EN|FR|RU
Социальные сети:

Джаму – уникальное явление в политической культуре Западной Африки

Иван Копытцев, 03 января 2024

Джаму – уникальное явление в политической культуре Западной Африки

На сегодняшний день в науке укоренилось вполне однозначное представление, согласно которому вопросы политического, экономического, социального и культурного характера в Черной Африке необходимо рассматривать под призмой этнического фактора. В пользу данной гипотезы говорит полиэтничность, характерная для большинства государств региона, а также богатая эмпирическая база межэтнических конфликтов и противоречий, основанная на изучении стран Восточной, Тропической и Южной Африки. Тем не менее, применительно к территории бывшего Западного Судана, а по ряду данных и некоторым иным районам африканского континента, уместно говорить о существенном нивелировании значения этнической принадлежности при рассмотрении различных форм общественных отношений. Причиной этому является малоизученный, но как представляется, чрезвычайно важный феномен. Речь идет об именах джаму и существующих между ними отношениях, прежде всего, эквивалентности и шуточного родства.

Изучение феномена джаму началось лишь в XX в. и было тесно связано с трехтомным трудом М. Дельяфоса «Верхний Сенегал – Нигер», в рамках которого джаму интерпретировались как отношения родства, имеющие некое общественно-политическое значение. Не менее важным событием для выявления ключевых особенностей политической культуры стран Западной Африки стало применение Моссом термина «шуточное родство» (синанкуйя), под которым ученый понимал своего рода механизм для снятия напряженности и предотвращения конфликтов. Представляется необходимым отметить, что отношения по джаму, дружественные по своему смыслу, заключены под оболочку враждебности и, таким образом, характеризуются «противоположностью выражения и содержания». К примеру, при встрече со своим синанку (шуточным родственником) принято выказывать враждебность, которая может выражаться в оскорблениях, вышучивании или даже инверсии подчинения («ты мой раб, я твой хозяин»). При этом социальное положение индивидов и возраст отступают на второй план.

По мнению ряда исследователей, появление клановых имен джаму тесно связано с возникновением в III в. до н.э. и дальнейшим развитием на территории современного Мали города Дженне, не имевшего, в отличие от расположенных в Европе и на Ближнем Востоке крупных поселений, элементов вертикальной структуры, таких как цитадель и главный храм. Данный факт с определенной долей допущения позволяет говорить об отсутствии институализированной иерархии в обществе города Дженне, представлявшего собой огромную, по меркам того времени, агломерацию с населением, достигавшим в период наибольшего расцвета 50 тыс. человек (450 г. н.э.). Вокруг Дженне располагалось 69 поселений-спутников, каждое из которых было на равных правах включено в социально-экономическую жизнь города, образовав, экосоциальную сеть равноправных членов.

Существование такой, по-видимому, устойчивой и плюралистичной системы дополнялось удивительной, если не сказать уникальной, особенностью Дженне – отсутствие внутренних этнических и религиозных конфликтов. Этот парадокс отмечает отечественный исследователь П.А. Куценков, указывая, что «в основание западноафриканской цивилизации изначально был заложен некий механизм снятия конфликтов, со временем менявшийся, но никогда не «ломавшийся»». Под этим механизмом и следует понимать систему клановых имен джаму и существующих между ними отношений.

Что же такое джаму в наше время? На сегодняшний день это паспортные фамилии (Кейта, Кулибали, Конате, Камара, Коне и др.) жителей большинства государств Западной Африки. Важно отметить, что в рамках исторического процесса джаму не являются организованными общностями, но вместе с тем, выполняют чрезвычайно важную функцию. По сути, отношения «шуточного родства» в Западной Африке – это своеобразный способ обозначить зоны потенциальных и реальных конфликтов между группами и сублимировать их, переведя в карнавальную форму. Недаром сананкуйа интенсивно (и, надо признать, результативно) эксплуатируется властями Мали: «шуточное родство» рассматривается на самом высшем политическом уровне страны как серьёзное средство против возникновения межэтнической напряжённости. Более того, система джаму способствует формированию единого политического пространства, что подтверждается и опросами: малийцы в большинстве своем идентифицируют себя и с государством, и со своей группой или же в первую очередь с государством. Объяснение заключается в том, что отношения шуточного родства (синанкуйя) крепко связывают различные группы, образуя систему взаимозависимых элементов. В 2010 году известные американские политологи Даннига и Харрисона путем опросов проанализировали влияние отношений шуточного родства на политические предпочтения малийцев. Не вдаваясь в подробности, следует подчеркнуть, что результаты дают возможность установить первостепенность роли связей по джаму (эквивалентность, синанкуйя), а не этнической принадлежности кандидатов: респонденты скорее голосовали за своих синанку, нежели за представителей своей этнической группы, не имеющих с ними связей по джаму.

К сожалению, феномен джаму и шуточного родства остается крайне малоизученным как в отечественной, так и в зарубежной африканистике. Причинами такого положения дел следует считать проблемы, связанные со сбором эмпирических данных и их верификацией, а также невозможность рассматривать эти явления вне социально-политического контекста, включающего целый ряд иных неформальных практик, например, – этнических сантиментов.

 

Копытцев Иван – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Африка в поисках мира: преодоление наследия рабства и колониализма
Сфабрикованный погром: хаос, развязанный в Амстердаме
Конфликт в Судане: текущая динамика противостояния
Грабеж, террор, доминирование: Франсафрика на испытании историей
Угрожает ли водоснабжению Египта плотина Возрождения Великой Эфиопии?