Недвусмысленно наблюдаемая и практически осязаемая эскалация в отношениях Эфиопии с одной стороны и Сомали, и Египта – с другой – ставит под сомнение перспективы мирного существования фактически всех государств Африканского Рога.
Общий обзор
В целом, существует две наиболее логичные точки отсчета нынешнего витка эскалации. В соответствии с более широким подходом, предпосылки для конфронтации, свидетелями которой мы являемся, были заложены в 2020-2022 гг. в период вооруженной фазы конфликта в Тиграе – номинально внутриэфиопского кризиса, на практике оказавшего колоссальное влияние на общерегиональную систему межгосударственных отношений и безопасности. Представляется, что успех правительства Абий Ахмеда в той войне создал благоприятные условия на эфиопском политическом ландшафте для консолидации власти в руках федерального центра и последующего обращения к вопросам внешнеполитической повестки. В то же время, уместной является и позиция, согласно которой отправной точкой конфликта «Эфиопия vs остальные» следует считать осенние заявления Абий Ахмеда, выдвинувшего претензии на получение его страной прямого выхода к морю, и, в качестве первой фазы конфликта, – подписание Меморандума о взаимопонимании между Эфиопией и непризнанным государством Сомалиленд. С одной стороны такой взгляд оставляет на втором плане глубинные причины роста напряженности в регионе, с другой – позволяет точнее погрузиться в динамику событий, ограничив исследуемый период достаточно осязаемыми временными рамками.
Итак, после получивших широчайший международный резонанс заявлений Абий Ахмеда, провозгласившего право Эфиопии на прямой выход к морю и предложившего соседям сотрудничать с Аддис-Абебой в этом направлении в обмен на экономические преференции, информационное пространство региона захлестнула настоящая война нарративов и дискурсов: все соседи Эфиопии в более или менее резких тонах высказали недовольство позицией последней. Дело в том, что Эритрея, Джибути и Сомали, несоизмеримо уступая своему соседу в экономическом и военном плане, крайне настороженно относятся к любым возможным проявлениям имперских амбиций со стороны наследницы Абиссинии, а практически любой компромисс по данному вопросу укрепит позиции Эфиопии в регионе.
Вторая «предэскалационная» фаза пришлась на январь и февраль 2024 года: появление в публичном пространстве информации о достижении исторического соглашения между Аддис-Абебой и Харгейсой вызвало настоящую волну возмущения со стороны федерального правительства Сомали и его египетских партнеров, которые в свете наметившейся возможности доставить неприятности набирающему мощь оппоненту, в скором времени приобрели неофициальный статус «союзника» Могадишо. По сути, на этом этапе наметились границы двух противоборствующих блоков: Эфиопия, обладающая поддержкой своего «младшего» партнера – Сомалиленда – и тесный альянс Могадишо и Каира, косвенно поддерживаемый правительством Эритреи. Вместе с тем, хотя стороны вплотную приблизились к обмену прямыми угрозами, существовало значительное пространство для маневра: 1) Соглашение Эфиопии и Сомалиленда не было ратифицировано; 2) Аддис-Абеба так и не запустила процедуру официального признания независимости Сомалиленда; 3) Сомали и Египет все еще не предпринимали шагов, направленных на создание предпосылок для вооруженной эскалации. Некое подобие статус-кво сохранялось вплоть до лета 2024 года: на фоне продолжающегося сближения Могадишо и Анкары наметились условия для турецкого посредничества в разрешении эфиопо-сомалийских противоречий в силу заинтересованности Турции в сотрудничестве с обоими государствами. Однако два раунда переговоров в Анкаре не привели к каким бы то ни было видимым успехам и в августе конфликт перешел в свою третью фазу.
Иван Копытцев – политолог, младший научный сотрудник Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога ИАфр РАН; стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»