21.03.2024 Автор: Александр Сваранц

Истребитель KAAN – надежда турецких ВВС

истребителя KAAN

Как сообщает турецкий телеканал TRT, 21 февраля с авиабазы Мюртед впервые был произведен тестовый полет будущего истребителя пятого поколения KAAN, который был сконструирован в Турции и является надеждой турецких ВВС. Самолет пробыл в воздухе 13 минут, выполнил необходимые тестовые задания и благополучно приземлился. Пилотировал первый полет KAAN Барбарос Демирбаш. По мнению турецких экспертов, KAAN по своим тактико-техническим характеристикам может превзойти даже американские истребители F-35 и F-22 «Raptor».

Не секрет, что укрепление суверенитета и независимой (особенно внешней) политики государства во многом зависит от мощи его армии. Последнее является следствием уровня развитости национальной экономики (прежде всего, военно-промышленного комплекса и наличия современных технологий оборонного производства).

В противном случае, государство (политически и финансово) зависит от внешних поставок и цен, мирового рынка производителей вооружения и соответствующих союзников (партнеров). Потому и шаги государства на внешней арене могут быть связаны не столько природой национальных интересов, сколько зависимы от воли и интересов стран-поставщиков. Наглядный пример подобной зависимости сегодня представляет Украина, которая пошла на военную конфронтацию с Россией в надежде на военно-политическую и военно-техническую помощь коллективного Запада во главе с США.

Понятно, что в современном мире, так или иначе, сложно развивать обособленный оборонный комплекс без учета и эффективного использования внешних связей, партнерства и института разведки. Просто не все государства имеют равные стартовые возможности в смысле сырьевых ресурсов, производственной базы, научного потенциала и технологических достижений. И в этом случае наличие грамотного управления, гибкой дипломатии и компетентного лидера способствует решению вопросов укрепления обороноспособности государства. Современная Турция под руководством харизматичного президента Эрдогана является положительным примером прорывного развития национального оборонного комплекса.

В ходе выступления в провинции Адана 26 февраля Реджеп Эрдоган заявил, что оборонная промышленность Турции делает исторические успехи и пишет новый эпос в данной области. В начале 2000-х гг. оборонный комплекс Турции, согласно утверждению Эрдогана, на 80% зависел от импорта и внешних производителей. Соответственно, большая часть вооружений и боевой техники закупалось за рубежом (прежде всего, у стран-союзников по блоку НАТО). Как правило, импорт вооружения не позволяет получить самые современные средства, ибо поставщик, так или иначе, продает адаптированные к экспорту варианты с некоторыми ограничениями. Вместе с тем, нет и полного контроля над закупаемым оружием, ибо покупатель зависит от дополнительных комплектующих деталей и запчастей, программ боевого применения и боеприпасов. Соответственно, в случае военного конфликта государство-покупатель пребывает в зависимом положении от государства-поставщика.

С приходом к власти Реджеп Эрдоган стал уделять приоритетное внимание вопросам оборонного комплекса, выделять большие инвестиции в передовые технологии в сфере обороны, поддерживать развитие отечественных военных корпораций. Турция в оборонной промышленности выбрала трудный, но наиболее верный и выгодный путь. «Мы начали сами производить оружие, используемое нашими силами безопасности, включая пистолеты и винтовки, мы сделали большие инвестиции в новые развивающиеся технологии, такие как беспилотные летательные аппараты», – отмечает Эрдоган. В результате проекты, которые Анкара начала в 2000–2010-х гг., спустя годы превратились в современные образцы вооружения и боевой техники – в беспилотники, самолеты, танки, корабли, ракеты и снаряды.

Сегодня продукция ВПК Турции пользуется большим спросом на мировом рынке вооружений. Анкара является поставщиком БПЛА «Байрактар» в 34 страны, которые показали свои преимущества в реальных боевых условиях (включая в Нагорном Карабахе, Ливии, Сирии, Украине). Помимо беспилотников, ставшие продукцией «национальной гордости», Турция разрабатывает и выпускает БТР Kirpi, БМП Kobra, танки Altay, зенитно-ракетные комплекс Siper и HISAR-U Siper, авианосец с носителем БПЛА Anadolu, минометы Commando, самоходные минометы Alkar, строит новую подводную лодку S300 Piri Reis и др.

В этом списке замаячил и новый турецкий боевой истребитель пятого поколения KAAN, разработка и строительство которого началось в 2017 г. в рамках программы «Национальный боевой самолет» компанией Turkish Aerospace Industries (TAI). Экспериментальный полет нового самолета планировался в декабре 2023 г., но состоялся с небольшим опозданием в феврале 2024 г.

Согласно данным турецких авиастроителей, серийное производство и поступление на вооружение в ВВС Турции истребителей KAAN планируется в 2028 г. При этом ежегодно будет выпускаться от 10 до 24 (с 2034 г.) единиц данных истребителей, которые со временем заменят устаревший парк боевых самолетов F-16.

Ранее Реджеп Эрдоган отмечал, что истребитель KAAN будет обладать рядом преимуществ (включая высокой маневренностью, точностью прицеливания и недосягаемостью для ПВО противника). До недавнего времени лишь несколько государств в мире (Россия, Китай, США и совместная разработка стран Европы – Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии) могли проектировать и серийно выпускать боевые самолеты пятого поколения. Это Су-57, Chengdu J-20, F-35 и Eurofighter Typhoon. Турция, очевидно, пополнит данный список с началом серийного производства истребителей KAAN.

Как известно, Анкара изначально планировала закупить американские F-35, но поскольку ее исключили из программы производства данного истребителя из-за покупки российских ЗРК С-400 «Триумф», а европейские производители Eurofighter Typhoon (в частности, ФРГ) под давлением США отказали в продаже нового боевого самолета Турции, турки решили пойти своим путем и создать собственный истребитель пятого поколения. KAAN обладает малозаметностью, будет использовать высокоточные боеприпасы, а максимальная скорость составит 1,8 Маха.

Однако следует признать, что технологическая разработка истребителя KAAN не стала результатом лишь турецкой научной мысли и производственной базы, ибо в ней принимают участие и ряд иностранных партнеров и компаний.

В частности, в мае 2017 г. британская группа Rolls-Royce создала совместное предприятие ТАЕС с турецкой группой Kale для разработки и производства двигателей для самолета TF-X. В 2022 г. Управление оборонной промышленности Турции подтвердило, что «национальный» двигатель для TF-X будет создаваться совместно с Rolls-Royce, хотя прототипы и первые серии истребителя будут оснащены американскими двигателями General Electric F110-GE-129. Известно также, что контролируемая TAI турецкая авиадвигателестроительная компания Tusaş Engine Industries (TEI) заключила с General Electric контракт на закупку 10 двигателей F110-GE-129 для оснащения опытных образцов TF-X. Согласно мнению посла Украины в Анкаре Василия Боднара, в разработке двигателя турецкого истребителя KAAN участвует и Украина, которая планирует в будущем закупать данный боевой самолет для нужд своих ВВС.

Таким образом, только в вопросе разработки двигателя турецкий истребитель нового поколения связан с Великобританией, США и Украиной.

KAAN является достаточно крупным двухдвигательным (на базе турбореактивных двухконтурных форсажных двигателей F110-GE-129 от General Electric) одноместным самолетом, выполненным по малозаметной технологии. Его заявленный максимальный взлетный вес превышает 27 тонн. Длина самолета составляет 21 м, размах крыла 14 м и высота 6 м. Таким образом, геометрически KAAN несколько крупнее, чем американский Lockheed Martin F-22A (длина 18,92 м, размах крыла 13,56 м и высота 5,08 м) и российский Су-57 (длина 20,1 м, размах крыла 14,1 м и высота 4,6 м).

Важной отличительной особенностью KAAN является разнесение мотогондол с ТРДДФ на дистанцию между продольными осями на 2,35–2,5 м. Данная особенность позволяет снизить уровень аварийности силовой установки. Иными словами, даже при повреждении одного из двигателей второй двигатель способен продолжить работу, обеспечить возврат самолета на место базирования, либо вывести его в зону безопасного катапультирования пилота. Аналогичная установка имеется на линейке российских боевых машин МиГ-29СМТ/35, Су-27, Су-30СМ, Су-34, Су-35 и Су-57.

Инфракрасный матричный фотоприемник высокого разрешения обеспечит KAAN обнаружение целей типа F-35A. Соответственно, аналогичными параметрами располагают квантовые оптико-электронные прицельные комплексы типа ОЛС-50 российских истребителей пятого поколения Су-57.

Данная особенность деталей KAAN и их сходство с российскими аналогами может свидетельствовать о соответствующем турецко-российском партнерстве в разработке частей нового истребителя. Ведь неслучайно генконсул России в Стамбуле Андрей Буравов отметил, что российские компании готовы сотрудничать с Турцией в реализации проекта истребителя KAAN. «В этом контексте мы также хотим развивать военно-техническое сотрудничество, – подчеркнул российский дипломат. – Раньше с нашей стороны были предложения. Но конечно, конкретные аспекты необходимо обсуждать между конкретными компаниями».

Таким образом, Турция от года к году укрепляет свой оборонный потенциал и мощь армии. Соответственно, за сильной оборонной промышленностью стоит, как отмечает Эрдоган, растущая репутация Турции.

Иными словами, авторитет Турции во внешней политике и международной арене подкрепляется достижениями оборонного комплекса. Именно поэтому Эрдоган говорит: «Поскольку наша зависимость от внешних поставок в оборонной промышленности уменьшается, наше влияние на международной арене растет. От Азии до Африки десятки миллионов становятся свидетелями усиления Турции».

Как видим, и в разработке истребителя KAAN Турция вновь показывает свою способность играть «на два фронта», сотрудничая с противоположными центрами: с одной стороны, это США, Великобритания, ЕС и Украина, с другой же – Россия.

Конечно, сегодня рановато говорить о появлении у Турции истребителя пятого поколения. Пока сохраняется дистанция в 4–10 лет, что есть немалый срок. За это время технологии авиастроения в развитых странах может продвинутся вперед.

У турецких авиастроителей ещё остаются вопросы по доработке экспериментальных образцов боевого самолета, который в сравнении с другими аналогами истребителей пятого поколения достаточно крупный и тяжелый. Однако сам факт первого полета KAAN это уже является достижением турецкого ВПК.

 

Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

Похожие статьи: