EN|FR|RU
Социальные сети:

Выборы в Сомалиленде: итоги и возможные последствия. Часть 2

Иван Копытцев, 30 ноября 2024

Победа на президентских выборах в Сомалиленде лидера крупнейшей оппозиционной партии страны создает обширное пространство для изучения возможных перемен во внешней и внутренней политике Харгейсы.

Президент Сомалиленда Абдурахман Мухаммад Абдуллахи

Итак, спустя почти неделю с момента проведения президентских выборов на территории непризнанного Сомалиленда, Избирательная комиссия подтвердила многочисленные слухи о поражении действующего главы государства Мусы Бихи Абди и победе лидера крупнейшей оппозиционной партии Абдурахмана Мохаммеда Абдуллахи, ранее в 2000-х успевшего поработать в качестве председателя местного парламента. Получив 64% и 35% голосов, соответственно, новый и уходящий глава государства продемонстрировали, с одной стороны, отсутствие в стране более или менее влиятельной «третьей силы», а с другой – в очередной раз подчеркнули способность сомалилендского общества к неконфликтному и конституционному решению даже острых вопросов. Рассмотрев в предыдущей части статьи внутренний и внешний политический контекст накануне и во время выборов, теперь мы обратимся к оценке результатов и анализу возможных перемен.
Следует полагать, что новое правительство Абдуллахи сохранит внешнеполитический курс прежних властей

В чем причины успеха оппозиции?

Победа представителя оппозиционных сил, несомненно, указывает на разочарование части электората политикой Мусы Бихи, занимавшего президентское кресло с 2017 года (на два года дольше положенного срока). В частности, речь может идти о потере контроля над восточными районами страны в результате внутренних противоречий. В этом смысле партия «Waddani», возглавляемая Ирро – псевдоним, под которым в Сомалиленде известен Абдурахман Мохаммед Абдуллахи, имела важное конкурентное преимущество. Дело в том, что в ходе предвыборной кампании «Waddani» тесно сотрудничала с общественным объединением Альянс за равенство и развитие (KAAH), обладающим поддержкой молодежи, в том числе, в неподконтрольных Харгейсе восточных районах страны. Иными словами, коалиция, сформировавшаяся вокруг фигуры нового президента, выступает более притягательной и эффективной силой в контексте предстоящей попытки по реинтеграции Сомалиленда.

Абдуллахи: новый вектор во внешней политике или сохранение прежних ориентиров?

Как отмечалось в первой части статьи, в 2024 году Сомалиленд оказался в центре развивающегося противостояния вокруг стремления Эфиопии проложить себе прямой выход к морю. Этот конфликт, пусть пока и не переходивший в военную фазу, охватил фактически всех более или менее значимых акторов в регионе, включая Египет, Судан, Эритрею, Джибути, Сомали, Эфиопию и, собственно, сам Сомалиленд. Представляется, что двумя ключевыми мотивами, побудившими Харгейсу ввязаться в подобную «авантюру», стало: во-первых, появление реальной возможности получить международное признание со стороны одного из соседей и, тем самым, создать столь долгожданный прецедент, а во-вторых – значительные инвестиции ОАЭ в портовую инфраструктуру Берберы в рамках обеспечения материально-технической стороны эфиопо-сомалилендской сделки. Иными словами, подписание Меморандума о взаимопонимании с Эфиопией в январе 2024 года обуславливалось во многом объективными предпосылками, отражающими национальные интересы непризнанного государства. Хотя с самого начала этот шаг и встретил некоторое противодействие со стороны части правящей элиты, следует полагать, что новое правительство Абдурахмана Мохаммеда Абдуллахи сохранит внешнеполитический курс прежних властей: получение признания независимости Сомалиленда остается в приоритете.

Таким образом, с наибольшей долей вероятности, приход к власти в Сомалиленде нового президента и новой – прежде оппозиционной – партии власти приведет к изменению во внутренней политике Сомалиленда, в первую очередь, с точки зрения поисков путей по примирению и реинтеграции восточных районов страны. Вместе с тем, внешняя политика Харгейсы едва ли претерпит более или менее существенные изменения. По сути, Меморандум о взаимопонимании с Эфиопией на текущий момент носит безальтернативный характер: аналогичных предложений от других акторов в регионе нет, ведь «просомалийская» коалиция в лице Египта, Эритреи, Джибути и Сомали выступает против существования Сомалиленда как независимой политической единицы, а значит даже высокорискованное сотрудничество с Эфиопией остается в приоритете.

 

Иван Копытцев – политолог, младший научный сотрудник Центра изучения стран Северной Африки и Африканского рога ИАфр РАН; стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России

На эту тему
Ангола — крен в сторону США. Часть 3
Южная Корея объявляет и отменяет военное положение: Каковы геополитические последствия?
Военное положение на пять часов: политическое самоубийство в прямом эфире
Грузия на перепутье: протесты, борьба за власть и борьба за легитимность
Ошибки Турции в Сирии могут ей дорого обойтись в Африке