29.06.2024 Автор: Баир Данзанов

Реформы в Узбекистане: новый этап политического развития республики

Процесс реформирования политической системы в Узбекистане в 2023-2024 годах вышел на принципиально новый уровень. Воплощаемые в настоящее время преобразования нацелены на расширение участия населения в политических процессах, однако при реализации данной задачи они не повторяют западные лекала, а предлагают оригинальные и даже уникальные решения, потенциально полезные не только для Узбекистана, но и других стран региона.

В одной из недавних статей издания, посвящённых изучению политической обстановки в Центральной Азии, рассматривался широкий контекст отставки правительства в Казахстане, которая произошла в начале февраля этого года. В целом, модернизация и трансформация политической системы является актуальной тенденцией сразу в нескольких странах региона: так, не меньше внимания привлекает к себе процесс политических преобразований, относительно недавно развёрнутый в Узбекистане.

Корни новых реформ
Духовно данные реформы восходят к так называемой концепции «Нового Узбекистана», предложенной Ш.Мирзиёевым в 2016 году вскоре после его вступления в должность президента. О планах провести конституционную реформу президент заявил в 2021 году. Разработка проекта поправок в Конституцию Республики началась на следующий год и уже в марте 2023 года был представлен проект масштабных изменений в Конституцию Республики. В ходе его разработки были учтены предложения граждан страны, направленные через специальный интернет-портал. В том же марте 2023 года проект конституционного закона о Конституции Узбекистана в новой редакции был одобрен парламентом. Позднее конечный проект был одобрен двумя палатами Парламента.

Новый этап реформ
19 февраля 2024 года Президент Узбекистана утвердил изменение полномочий парламента республики. В соответствии с новыми правовыми нормами будет произведено перераспределение полномочий между двумя палатами Парламента Республики – Сенатом и Законодательным Собранием. Изменится и принцип формирования Сената: теперь от каждого региона страны, столицы и Каракалпакстана будут выдвигаться не по 6, а по 4 депутата, а Президент сможет назначать уже только 9, а не 16 сенаторов.

По ряду аспектов теперь предусматриваются консультации Президента с Парламентом в целом, а не только с наиболее представленной в нём фракцией. В этом можно проследить надежды властей страны на расширение политического спектра и увеличение числа партий, участвующих в политической жизни страны. То же самое можно сказать и о вводимых ограничениях на пребывание одного и того же лица в должности спикера палат Парламента.

Безусловно, у реформы есть и более прикладная и банальная задача – ликвидировать противоречия и заполнить пробелы в нынешнем законодательстве молодой республики. В целом, процесс государственного строительства, развернувшийся в Центральной Азии на фоне распада СССР, отличался спонтанностью и низкой упорядоченностью из-за общей обстановки нестабильности, этнических волнений и экономического кризиса. Именно это во многом определило нынешнюю ситуацию, в которой совершенствование «буквы закона» с каждым годом становится лишь более актуальным и значимым занятием.

Другим немаловажным смыслом реформ становится оптимизация бюджетных расходов на содержание государственного аппарата: число заместителей, предусмотренных для отдельных должностей, будет сокращено. То же самое произойдёт и с численностью членов Сената Республики.

Фундаментальные цели политических реформ
Таким образом, происходящий в настоящее время в Узбекистане пересмотр ряда конституционных норм является составляющей всеобъемлющего перехода страны к более открытой, полицентричной и представительной политической модели, характерными чертами которой должны стать возрастающая роль парламента при сохранении широких президентских полномочий, обеспечение действительного разделения властей. Все эти ориентиры значительно контрастируют с особенностями политической жизни республики на более раннем этапе её существования (с 1991 по 2010е годы).

Оригинальные подходы
Тем не менее, стоит отметить и то, что Узбекистан не следует в слепом режиме по уже заготовленным «лекалам», сохраняя некоторые особенности политической системы: в частности, должности хокимов (мэров) по-прежнему останутся назначаемыми, а не избираемыми, а доля депутатов верхней палаты, назначаемых президентом, сохранится, несмотря на заметное сокращение. Примечательна и предусмотренная в новых проектах возможность предоставления законодательных предложений Парламенту от населения – в случае сбора 100 тысяч подписей. Другим необычным решением становится сокращение полномочий премьер-министра страны – наряду с общим увеличением полномочий нижней палаты Парламента. Опыт ряда других географически близких стран (Казахстан, Кыргызстан, Монголия), наоборот, предусматривал в последние годы усиление функционала председателя правительства при аналогичных «вводных данных».

Выводы
Таким образом, политические реформы в Узбекистане уже более года реализуются в режиме высокой интенсивности. Несмотря на то, что прочувствовать их результаты пока что не позволяют сроки, уже сейчас складывается впечатление о том, что страна всё более ясно осознаёт собственное видение народовластия.

 

Баир Данзанов, независимый эксперт по Центральной Азии и Монголии, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: