Состоявшееся в первой половине января наступившего 2025 г. турне в Африку руководителя МИД КНР Ван И, а также поездка в это же время премьер-министра Японии Сигэру Исибы в Малайзию и Индонезию стали важными этапами общего процесса укрепления позиций обеих ведущих азиатских держав в странах «Глобального Юга».
Турне Ван И в Африку
Теми или иными моментами примечательны и нынешние четыре страны посещения, каковыми стали Намибия, Республика Конго, Чад и Нигерия. В богатой разнообразными полезными ископаемыми Намибии в конце ноября прошли всеобщие выборы, по итогам которых президентом стала Нанди-Ндайтва (учившаяся, кстати, в СССР) и установление непосредственных контактов с новым руководством этой важной страны стало одной из основных целей визита Ван И.
Республика Конго является соорганизатором следующего (10-го по счёту) Саммита «Китайско-Африканского Форума» (Forum China-Africa Cooperation, FOCAC), который проводится раз в три года. Напомним, что предыдущий состоялся в сентябре 2024 г. в Пекине. Одной из целей приезда Ван И в Браззавиль было участие в уже начавшейся подготовке к следующему Саммиту FOCAC.
Чад входит в так называемую «Сахельскую пятёрку», отметившуюся недавно известными бурными событиями. Три её члена, среди которых, однако отсутствует Чад, образовали межгосударственную конфедерацию. В этом плане примечательными представляются произнесённые на встрече с президентом страны М.И. Деби слова Ван И о том, «Китай высоко ценит усилия Чада по сохранению независимости и самостоятельности». От себя добавим, что меньше всего современному Китаю нужны любого рода международные потрясения.
Что касается Нигерии, то это крупнейшая по численности населения и одна из самых экономически развитых стран Африканского континента, слово которой весьма весомо в региональном объединении «Африканский союз».
В ходе всех встреч, проведенных Ван И в процессе турне, неизменно звучали отсылки к факту проведения 9-го Саммита FOCAC и принятой по его итогам «Пекинской Декларации». Отметим, что главным тезисом данного документа стало провозглашение «синергии» между ключевым китайским глобальным проектом Belt and Road Initiative и двумя основными международными документами, которые касаются долгосрочной перспективы развития стран, обозначаемых сегодня мемом «Глобальный Юг». Один из них Agenda 2063 был принят в 2013 г. тем же «Африканским Союзом» со сроком действия на последующие 50 лет. Вторым является принятая в 2015 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «План устойчивого развития» мира до 2030 г.».
Отметим, впрочем, что оба эти амбициозные документы появились до запущенного уже через несколько лет процесса резкого ухудшения всей мировой ситуации, когда едва ли не ключевой проблемой становится не столько «устойчивое развитие», сколько хоть какое-то выживание в нашем всё более сумасшедшем мире.
Тем не менее и судя по итогам переговоров Ван И с коллегами из упомянутых стран, как гость, так и принимавшие его хозяева настроены вполне оптимистично относительно перспектив развития по крайней мере китайско-африканских отношений. И для этого у них, видимо, есть основания.
Поездка Сигэру Исибы в Малайзию и Индонезию
Вновь и прежде всего отметим, что субрегион Юго-Восточной Азии, в двух из ведущих стран которого в период 9-12 января 2025 г. с визитом находился действующий премьер-министр Японии С. Исиба, приобретает в последние годы всё более отчётливо выраженное особое положение во всём внешнеполитическом курсе Токио. Как, впрочем, это было и ранее в новейшей истории Японии, начавшейся со второй половины XIX в.
Причём, сегодня сам процесс выстраивания её отношений со странами региона протекает при всё же) благоприятном встречном настрое со стороны этих последних. Что объясняется спецификой складывающейся в ЮВА ситуации, которая формируется под воздействием борьбы за преобладающее на неё влияние основных мировых игроков. Когда «объекты» этой борьбы, пытаясь сохранить собственную субъектность, балансируют в поле интересов ведущих мировых держав, не отдавая явного предпочтения ни одной из них (за редким исключением в лице главным образом Филиппин) и стараясь поддерживать позитивные отношения с каждой.
Что же касается нынешнего формата присутствия Японии в ЮВА, то оно приобретает разносторонний характер и в нём всё более заметным образом обозначается военная компонента. Чему иллюстрацией стал факт визита в Индонезию министра обороны Японии Г. Накатани, состоявшийся за несколько дней до приезда в страну С. Исибы. В сообщении на тему прошедших здесь переговоров с участием Г. Накатани говорится о перспективе «совместной разработки» кораблей ВМС и об «усилении взаимодействия в области обеспечения безопасности на море». Отметим, что ранее кооперацию в сфере проектирования новейших боевых кораблей Япония уже предложила Австралии.
В том или ином виде тема обороны и безопасности присутствовала и в ходе переговоров С. Исибы с премьер-министром Малайзии Анваром Ибрагимом, а также с президентом Индонезии Прабово Субианто. Хотя, конечно, их содержание отнюдь не свелось к этой теме. Вновь отметим, что важнейшим инструментом несомненных успехов послевоенной Японии на внешнеполитической арене стал фактор количественных и качественных показателей её экономики. И сфера торгово-экономических отношений составила то самое основное «содержание» упомянутых переговоров.
Общая картина японо-китайских отношений остаётся противоречивой
В комментариях мотивации поездки С. Исибы в Малайзию и Индонезию и Г. Накатани в эту последнюю акцентируется внимание на «факторе Китая». Тот же «фактор» обозначен в одной из недавних работ входящего в структуру министерства обороны Японии «Национального института оборонных исследований» (National Institute for Defense Studies, NIDS) под говорящим заголовком «Растущий Глобальный Юг и Китай». Собственно, в ней нашло лишь очередное подтверждение всё более конкурентное позиционирование двух ведущих азиатских держав в борьбе за влияние в различных регионах «Глобального Юга».
Можно предположить о попытках Японии в определённой мере «компенсировать» несомненную сдачу КНР позиций в странах «Глобального Юга» в ключевой для Токио торгово-экономической сфере путём активизации оборонной. Объём торговли КНР с десятком стран АСЕАН превысил в 2023 г. 900 млрд долл. и сегодня Пекин является бесспорным лидером в этой области. Япония же, занимая только четвёртое место в списке стран-торговых партнёров АСЕАН, может составить ему лишь частичную конкуренцию в крайне важном, повторим, для обеих ведущих азиатских держав субрегионе ЮВА.
Похоже, что в Японии усиливаются позиции того крыла истеблишмента, которое считает не только бесперспективной, но и вообще контрпродуктивной бескомпромиссную геополитическую борьбу со второй мировой державой. И в противоречивой публичной риторике самого С. Исибы тема необходимости улучшения отношений с КНР обозначается всё чаще, что встречает вполне позитивную реакцию со стороны Пекина. Примечательным в этом плане стал прошедший в конце декабря 2024 г. визит в КНР руководителя МИД Японии Такэси Ивая. На февраль 2025 г. запланирован ответный визит в Токио (первый с 2020 г.) его китайского коллеги Ван И.
При том, что взаимный зондаж Пекином и Токио позиций друг друга по важнейшим вопросам современного мироустройства происходит на фоне «разброда и шатаний» по тем же вопросам в Вашингтоне, который является главным оппонентом первого и ключевым союзником второго. Впрочем, в США, кажется, вовремя спохватились, осознав, что, увлекшись играми с «Канадой и Гренландией», можно потерять контроль над ситуацией в критически важном Индо-Тихоокеанском регионе и, в частности, в отношениях с едва ли не главной сегодня союзницей в лице Японии. Хотя упоминание «Панамы» (наряду с «Канадой и Гренландией») может свидетельствовать, что ситуация в ИТР всё же не выпускается Вашингтоном из поля зрения.
Видимо, поэтому тот же Т. Ивая обозначается среди нескольких приглашённых иностранных гостей предстоящей инаугурации Дональда Трампа на пост президента США. Ожидается, что в ходе визита пройдут переговоры Т. Ивая с новым госсекретарём США М. Рубио.
В целом же наступивший 2025 г. преподнесёт немало разного рода неожиданностей за столом нынешнего этапа «Большой мировой игры», в числе основных участников которой останутся те же КНР, Япония и, конечно. США. Также, впрочем, как и ряд других, не обозначенных здесь игроков.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона