EN|FR|RU
Социальные сети:

Импичмент после импичмента: конституционный кризис в Южной Корее продолжается

Константин Асмолов, 10 января 2025

Казалось, что после отрешения от власти Юн Сок Ёля обстановка в Республике Корея начнет нормализовываться, однако ситуация развивается более интересно, включая импичмент премьер-министру и и.о. президента Хан Док Су.

Импичмент Южная Корея

Следствие в отношении бывшего президента

В настоящее время идут два параллельных процесса, — первый связан с Конституционным судом, который должен подтвердить законность импичмента. Юн Сок Ёль поначалу игнорировал повестки, однако, как только его команда была собрана, 27 декабря 2024 г. прошло первое 40-минутное предварительное заседание, в ходе которого стороны представили свои позиции и аргументы по существу вопроса. Обвинение подчеркнуло объявление Юном военного положения, провозглашение военного положения его командованием, мобилизацию силовиков для блокировки Национального собрания, незаконное проникновение и обыск в Национальной избирательной комиссии без ордера, попытки ареста политических деятелей и т.п.
Премьера обвинили в том, что он помогал отстраненному президенту Юн Сок Ёлю, отказавшись назначить новых судей Конституционного суда

В принципе, Юн явно намерен доказать, что его действия не были мятежом и, возможно, нас ждет много фактов в поддержку его тезисов о деструктивной позиции парламента, так что даже, не взирая на политическую конъюнктуру, решение может оказаться более сложным, чем кажется.

Кроме того, сейчас действующих судей только шесть — согласно законодательству Республики Корея таким составом можно проводить слушания или разбирать дело по существу, но для итогового голосования требуется хотя бы семь.

Затягивание процесса имеет смысл по простой причине, один обвинительный приговор лидеру оппозиции Ли Чжэ Мёну уже вынесен, на подходе еще четыре, и если Верховный суд успеет утвердить один из них в ближайшее время, Ли теряет место депутата и возможность принимать участие в политической жизни страны в течение пяти лет, даже если его срок будет условным. В этом случае, демократическая партия остается без самовластного лидера и получает серьезный репутационный урон, что позволит консерваторам бороться за власть более эффективно.

Рассчитывает ли Юн Сок Ёль на то, что Конституционный суд отменит решение парламента? Если это вдруг произойдет, он может вернуться в президентское кресло, хотя это только выведет противостояние на новый виток.

Кроме того, против Юна открыто дело по обвинению в вооруженном мятеже, и это одна из 2 статей Конституции, по которой можно посадить даже действующего президента. Если показания ряда свидетелей о том, что Юн собирался разгонять парламент и не дать депутатам собраться и отменить военное положение, он может получить срок за мятеж даже раньше, чем Конституционный суд вынесет свое решение.

В рамках этого расследования 27 декабря прокуратура предъявила бывшему министру обороны Ким Ен Хену обвинение в организации мятежа, что стало первым обвинительным заключением по делу о неудачном объявлении военного положения 3 декабря. Следствие считает, что Ким рекомендовал Юну объявить военное положение, а затем руководил вводом войск в Национальное собрание и Национальную избирательную комиссию. По словам адвокатов министра, именно Ким лично составлял все документы, касающиеся введения военного положения, а президент лишь немного их редактировал в сторону смягчения. Юн предложил не вводить комендантский час, а также настаивал на том, что права и свободы граждан не должны нарушаться. Обыски в центральной избирательной комиссии также спланировал именно Ким, по мнению которого в стране существует преступная группа, который манипулирует общественным мнением и фальсифицирует результаты выборов в пользу Пхеньяна, Пекина и Москвы.

Вбросы на фоне

Разгоняя волну, демократы и, связанные с ними, СМИ приводят душераздирающие, но странные подробности, призванные доказать, что речь идет не о спонтанном решении, а о запланированном заговоре, в рамках которого консерваторы даже были готовы развязать межкорейский конфликт.

Со слов анонимных информаторов, демократы рассказывают о том, что 3 декабря секретные агенты военной разведки, разбросанные по миру, вернулись в Сеул, чтоб взорвать городской аэропорт и базу THAAD с целью беспорядков и провокаций, имитируя северокорейский след. Но из-за того, что Парламент отстоял свободу и демократию, они лишились своего руководства и ничего не сделали.

Отдельный блок слухов касается бывшего главы Командования разведки министерства обороны Но Сан Вона. Хотя в 2018 г. он был уволен за домогательства и после этого работал предсказателем, именно он подробно распланировал переворот, — 1 и 3 декабря в бургерной около своего дома он встречался с нынешним руководителем военной разведки Мун Сан Хо и иными высокопоставленными офицерами. А обнаруженный следователями его блокнот по убойности улик может сравниться с планшетом Чхве Сун Силь – тут и подробные описания того, что захватывать и кого арестовывать, и текст, который выдается в СМИ за план провокации Северной Кореи в районе спорной морской границы для обоснования введения военного положения.

Проблемы назначения судей и еще один импичмент

Так как демократам выгодно закончить все гораздо быстрее, они предложили провести через парламент своих кандидатов на недостающие посты судей. Точнее, парламент должен предложить 3 кандидатуры (одна может быть от консерваторов), а исполняющий обязанности главы государства премьер-министр Хан Док Су — это утвердить. Консерваторы немедленно вспомнили, что в 2016 году демократы были против увеличения состава судей, но им быстро объяснили, что «это другое».

Более сложная проблема возникла с тем, что утвердить кандидатуры судей может и.о. президента, но не премьер-министр сам по себе. И поэтому, несмотря на угрозы импичмента, 26 декабря Хан заявил, что не будет назначать судей в Конституционный суд до тех пор, пока конкурирующие партии не договорятся о том, имеет ли он на это полномочия.

Тут, правда, есть тонкость: 22 декабря демократы потребовали от Хан Док Су в течение двух дней подписать принятые парламентом законы о спецрасследованиях в отношении президента и первой леди. Хан наложил на законы вето, сделав то, что может президент, а не премьер. Значит, с точки зрения здравого смысла, утвердить судей он мог бы, но не захотел.

После такого демократы, однако, не стали откладывать дело в долгий ящик и 27 декабря 2024 года провели голосование за импичмент Хана.

Консерваторы полагали, что отрешать и.о. главы государства надо как и главу государства, имея две трети голосов, но, как постановил спикер У Вон Сик, импичмент Хану можно объявить и как премьеру, для чего достаточно не двух третей голосов, а простого большинства. Консерваторы процесс бойкотировали и покинули зал, но из 192 оставшихся депутатов все проголосовали «за». В результате — еще один успешный импичмент, который, теоретически, тоже должен рассмотреть Конституционный суд.

Теперь в стране нет ни президента, ни премьера

По сути, руководит государством первый заместитель премьер министра и министр финансов Чхве Сан Мок, который очень старается держаться подальше от острых политических вопросов. Впрочем, имея парламентское большинство, демократы могут объявить импичмент любому государственному чиновнику, — до тех пор, пока новый формальный глава государства не «пойдет на диалог и компромисс», что на языке демократов означает «полностью согласиться на наши условия».

Комментарии автора

Мы сталкиваемся с очень интересным измерением конституционного кризиса. Южнокорейская конституция Шестой республики имеет ряд встроенных механизмов, призванных предотвратить узурпацию власти со стороны президента. Сюда относится и однократный срок без права переизбрания, и то, что за военное положение должен голосовать парламент, и ряд других элементов, заложенных, чтобы во главе государства не встал новый Пак Чон Хи или Чон Ду Хван. Однако, она оказалась не готова к обратной ситуации, при которой оппозиция, имеющая большинство в парламенте, полностью блокирует курс президента и правительства и использует процедуру импичмента для того, чтобы уволить любого неугодного чиновника. Разогнать парламент при этом нельзя и это означает, что разрешить кризис в легальном поле чрезвычайно сложно и речь идет уже не о борьбе за демократию, а о попытке узурпации власти со стороны Ли Чжэ Мёна и его клики.

В результате, либо демократам удастся «прогнуть государство под себя» ради того, чтобы спасти Председателя Ли от уголовного преследования, либо наносящий урон репутации и экономики страны хаос будет продолжаться неопределимо долго, либо по мере того, как демократы будут «терять берега», силы, которые будут считать себя здоровыми, могут попробовать стабилизировать ситуацию не парламентскими методами и, боюсь, в этом они могут оказаться жестче и решительнее Юна.

Учитывая разгром в лагере силовиков, шанс такого переворота пока невелик, однако, действие бывает равно противодействию, так что неожиданные повороты в этом сериале не исключены.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН

На эту тему
Посадят ли Ли Чжэ Мёна после Юн Сок Еля?
О внутриполитической ситуации в Южной Корее: два спорных хода президента
Шаг навстречу?
РК после парламентских выборов
Как в Южной Корее отмечали 105 лет Первомартовского движения