В общественной среде и экспертных кругах Турции на фоне противоречивой ближневосточной политики США растёт недовольство состоянием турецко-американских отношений.

Какие угрозы в отношении Турции могут исходить от гегемонистской политики США?
К тому же, одним из ключевых американских условий членства Турции в Североатлантическом альянсе стало изменение политического режима страны от однопартийной (авторитарной) в пользу многопартийной (демократической) системы для жёсткого контроля партии власти с использованием спецслужб и военного ведомства. США всегда исключали всякую внешнеполитическую самостоятельность своих союзников, чья дипломатия могла бы каким-то образом навредить американским региональным и глобальным интересам. В этих целях США традиционно использовали экономические и политические инструменты, среди которых особо выделяются санкции (CAATSA) для вызова острого социально-экономического кризиса и тайные операции разведслужб («Gladio») по устранению неугодных политических деятелей и сил.
Как известно, во второй половине ХХ века в республиканской истории Турции неоднократно имели место госперевороты с участием Генерального штаба при координирующей роли ЦРУ. Отметим, в частности, перевороты в 1960, 1971, 1980 и 1997 гг., а также неудавшуюся попытку военного переворота в 2016 г.
Нередко эксперты отмечают, что строительство блока НАТО напоминает некий клубный принцип, где США и Великобритания составляют «элитарный клуб», страны Западной Европы – «рабочий клуб», страны Балтии, Восточной и Юго-Восточной Европы – «вспомогательный клуб», а Турция – «особый исламский клуб».
США, учитывая исторические и территориальные противоречия между Турцией и Грецией, нередко искусственно подогревали обострение греко-турецких разногласий для усиления своей роли «арбитра». События 1974 г., связанные с турецкой оккупацией северной части острова Кипр (операция «Аттила») во многом стали реальностью благодаря согласию администрации президента США Ричарда Никсона, «обеспокоившиеся» просоветским увлечением архиепископа Макариоса.
Учитывая имперское прошлое и сохраняющиеся геополитические амбиции Анкары США всегда рассматривают Турцию как неудобного партнёра, ибо не желают усиления её суверенитета, способного навредить американским интересам. В 2003 г. США вновь ощутили напряжение в отношениях с Турцией, связанных с планами нападения на Ирак и прохождением 4-й армии США через турецкую территорию на север Ирака. Правительство Реджепа Эрдогана выступило против такого плана Вашингтона, а парламент Турции разделился во мнении и большинством голосов отказал предоставлять американцам подобный маршрут.
Возможно, Турция пыталась получить от США определённые дивиденды, связанные, например, с темой мосульской нефти и списанием внешнего долга. Однако США не согласились с требованиями турецкого союзника и не стали оказывать давление на ВНСТ по повторному голосованию Сам же тогдашний посол США в Турции Эрих Эдельман вместо наказания за «провал» решения в союзной стране получил, как ни странно, повышение по карьерной лестнице и занял пост заместителя министра обороны США по Ближнему Востоку.
И если в годы «холодной войны» роль Турции, как южного фланга НАТО, имела особое значение для интересов США (особенно после исламской революции в Иране и свержения шахского режима), то с распадом СССР и ОВД турецкий фактор в противостоянии с Россией несколько ослаб. «Арабская весна» и управляемый хаос на Ближнем Востоке, с одной стороны, а также прозападные устремления части постсоветских республик в черноморском бассейне (Украины, Грузии) в сочетании с вступлением в НАТО причерноморских стран Болгарии и Румынии – с другой, позволили США получить некий оперативный манёвр и снизить ставки на Турцию.
Стратегический союз США и Израиля привели Ближний Восток к новому витку военной эскалации, где агрессивная политика Тель-Авива получила безоговорочную поддержку Вашингтона. США и Израиль используют в своих интересах курдский вопрос применительно к Ираку, Сирии и Турции. Подобная политика противоречит союзническим отношениям между Турцией и США, создаёт угрозы внутренним и внешним интересам турецкого государства.
Неслучайно осенью 2024 г. после начала третьей ливанской войны и вхождения израильской армии на юг Ливана президент Турции Реджеп Эрдоган не исключил, что Турция может оказаться следующим объектом агрессивной политики Государства Израиль. Последующие события в Сирии показали обострение турецко-израильских отношений, а в экспертных кругах стали обсуждаться варианты прямого военного столкновения Израиля и Турции на территории САР с вмешательством США на стороне еврейского государства по аналогии с 12-дневной израильско-иранской войной.
Таким образом, США пытаются ограничить усиление Турции на внешней арене и, используя сепаратистский потенциал курдского вопроса, поддерживать угрозу развала территориальной целостности турецкого государства.
В турецком обществе наступает осознание враждебности США
Конечно, правящая элита Турции достаточно предметно владеет вопросом противоречий с США. В актуальной повестке турецко-американских отношений остаётся нерешённым «военная сделка» по судьбе модернизированных истребителей F-16 и истребителей 5-го поколения F-35, поставок систем ПВО Patriot и американских двигателей для производства турецких истребителей KAAN.
США всегда увязывают решение данного вопроса с пакетом различных требований. Это и отказ Турции от российских систем ПВО С-400, и жесткое требование к Анкаре поддержать Финляндию и Швецию по вступлению в НАТО, и запрет на приобретение российской нефти и газа. В США меняются президенты, но не меняется пренебрежительное отношение к интересам Турции.
Между тем, в турецкой общественности ширятся антиамериканские настроения, связанные с произраильской позицией США по конфликту в секторе Газа, включением Турции в санкционный список CAATSA, попытками вмешательства Вашингтона во внутриполитический процесс турецкого государства, поддержанием Соединённых Штатов курдского вопроса и т.д.
Неслучайно эксперт турецкого издания Sözcü Рахми Туран напоминает слова, приписываемые Генри Киссинджеру: «Быть врагом Америки может быть опасно. Но быть другом Америки смертельно опасно!». Туран справедливо отмечает, что «дружелюбие» США ограничивается её интересами, где интересы партнёра (союзника) для Вашингтона не представляют никакой ценности и носят соподчинённый характер. В подтверждение своих мыслей турецкий эксперт приводит неоспоримый факт – включение Турции в список CAATSA в статусе врага. Иными словами, США не видят никакой разницы между членом НАТО Турцией и Ираном, Северной Кореей и Россией.
Как известно, CAATSA (Countering Americaʾs Adversaries Through Sanctions Act) –это Закон США о противодействии противникам Америки через санкции 2017 г., который регламентирует санкции против «главных» противников США – Ирана, Северной Кореи и России, а также для других целей. В эти другие цели вошла и «союзная» Турция.
Рахми Туран в своей статье «Дружба США – это «Смертельная дружба!»» перечисляет примеры разрушительной политики США в различных точках мира на рубеже ХХ–ХХI вв. (включая события в Югославии 1991 г., Афганистане 2001 г., Ираке 2003 г., Ливии 2011 г., Сирии 2024 г., Иране 2025 г.). Турки опасаются, что вслед за конфликтом с Ираном, который ещё может разгореться с новой силой, на очереди может оказаться Турция. Ведь неслучайно академик и бывший работник Пентагона Майкл Рубин в своей статье, опубликованной в журнале Washington Examiner, отметил, что разрушение и раскол Турции кажутся неизбежными.
Рахми Туран не единственный представитель турецкого общества, кто выражает недовольство политикой США в адрес Турции. Известны взгляды турецкого оппозиционного деятеля и руководителя партии «Родина» Догу Перенчика, который ранее призывал к выходу Турции из блока НАТО в силу антитурецкой политики Запада. А бывший глава МВД Сулейман Сойлу обвинял США во вмешательстве во внутренние дела Турции (правда, в итоге потерял должность министра).
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, тюрколог, профессор, эксперт по странам Ближнего Востока
Следите за появлением новых статей в Telegram канале
