23.03.2024 Автор: Виктор Гончаров

Африканский Рог в трясине геополитического соперничества. Часть шестая: США и Африканский Рог — «действуем из-за кулис»

 США и Африканский Рог

В складывающейся сегодня ситуации создается впечатление, что США, следуя африканской политике Барака Обамы «действовать из-за кулис» (leading from behind), видя настрой Турции, Египта, Сомали, Эритреи и Джибути противостоять планам Абия Ахмеда и Мусы Бихи, решили сами открыто не вмешиваться в этот процесс, а предоставить возможность лидерам этих стран разобраться со ставшим для них неугодным эфиопским премьер-министром, который в проведении своего внешнеполитического курса стал непредсказуемым, активизировав связи с Китаем и вступив в БРИКС.

Это привело к тому, что во второй половине января сего года эпицентр политики США на Африканском Роге переместился в сторону второго основного участника нынешнего конфликта — Сомали, значимость которого для Вашингтона определяется его стратегически важным географическим положением в районе Аденского залива.

В связи с этим обращает на себя внимание одна из недавних статей кенийской газеты Standard под  названием «Эфиопии следовало бы отказаться от сделки с Сомалилендом», в которой автор с намеком на тщетность усилий Аддис-Абебы обзавестись своим торговым портом и военной базой на сомалийском побережье Красного моря указывает также на чрезвычайную заинтересованность, как с коммерческой, так и военной точек зрения, США и Великобритании в создании здесь своей военно-морской базы в партнерстве и с помощью своих региональных союзников для сохранения контроля над этим стратегически важным морским маршрутом.

Учитывая резкое обострение отношений между Йеменом и странами Запада во главе с США, наблюдаемое в последнее время в районе Красного моря, её создание приобретает особую актуальность. Особенно это четко проявилось после того, как в середине января сего года власти Джибути, которые не поддержали вторжение Хамас в Израиль, но посчитали последнего виновным  в эскалации конфликта, по утверждению этой же газеты, отклонили запрос США об использовании находящейся здесь американской военной базы Кэмп-Лемонье для нанесения ударов по хуситам на противоположном берегу Красного моря.

В связи с этим неожиданный визит в Могадишо во второй половине января сего года директора ЦРУ Уильяма Бернса, цель которого, по официальным сообщениям СМИ, была связана с обсуждением воздействия заключенного меморандума между Эфиопией и Сомалилендом на дальнейшее развитие обстановки в этом регионе, мог быть увязан и с проработкой вопросов создания военной базы со своими региональными партнерами.

В данном случае речь может идти не только об ОАЭ, которые уже предпринимали немалые усилия в этом направлении, но и о Египте (и возможно еще о каком-либо региональном союзнике), который в эфиопо-сомалийском конфликте стал на сторону Могадишо и, как уже отмечалось, заключил с ним 21 января сего года соглашение о военном сотрудничестве.

Следует обратить внимание на то, что эта инициатива Каира возникла не на пустом месте. Дело в том, что после прихода в Сомали к власти в мае 2022 года президента Хасана Шейха Махмуда отношения между двумя странами заметно активизировались. В партнерстве и при финансовом участии ОАЭ Египет приступил в Сомали к проведению военной подготовки 3000 сомалийцев, которые, не входя в состав регулярной армии, будут представлять новую вооруженную структуру.

По заключению французского Института политических исследований Гренобля, это делается для того, чтобы уменьшить чрезмерную зависимость местных властей от влияния на формирование вооруженных сил со стороны Турции и Катара.

Что касается создания под эгидой США новой военной базы, как представляется, в данном случае могут рассматриваться и другие варианты. Например, путем прямого вовлечения в этот процесс президента Сомалиленда Мусы Бихи Абди, бывшего военного лётчика, прошедшего подготовку в США, а также президента Сомали Хасана Шейха Махмуда, с которыми Вашингтон вместе с одним из своих региональных союзников  может найти взаимоприемлемое  для всех, кроме Аддис-Абебы, решение этого конфликта.

Основой для реализации подобного варианта могут послужить уже наработанные неофициальные американо-сомалилендские контакты. По информации катарского издания New Arab, министр иностранных дел Сомалиленда Эсса Кайд во время своего посещения США в 2021 году, целью которого был зондаж возможности признания Вашингтоном независимости своей страны, в беседах с американскими представителями делал упор на то, что, если международное сообщество не признает их суверенитет, то это вынудит их пойти на установление сотрудничества с Китаем, что может привести к возникновению угрозы свободе морского судоходства для стран Запада.

Далее, во время состоявшегося в начале марта 2022 года визита в СЩА президента Сомалиленда Мусы Бихи Абди на встречах с представителями администрации Байдена и членами Конгресса он прямо обратился к ним с просьбой признать независимость Сомалиленда. При этом, как отмечает газета, он нашел понимание со стороны ряда конгрессменов. Один их них, член Палаты представителей Скотт Перри даже предложил законопроект о признании Сомалиленда в качестве «отдельной, независимой страны».

Результаты этого визита, считают отдельные американские аналитики, могут свидетельствовать о возможных подвижках в американской политике по этому вопросу. Видимо в Вашингтоне учли замечания министра иностранных дел Эсса Кайда, что если он будет игнорировать интересы Сомалиленда, то они станут искать себе поддержку в Пекине.

В связи с этим особый интерес представляет опубликованная 20 февраля сего года Американским институтом предпринимательства статья, в которой прямо предлагается Госдепартаменту США признать независимость Сомалиленда и таким образом лишить Аддис-Абебу возможности создать свою военно-морскую базу в районе Берберы. Кроме этого, по мнению ее автора, это послужит для Сомалиленда, единственного оплота стабильности и демократии в этом неспокойном регионе, новым стимулом на пути демократического развития.

Оценивая в целом политику США в регионе Африканского Рога, канадское издание  Global Research, отмечает, что ее цели заключаются в установлении США и её союзниками полного контроля над Баб-эль-Мандебским проливом, который соединяет Красное море с Аденским заливом и Индийским океаном, а также создание под своей эгидой коалиции своих ближневосточных союзников и государств региона для сдерживания растущего влияния Китая, который стал главным торговым партнером Эфиопии.

Конкретным шагом в этом направлении стало подписание 16 февраля сего года меморандума о взаимопонимании временным поверенным США в Могадишо и министром обороны Сомали Абдулкадиром Мохаммедом Нуром о строительстве силами США пяти «хорошо оборудованных» военных баз на территории Сомали для борьбы с терроризмом. Предполагается, что они будут располагаться в пяти крупнейших городах страны, включая столицу, и использоваться бригадой «Данаб», одним из наиболее боеспособных подразделений сомалийской армии в борьбе с «Аш-Шабааб».

Примечательно, что подписание этого документа происходило в присутствии сомалийского президента после его встречи с помощником Госсекретаря США по африканским делам Молли Фи, которая в составе большой американской делегации прибыла в Эфиопию для участия в работе 37-ой Ассамблеи глав государств и правительств стран АС.

Несколькими днями ранее, точнее 13 и 14 февраля в Аддис-Абебе она, по информации турецкого Anadolu, провела переговоры с премьер-министром Абием Ахмедом по проблемам региональной безопасности.

По мнению отдельных экспертов, на фоне сохраняющейся напряженности  в отношениях между Могадишо с Аддис-Абебой и Харгейсой наращивание военного присутствия США, которых сомалийское новостное издание Garowe Online представляет в качестве «старшего брата» Сомали, может служить сигналом решимости Вашингтона воспрепятствовать осуществлению планов Абия Ахмеда добиться выхода к побережью Красного моря  и предпринять дальнейшие шаги по установлению своего контроля над этим регионом мира.

 

Виктор Гончаров, эксперт-африканист, кандидат экономических наук, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: