Прошедшее 6-го декабря в Окленде уже второе заседание созданного лишь в начале с. г. «Формата 2+2» с участием министров иностранных дел, а также обороны Австралии и Новой Зеландии, стало важным этапом быстро развивающегося процесса развития всех аспектов двусторонних отношений.
О внешнеполитическом курсе консервативного правительства Новой Зеландии
Во-вторых, нельзя, конечно, говорить, что в предыдущие десятилетия (в том числе при лейбористах) Новая Зеландия совсем уж игнорировала внешнеполитические озабоченности других англосаксонских стран. В частности, Веллингтон всегда оставался участником своего рода «разведывательного кооператива» пяти англосаксонских стран (The Five Eyes alliance). Но всё же вплоть до упомянутого момента прихода к власти консерваторов страна предпринимала, кажется, все возможное, чтобы кем-то запущенный в конце прошлого десятилетия процесс резкого ухудшения международной обстановки не отразился сколь-нибудь негативным образом на отношениях с Китаем.
Тем не менее процесс переформатирования мироустройства, запущенный со второй половины 2019 г. (знаковый характер в этом плане имело «дело Скрипалей») не мог, конечно, обойти страну, расположенную в Индо-Тихоокеанском регионе, куда смещается фокус нынешнего этапа «Большой мировой игры».
Двусторонние мероприятия в отношениях с Австралией
Вовлечение же Новой Зеландии в упомянутый процесс происходит прежде всего в окружающем страну пространстве данного огромного региона. Естественно, что в первую очередь руководство страны активизировалось в отношениях с Австралией, которая является ближайшей во всех аспектах страной. Уже через два месяца после избавления от статуса «временное» правительство Новой Зеландии вместе со своими австралийскими коллегами открыли площадку «Формат 2+2» уровня министров иностранных дел и обороны, первое заседание которой прошло 1 февраля с. г. в Мельбурне. Отметим в очередной раз, что само наличие подобной площадки является свидетельством особо доверительных отношений между создавшими её странами.
Однако намерение к более тесному двустороннему взаимодействию по широкому кругу проблем было обозначено полугодом ранее, а именно во время первого заседания тоже «Формата 2+2», но с участием министров финансов и окружающей среды, состоявшегося в Веллингтоне 8 июня 2023 г. Спустя год (30 июля 2024 г.) указанная площадка была задействована во второй раз в австралийском Брисбене. По итогам этого заседания (как и первого) было принято «Совместное заявление».
Но всё же с позиций складывающейся в ИТР ситуации особого внимания заслуживает второе заседание «оборонно-внешнеполитической» двусторонней площадки, прошедшее 6 декабря с. г. в Окленде. С основными положениями принятого по его итогам документа можно ознакомиться здесь. Примечательным представляется уже заголовок его первой главы: «Австралийско-Новозеландский альянс», которая, в свою очередь, начинается с констатации того, что обе страны связывает «естественный, добрососедский и формализованный» союз.
Последний элемент этой фразы подтверждается знаковой отсылкой к трёхстороннему (с участием США) военно-политическому договору ANZUS, принятому ещё в 1951 г., то есть в разгар холодной войны. Отметим, что до момента подписания в Окленде обсуждаемого документа о самом существовании ANZUS, вероятно, мало кто помнил. И не случайно, поскольку в любом справочнике на тему международных договоров десятилетиями говорилось, что хотя ANZUS и не был формально разорван, но по факту США и Новая Зеландия давно не находятся в союзнических отношениях.
При этом будет сделана отсылка к акту объявления в 1984 г. правительством Новой Зеландии в качестве страны, свободной от ядерного оружия. После чего в её порты был закрыт вход американских кораблей с ядерными силовыми установками, то есть даже необязательно имевших в данный момент на борту ядерное оружие. Чего, например, по факту никогда не делала Япония при её схожем «принципе трёх нет» относительно того же ядерного оружия.
Сразу после упомянутого решения 1984 г. о фактическом выходе одного из участников данного тройственного союза два оставшихся переформатировали его под новые условия. Впрочем, с окончанием холодной войны и его двусторонний формат также, что называется, едва подавал признаки жизни. Вплоть до той самой «второй половины» предыдущего десятилетия, когда едва ли не буквально мир стал опрокидываться с ног на голову. Отметим, что правившее тогда в Австралии правительство (тоже от консервативной коалиции) С. Моррисона взяло курс на резкую активизацию военно-политических связей с союзниками.
Данного курса в основном придерживается и нынешнее лейбористское правительство Э. Альбанезе, которое вполне может записать в свой актив и резкое ускорение развития всесторонних отношений с новым союзником в лице Японии. Под пристальным вниманием Канберры находится другой важнейший региональный игрок — Индия.
В общем, с позиций оценки развития ситуации в ИТР весьма, повторим, примечательное событие произошло 6 декабря с. г. в новозеландском Окленде.
Новая Зеландия активизируется в ИТР
Состоявшееся в этот день заседание, однако, вписывается в общий тренд на всестороннюю активизацию Новой Зеландии (вслед за Австралией) в регионе в целом. Собственно, основные аспекты данного тренда упоминаются в том же итоговом документе, принятом в Окленде.
Так, пребывая в августе с. г. с визитом в Австралии, премьер-министр Новой Зеландии К. Лаксон заявил о намерении свой страны присоединиться к пакту AUKUS (Australia- United Kingdom-United States). Точнее к его «Второму Столпу» (Pillar II), в рамках которого разрабатываются новейшие военные технологии, в то время как «Первый Столп» (Pillar I) решает задачу поставок Австралии подводных лодок с ядерными силовыми установками. Двумя другими кандидатами на присоединение к AUKUS Pillar II являются Япония и Республика Корея. Но в связи с возникшим в РК внутренним хаосом из этих двоих сегодня уверенно можно говорить пока только о Японии в качестве упомянутого кандидата.
Кстати, в июне с. г. К. Лаксон совершил трёхдневный визит в Японию. В правительственном сообщении об этой поездке и прошедших переговорах с тогдашним японским коллегой Ф. Кисидой говорится о выраженном собеседниками намерении развивать различные аспекты двусторонних отношений.
То есть, совершенно определённо отмечается тенденция к отходу Новой Зеландии от популярного (и в определённой мере верного) стереотипного представления об этой стране, как полусонном геополитическом захолустье, помимо прочего, обеспечивающего стране и экономическое благополучие. Что до сих пор, кажется, новозеландцев вполне устраивало. Но бушующие в мире геополитические ураганы не могли, конечно, обойти стороной и эту страну. Которой, по мере погружения в мировые дрязги, уже прогнозируют перспективу прихода на собственную территорию разного рода неприятностей, (почти) ей ранее неизвестных.
Наконец, отметим, что всё обозначенное выше следует разместить на той чаше весов, оценивающих актуальную ситуацию в ИТР, которая отчётливо обозначена знаком «минус». Что вовсе не означает отсутствия позитивных противовесов на противоположной чаше, которых заметно меньше, но они есть. Что даёт основание полагать о контролировании основными участниками (по крайней мере, пока) разворачивающейся в регионе игры.
И это уже немало в условиях упоминавшегося выше «опрокидывания» всего мироустройства.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона