Победа на президентских выборах в Сомалиленде лидера крупнейшей оппозиционной партии страны создает обширное пространство для изучения возможных перемен во внешней и внутренней политике Харгейсы.
В чем причины успеха оппозиции?
Победа представителя оппозиционных сил, несомненно, указывает на разочарование части электората политикой Мусы Бихи, занимавшего президентское кресло с 2017 года (на два года дольше положенного срока). В частности, речь может идти о потере контроля над восточными районами страны в результате внутренних противоречий. В этом смысле партия «Waddani», возглавляемая Ирро – псевдоним, под которым в Сомалиленде известен Абдурахман Мохаммед Абдуллахи, имела важное конкурентное преимущество. Дело в том, что в ходе предвыборной кампании «Waddani» тесно сотрудничала с общественным объединением Альянс за равенство и развитие (KAAH), обладающим поддержкой молодежи, в том числе, в неподконтрольных Харгейсе восточных районах страны. Иными словами, коалиция, сформировавшаяся вокруг фигуры нового президента, выступает более притягательной и эффективной силой в контексте предстоящей попытки по реинтеграции Сомалиленда.
Абдуллахи: новый вектор во внешней политике или сохранение прежних ориентиров?
Как отмечалось в первой части статьи, в 2024 году Сомалиленд оказался в центре развивающегося противостояния вокруг стремления Эфиопии проложить себе прямой выход к морю. Этот конфликт, пусть пока и не переходивший в военную фазу, охватил фактически всех более или менее значимых акторов в регионе, включая Египет, Судан, Эритрею, Джибути, Сомали, Эфиопию и, собственно, сам Сомалиленд. Представляется, что двумя ключевыми мотивами, побудившими Харгейсу ввязаться в подобную «авантюру», стало: во-первых, появление реальной возможности получить международное признание со стороны одного из соседей и, тем самым, создать столь долгожданный прецедент, а во-вторых – значительные инвестиции ОАЭ в портовую инфраструктуру Берберы в рамках обеспечения материально-технической стороны эфиопо-сомалилендской сделки. Иными словами, подписание Меморандума о взаимопонимании с Эфиопией в январе 2024 года обуславливалось во многом объективными предпосылками, отражающими национальные интересы непризнанного государства. Хотя с самого начала этот шаг и встретил некоторое противодействие со стороны части правящей элиты, следует полагать, что новое правительство Абдурахмана Мохаммеда Абдуллахи сохранит внешнеполитический курс прежних властей: получение признания независимости Сомалиленда остается в приоритете.
Таким образом, с наибольшей долей вероятности, приход к власти в Сомалиленде нового президента и новой – прежде оппозиционной – партии власти приведет к изменению во внутренней политике Сомалиленда, в первую очередь, с точки зрения поисков путей по примирению и реинтеграции восточных районов страны. Вместе с тем, внешняя политика Харгейсы едва ли претерпит более или менее существенные изменения. По сути, Меморандум о взаимопонимании с Эфиопией на текущий момент носит безальтернативный характер: аналогичных предложений от других акторов в регионе нет, ведь «просомалийская» коалиция в лице Египта, Эритреи, Джибути и Сомали выступает против существования Сомалиленда как независимой политической единицы, а значит даже высокорискованное сотрудничество с Эфиопией остается в приоритете.
Иван Копытцев – политолог, младший научный сотрудник Центра изучения стран Северной Африки и Африканского рога ИАфр РАН; стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России