EN|FR|RU
Социальные сети:

Развитие сотрудничества РФ и КНДР: мост начали строить

Константин Асмолов, 10 мая 2025

30 апреля Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин дал старт началу строительства автомобильного моста, который соединит Россию и Корейскую Народно-Демократическую Республику.
Partnership of Russia and North Korea

В настоящее время у Северной Кореи и России есть только один открытый в августе 1959 года железнодорожный мост,  и на необходимость усиления транспортной инфраструктуры эксперты, включая автора, указывали неоднократно. О планах создать на границе автомобильный мост впервые было объявлено в 2018 году и Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России) сообщило о проработке этого вопроса специальной рабочей группой. Спустя год глава государства поручил проработать полноценный проект строительства транспортного объекта, а в июне 2024 года в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Пхеньян правительства двух стран подписали Соглашение о строительстве моста.
Помимо  расширения торгово-экономического сотрудничества,  мост станет прочным символом мира и добрососедства РФ и КНДР

И вот 30 апреля 2025 г.  Северная Корея и Россия провели церемонию начала строительства автомобильного моста через реку Туманная на границе двух стран. В формате видеосвязи в ней приняли участие премьер-министр России Михаил Мишустин и председатель кабинета министров КНДР Пак Тхэ Сон.

Непосредственно в церемонии со стороны КНДР  приняли участие заместитель премьер-министра КНДР Чон Мён Су,  сопредседатель межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между КНДР и РФ, министр внешнеэкономических дел Юн Чон Хо, министр землеустройства и охраны окружающей среды Ким Гён Чжун, председатель Расонского городского народного комитета Син Чхан Ир и генконсул КНДР во Владивостоке Чо Сок Чхор, заместитель министра иностранных дел Ким Чон Гю, руководящие работники профильных ведомств, строители и трудящиеся г. Расон.

С российской стороны присутствовали полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, сопредседатель межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между КНДР и РФ, министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, глава Министерства транспорта Роман Старовойт, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, губернатор Приморского края Олег Кожемяко, чрезвычайный и полномочный посол РФ в нашей стране Александр Мацегора и генконсул РФ в Чхончжине Олег Кощеев.

Стороны обменялись приветственными речами. Михаил Мишустин указал, что проект является важной вехой в отношениях между Россией и Северной Кореей. Он выходит за рамки простых инженерных работ и символизирует общее стремление к укреплению дружеских, добрососедских отношений и расширению сотрудничества. После ввода моста в эксплуатацию снизятся транспортные расходы компаний, что приведёт к расширению торгово-экономического сотрудничества между Северной Кореей и Россией, а также к активизации туризма. Помимо  расширения торгово-экономического сотрудничества,  мост станет прочным символом мира и добрососедства РФ и КНДР.

Пак Тхэ Сон в свою очередь указал, что мост станет вечным историческим памятником, символизирующим нерушимую дружбу между двумя странами. Он подчеркнул, что строительство автомобильного моста будет способствовать сотрудничеству в таких областях, как туризм, торговля и обмен человеческими ресурсами.

«Строительство автомобильного моста будет способствовать закладке прочного фундамента всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами, которое встанет на путь нового всестороннего развития», — сказал Пак.

Остальные российские руководители тоже отметили важность церемонии.  Александр Козлов назвал это не просто инженерной задачей, а символом сотрудничества Москвы и Пхеньяна:  «Мост не только соединит Россию и Корею, он станет крепким рукопожатием наших стран!

Юрий Трутнев отметил, что Россия и КНДР выстроили еще одну дорогу дружбы: «Сегодня дружба, наши отношения с Корейской Народно-Демократической Республикой укрепляются. Мы действительно поддерживаем друг друга. Мы с большим уважением относимся к поддержке, которую оказывает Корейская Народно-Демократическая Республика».

Алексей Чекунков заявил, что между Россией и КНДР традиционно существуют мосты дружбы и общей истории. А новый мост через реку Туманную сделает ближе Дальний Восток России и Приморье, откроет новые туристические возможности для граждан двух стран.

Затем в честь начала строительства автомобильного моста на корейско-российской государственной границе была открыта мемориальная стела, на которой были изображены государственные гербы двух стран и на корейском и русском языках написано «В ознаменование начала строительства автомобильного моста на корейско-российской государственной границе 30 апреля 2025 года».

Между делегациями двух стран состоялась плодотворная беседа, в которой судя по ряду оговорок в СМИ, обсуждали не только вопросы строительства моста, но и общие моменты экономического и гуманитарного сотрудничества.

Технические подробности

Глава российского Министерства транспорта Роман Старовойт указывал, что длина собственно  моста составит примерно 850 м, РФ построит 300 из них. Общая длина всего мостового перехода с подъездными дорогами составит 4,7 км, ширина моста – 7 м (две полосы движения). Кроме того, с российской стороны возведут 2,4 км подходов. Помимо моста с российской стороны предстоит возвести пункт пропуска и обновить более 100 км дорог.

Ориентировочные сроки строительства – 1,5 года.

Ожидается, что строительство   автомобильного моста облегчит коммуникацию между двумя странами.

В релевантном сообщении ЦТАК специально отмечалось, что все это осуществляется в соответствии с Договором о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами – Корейской Народно-Демократической Республикой и Российской Федерацией.

 О реакции Запада и Юга

Таковая отчасти напомнила анекдот «на третьи сутки заключения мы заметили, что в камере нет одной стены».  30 апреля   Министерство по делам воссоединения Южной Кореи, ссылаясь на спутниковые снимки, заявило, что обнаружило признаки того, что Северная Корея и Россия начинают строительство автомобильного моста. «Россия, по всей видимости, подготовила объекты, связанные с церемонией, и вертолетную площадку на своей стороне, в то время как Северная Корея, как предполагается, установила фейерверк, чтобы отпраздновать это событие». Эта глубокая аналитика, правда, явилась миру уже после сообщения ТАСС. 

 Комментарии автора:

  • Действительно, можно согласиться с тем, что строительство моста «обеспечивает существенную гарантию для создания и укрепления важной инфраструктуры для экономического сотрудничества и активизации двустороннего сотрудничества, включая поездки людей, туризм и торговлю товарами на многосторонней основе».
  • Да, строительство началось не мгновенно, но необходимо принять во внимание бюрократическую инерцию, — проработка вопроса и выделение средств занимает время даже с учетом того, что какая-то часть проектной работы велась ранее.
  • Можно обратить внимание на то, что проект не вызывает явного противодействия КНР, хотя автору известны признаки беспокойства по поводу того, не будет ли строительство моста блокировать китайские возможности пользоваться устьем реки.
  • С одной стороны, движение по мосту будет наблюдаться разведывательными спутниками США и не только, с другой, зная это, вряд ли Москва и Пхеньян будут что-то скрывать.
  • Коснувшись Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, премьер Мишустин неслучайно отметил, что этот документ закрепил выход отношений КНДР и РФ на новый качественный уровень, отвечающий требованиям времени, и создал необходимые условия для запуска взаимовыгодных совместных проектов.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН

На эту тему
Интенсификация экономических отношений Южной Кореи и Туркменистана
Основы российско-гвинейского сотрудничества — часть 2: партнерство в области экономики и горнодобывающей промышленности
К визиту в Индию вице-президента США
Мьянма – непокорная жемчужина ЮВА
Отношения Ирана и Армении