антипхеньянскими листовками, поскольку зимой из-за холодного ветра с севера воздушные шары летают плохо. Ранее Пак Сан Хак сообщал, что, оказывается, в апреле 2020 года его группа уже запускала беспилотник с листовками, и он долетел до Пхеньяна.
В тот же день министерство по делам воссоединения РК обратилось к НГО Пака с призывом воздержаться от отправки агитационных листовок на Север при помощи дронов в интересах безопасности жителей приграничных районов, а также учитывая напряжённую ситуацию на межкорейской границе и необходимость соблюдать действующее законодательство.
Почему автор считает, что к опасной черте Сеул может не шагнуть, а прыгнуть? Во-первых, северокорейцы давно обещались стрелять не только по воздушным шарам, которые несут листовки, но и по местам, с которых они запускаются. То же самое касалось громкоговорителей. Это сильно повышает вероятность инцидентов со стрельбой, в которых могут пострадать люди, включая мирное население территорий, откуда Пак запускал шары. Между тем, любой такой инцидент позволит Сеулу окончательно обнулить достижения олимпийского потепления, и порочный круг завертится быстро.
Во-вторых, давать Пак Сан Хаку свободу действий – чрезвычайно опасно. В активе этого человека – предположительные попытки отправлять на север предметы, зараженные коронавирусом (за что его критиковали иные перебежчики) или запуск с территории КНР дронов со взрывчаткой для взрывов статуй Кимов, которые должны были стать оправданием «гуманитарной интервенции». Если такие люди почувствуют вседозволенность, они могут пойти на очень опасные действия, а ответственность все равно понесет Сеул.
В-третьих, Юн, конечно, пытается разменять напряженность на межкорейском направлении на относительную свободу рук на российском и китайском, но где гарантия, что США не выкрутят их?
Не случайно «Корея Таймс» отмечает, что вместо действий в парадигме «око за око» Юн Сок Ель мог бы поучиться у двух своих консервативных предшественников — Пак Чон Хи, который добился первых реальных переговоров Севера и Юга в 1972 г. и Но Тхэ У, чья «северная политика» добилась одновременного принятия двух Корей в Организацию Объединенных Наций. По мнению газеты, «это стало возможным благодаря тому, что оба экс-президента были консервативными лидерами, свободными от критики со стороны южнокорейцев, которые испытывали неприязнь к коммунистам. Напротив, трех лидеров левых — Ким Дэ Чжуна, Ро Му Хена и Мун Чжэ Ина — постоянно сдерживали межкорейские ястребы изнутри и извне».
В общем, будем надеяться что «потенциальный прыжок не станет кинетическим».
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».