EN|FR|RU
Социальные сети:

Аликбер Аликберов: «Изучая Восток и Запад, мы в первую очередь думаем о своей стране». 2 ЧАСТЬ

Юлия Новицкая, 03 мая 2024

Аликбер Аликберов

Почему стратегический поворот России на Восток можно образно сопоставить с тем, что мы всё это время стояли на одной ноге, а теперь встали на две? Что необходимо делать для того, чтобы в ходе реализации крупных государственных торгово-экономических проектов между Россией, Азией и Африкой избежать недопониманий из-за различий менталитета друг друга? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете во второй части нашего интервью с доктором исторических наук директором Института востоковедения РАН Аликбером Аликберовым.

– Аликбер Калабекович, Восток, с его вековыми традициями, изысканной культурой и особой философией жизни, всегда являлся чем-то загадочным и необъяснимым для западных стран. Согласны ли вы с идеей существования некоего противостояния Востока и Запада, со схемами их противопоставления?

– Эту тему очень любят философы, да и не только. Помните, как у Киплинга? Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда им не сойтись вместе. На самом деле, это очень глубокая тема, несмотря на кажущуюся лёгкость. Ещё одна проблемная тема здесь, гораздо более для нас актуальная – это место России между Западом и Востоком. Одни настаивают на том, что место России – в Европе, мы ее интегральная часть, расширяющая пространство европейской культуры до Дальнего Востока. Другие уверены, как и Александр Блок, что «да, скифы мы, да, азиаты мы», и стесняться тут нечего. Третьи утверждают, что мы уникальная евразийская страна. С моей точки зрения, каждая из этих точек зрения имеет свои основания. Здесь не может быть линейных сравнений, потому что и Восток, и Запад – это очень комплексные культуры, глубоко синкретические, со своими историческими различиями.

Мы знаем, что разделение труда, мануфактурное производство, ремесленные и торговые гильдии существовали еще в Халифате, но первые буржуазные революции произошли в Европе. Но без античной, древнегреческой культуры и философии не было бы исламской философии. Ведь творческое наследие знаменитого Ибн Сины(Авиценны) – это во многом развитие идей Аристотеля. Восток и Запад – это не про противостояние, а про взаимодополнение, эстафету культур. Если бы не было монгольского завоевания Халифата, первые буржуазные революции произошли бы на Ближнем Востоке. А без крестовых походов на Восток, очевидно, не было бы готической культуры на Западе. Хотя в истории нет сослагательного наклонения, мы точно знаем,  что коммуникации Востока и Запада создавали причудливые симбиозы и новые синтезы. Россия также создала свой уникальный синтез культур на основе русской культуры. Мне нравится идея государства-цивилизации, которая в прошлом году вошла в Концепцию внешней политики России. Каждая крупная культура создает цивилизацию, притягивающую себе другие культуры. Так же Россия стала государством-цивилизацией, или, по выражению наших китайских коллег, цивилизационным государством. 

– Россия проходила в своем развитии различные этапы: монархический, постсоветский, сейчас современный капиталистический. Политические формы могут меняться, но цивилизационное ядро и ценности, которые определяются, в том числе религией, остаются…

– Мы не противопоставляем традицию и модернизацию, как это делает западная наука. Поскольку здесь нет линейной зависимости. Ряд современных стран Востока удачно сочетает в себе и традицию, и новацию. В России три традиционные религии – русское православие, российский ислам и буддизм. Мы также сумели создать свой уникальный исторический синтез культур на основе русской культуры, которая является европейской по своему происхождению и содержанию. Строя гражданскую общность, мы смогли подняться над этническими и религиозными различиями. Безусловно, многообразие – это богатство, расширяющее пространство выбора, а оперативное пространство выбора сегодня у нас преимущественно на глобальном Востоке и глобальном Юге.

– Но когда есть ещё и единство многообразия, это значительно усиливает результат?

– Кто-то из мудрых сказал: у каждого народа есть свои народные инструменты. Вы сможете с помощью балалаек сыграть Вагнера? Нет. Потребуется симфонический оркестр, куда будут входить наряду с балалайкой флейта, валторна, литавры, виолончель… Симфония неслиянного единства, как говорил русский философ Михаил Бахтин, это всегда многообразие, поскольку нет полного слияния, значит, и поглощения одной культуры со стороны другой. Нам важно добиваться единства многообразия, сохраняя его богатство, вот что является важной задачей. И через понимание особенностей и специфики Востока мы также занимаемся самопознанием.

Россия – крупнейшая в мире страна, и русская культура по происхождению и своим параметрам – культура европейская. Но Россия как государство – евразийская, фактически три четверти её территории находится в Азии. Глупо и неуместно смотреть на Азию сквозь призму безнадежно устаревших шаблонов и  стереотипов. Сегодня китайцы создают автомобили, которые разгоняются до 100 км за считанные секунды, а стоят они на порядок дешевле европейских машин с такими же характеристиками. Разве это признак отсталости? В формирующемся сегодня полицентричном мире это называется конкурентным преимуществом. И оно будет только нарастать. В первую очередь в силу того, что меняются стратегии. Посмотрите на динамику роста: на Западе это почти горизонтальная линия, а Восток демонстрирует нарастающую динамику в различных областях экономики.

– Россия находится между двумя мирами и по-хорошему нам нужно развивать свой внутренний рынок, чтобы быть более устойчивыми…

– Мы изучаем опыт Востока, чтобы его использовать для развития нашей страны. Мы изучаем демографическую динамику в разных странах, в том числе потому, что у нас есть проблемы, которые нужно решать внутри страны. Мы изучаем культуру Востока, чтобы использовать его достижения. Приведу небольшой пример. Мы пьем китайский чай, он отличается от привычного всем «английского». В Китае совершенно особое отношение к культуре чая. Когда ты пробуешь настоящий чай, то начинаешь понимать разницу, получать истинное удовольствие от тонизирующего напитка, распознавать суррогаты и фальсификации. Настоящее познание Востока – это познание ценностей Востока во всем их многообразии, принятие их. В этом случае мы сами тоже обогащаемся, меняется качество нашей жизни, соответственно, и образ жизни к лучшему.

В мир-системной теории Запад рассматривал себя в качестве центра Мир-системы, а СССР – в качестве её полупериферии. После развала СССР Запад списал нас в периферию, в многочисленную группу развивающихся стран, где мы оказались совершенно бесправными. Все эти годы Россия пыталась вписаться в западную модель глобализации на условиях Запада, который считал себя победителем в «холодной войне». Нам диктовались условия, которые народ совершенно не устраивали. Как результат, появились диспропорции и дисбалансы: зарплаты у людей были азиатскими, а цены –вполне себе западными, и даже дороже западных. Сейчас же в Россию на смену западным брендам пришли восточные и цены стали вполне приемлемыми. На сегодняшний день пока ещё нельзя оценить всю глубину изменений и трансформаций. Пока не будут выработаны новые логистические маршруты, не будут проработаны все нюансы, будут существовать определённые сложности. Но стратегический поворот на Восток– мудрый, правильный и глубоко продуманный шаг, балансирующий западный вектор наших отношений, который традиционно развивался не в пример лучше. Более того, абсолютно объективный шаг. Я бы сравнил это с тем, что мы все это время стояли на одной ноге, а теперь встали на обе. Конечно, необходимо развивать наш собственный внутренний Восток, прежде всего, Дальний Восток. Как востоковед, я очень позитивно оцениваю наши перспективы в этом направлении, правда, при условии инвестирования в себя. При этом импортозамещение не должно быть краткосрочным движением, авральным затыканием дыр.

– Оно должно быть долгосрочным, стратегическим, чтобы мы могли обеспечить себя устойчивым развитием…

– Совершенно верно. А для этого мы должны зависеть только от себя. У российских промышленных предприятий, работающих на наших энергоресурсах, появляются конкурентные преимущества. Ими надо пользоваться и создавать коллаборации на собственной территории. Поэтому, изучая Восток и Запад, мы в первую очередь думаем о своей стране.

– Для развития торгово-экономических отношений между Россией и странами Азии и Африки необходимы крупные государственные проекты. В определённой мере их могут тормозить непонимание или недопонимание менталитета и рынка друг друга. И именно ваш Институт может оказать здесь неоценимую помощь. К вам обращаются за подобной помощью участники таких проектов?

– Вы знаете, очень мало. Безусловно, мы проводили тренинги для некоторых крупных государственных организаций – в основном для руководящего состава. Коммерческие же компании обращаются редко. А зря. Я знаю несколько примеров, когда подписание крупных, в том числе, коммуникационных проектов срывалось в последний момент. На первый взгляд, из-за сущих мелочей, незнания элементарных норм культуры зарубежных партнеров. Например, руководитель китайской компании пригласил российских партнеров к себе домой, чтобы в неформальной обстановке завершить сделку. Руководитель компании, вместо того, чтобы пропустить вперёд хозяина, прошел сам, при этом забыв ещё и снять обувь. На этом переговоры закончились, естественно, ничем …

Есть вещи, которые обязательно нужно знать. Это система невербальных знаков, которая сигнализирует «свой» вы, или «чужой». И если вы чужой, то с вами не захотят иметь дело. И не потому, что вы не нравитесь, а потому что иметь дело с чужим –опасно. От «чужого» можно ожидать чего угодно.

На самом деле, то, о чем я говорю, — элементарные вещи, и выучить их не так сложно. Они связаны, на первый взгляд, с мелочами. Но когда человек изучает и понимает их, у него меняется отношение. И нет ничего предосудительного в том, что вы уважаете культуру другого человека. Я вам даже больше скажу. Помните, кого Лермонтов называл кавказцами?

– Русских офицеров, которые, оказавшись там на службе, осваивали культуру и традиции проживающих там народов.

– И местные воспринимали их как своих и доверяли им. Доверяли потому, что те знали, что можно делать, а что нельзя. Именно через них проходила коммуникация российской империи и вхождение культуры России в эти регионы. И сегодня нам необходимо иметь таких в кавычках условных «кавказцев» – русских офицеров или толмачей, проводников нашей культуры.

Мы готовы организовать курсы, у нас специалисты высочайшего уровня. Я убеждён, что это очень важно для коммуникаций, если мы хотим долгосрочно работать в этом направлении. Не нужно учиться на своих ошибках, когда есть люди, которые могут все показать и рассказать. Вопрос актуальный и животрепещущий.

Продолжение следует…

 

Беседовала Юлия Новицкая, писатель, корреспондент «Нового Восточного Обозрения»

На эту тему
Грабеж, террор, доминирование: Франсафрика на испытании историей
О пленарной сессии в Нью-Дели российско-индийской Межправительственной комиссии
Турция и БРИКС: возможности, вызовы, перспективы
Ошеломляющая победа Д.Трампа на выборах в США
Выборы в Молдове: cтранные результаты свидетельствуют о лицемерии и двойных стандартах Запада