EN|FR|RU
Социальные сети:

Транспортные проекты Монголии: «Неделя транспорта» о грядущем «десятилетии транспорта»

Борис Кушхов, 20 ноября 2023

Недели транспорта Монголии -2023

В начале ноября 2023 года в Монголии состоялись официальные мероприятия, проведённые правительством этой страны в рамках так называемой «Недели транспорта Монголии -2023». В работе «недели» приняли участие премьер-министр страны, спикер Великого Государственного Хурала, министр и вице-министр развития дорог и транспорта, представители крупных монгольских и иностранных компаний, главного управления гражданской авиации Монголии, российско-монгольского общества Улан-Баторская Железная Дорога и государственной компании Монгольская Железная Дорога.

Представляется логичным считать целью данного форума привлечение новых инвесторов в экономику страны на фоне констатации улучшения инвестиционного фона Монголии, связанного с амбициозными планами по развитию транспортной сети страны, реализация которых удешевит внутреннюю и внешнюю логистику, а также поспособствует введению в экономический оборот новых перспективных месторождений полезных ископаемых.

Основной акцент в транслируемых в рамках «транспортной недели» посылах был уделён вопросам развития железнодорожной сети Монголии, призванного сыграть ключевую роль в экономическом развитии страны в ближайшие годы и десятилетия. Так, в выступлении министра развития дорог и транспорта Монголии Бямбацогта были подробно изложены планы страны на развитие железнодорожной сети, а также произведена оценка нынешнего состояния перспективных проектов в данной отрасли.

Прежде всего, министр отметил благоприятные международные условия для развития транзитного потенциала Монголии: так, он отметил значительный рост за 2022 год торгового оборота КНР и стран ЕС (до 850 миллиардов долларов), а также КНР и России (до 190 миллиардов долларов). Благоприятным для реализации одного из крупнейших перспективных проектов Монголии в области железнодорожного транспорта – Западного коридора, Бямбацогт считает поручение президента России В.Путина правительству о разработке планов создания транзитного коридора в Китай через Монголию, а также значительное продвижение в вопросе о строительстве железной дороги Кызыл-Курагино и её перспективного выхода к границе с Монголией.

В связи с включением российскими властями последнего проекта в план развития Сибири, монгольскими специалистами в ходе «недели транспорта» был предложен следующий маршрут связывающего Россию и Китай Западного железнодорожного коридора: Курагино-Кызыл-Цагаантолгой, далее по Монголии (Арцсуурь-Нарийнсухайт-Шивээхүрэн) и Китаю (Сэхэ-Далайхөв),

Озвучено министром и монгольское видение Восточного транзитного коридора, который видится министру развития дорог и транспорта как магистраль Борзя-Соловьевск, Эрээнцав-Чойбалсан-Хөөт-Бичигт ,Зүүн хатавч-Улаанхад-Чаоянаар и далее к морским портам Северо-Востока Китая. Такое заявление, однако, было сделано без учёта отсутствия интереса в такой демаркации маршрута у России, которой будет невыгодным упадок российско-китайского транзита через границу с КНР (Забайкальск-Маньчжоули), альтернативой которого будет являться предложенный Монголией проект. Так, через Забайкальск проходит 29% железнодорожного транзита грузов из Китая в Европу – это на треть больше, чем в настоящее время идёт через Монголию. Пропускная способность Восточного и Западного коридоров оценивается в 25-30 миллионов тонн в год у каждого.

Примечательно и то, что в Монголии активно изучают перспективы выхода пограничных железнодорожных пунктов страны с международными морскими портами: в планах оптимизации транспортной сети упоминаются направления на порты Ванино, Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Зарубино, а также другие порты Китая, Ирана, Индии, Пакистана и Турции. В связи с этим, растёт заинтересованность монгольских коллег в создании российско-монгольских транспортных маршрутов, способных обеспечить вне региональный экспорт полезных ископаемых Монголии и диверсифицировать географию их поставок в третьи страны, а также пространство для взаимодействия Монголии со странами ШОС по проблематике стран, не имеющих выхода к морю.

В случае успешной реализации озвученных в ходе «транспортной недели» проектов и инициатив , пропускная способность железнодорожных пограничных пунктов Монголии достигнет 160 миллионов тонн грузов к 2030 году , а длина железнодорожной сети увеличится в четыре раза.

В 2023 году объём транзита грузов через Монголию вырос на 40% в сравнении с прошлым годом. Тем не менее, он составил 3.6 миллионов тонн, что по-прежнему незначительная доля в масштабе общей грузовой нагрузки монгольского жд транспорта, а также в общих объёмах транзита грузов между Россией и Китаем. Сами монгольские власти оценивают перспективу прироста транзита до 40 миллионов тонн к 2030 году, что составит 25% от всего грузооборота по железной дороге страны.

Докладчики «недели транспорта» отметили успехи этого года в согласовании проектов строительства железнодорожных пропускных пунктов на южной границе страны. Так, в 2023 году Монголия уже подписала соглашения с Китаем о строительстве пограничных пунктов Шивээхүрэн-Сэхэ, Гашуунсухайт-Ганцмод, а также Бичигт-Зүүнхатавч, с примыкающими к границе железнодорожными линиями и грузовыми терминалами. В этом контексте монгольские коллеги обратили внимание участников международного форума на активный процесс  согласования строительства и реконструкции пограничных пунктов на границе с Россией, который на данный момент отстаёт от южного направления – как минимум, в силу меньшей заинтересованности России, в сравнении с Китаем, в оптимизации импорта горнорудного сырья из Монголии.

В рамках недели был представлен продвигаемый Монголией проект «Богдхаан», предполагающий создание новой ветки протяжённостью в 145 километров, начинающейся и заканчивающейся на ныне существующей Улан-Баторской железной дороге, призванной, по мнению монгольских экспертов, увеличить пропускную способность будущего Центрального железнодорожного коридора и отвести от столицы страны транзит вредных и взрывоопасных грузов. Предполагается связать новым маршрутом станции улан-баторской железной дороги Багахангай и Мандал, провести линию новой железной дороги через международный аэропорт «Чингисхаан» и связать её с новым международных транспортным «хабом» в долине Хушиг и новым городом-спутником Улан-Батора.

Помимо этого, было анонсировано и строительство железной дороги Улан-Батор  — Хархорин (Каракорум) протяжённостью в 384 километров, призванной связать нынешнюю столицу и самый крупный город страны с новой столицей (а точнее возрождённой старой столицей), программа создания которой была утверждена в этом году. Судя по имеющимся данным о «километраже» магистрали, в Монголии уже существует предварительный проект данной магистрали.

Поделился министр и ожиданиями властей Монголии от реализации перспективных проектов в области автодорожного транспорта. Так, предполагается создание пяти международных автодорожных коридоров, связывающих Россию и Китай через территорию Монголии, доведение числа автомобильных пограничных переходов до 21 (из шести из которых будет иметься доступ к морским портам), а также подписание соглашений об автодорожном сообщении с 24 странами. Пропускная способность грузовых терминалов автодорожных пропускных пунктов на границах Монголии должна достигнуть 120 миллионов тонн в год.

Помимо выступлений ключевых государственных деятелей Монголии, на полях «Недели транспорта» состоялись переговоры министра развития транспорта и дорог Монголии с председателем Организации Сотрудничества Железных Дорог.

Таким образом, «Транспортная неделя» явилась актом обобщения недавних успехов Монголии в развитии транспортной сети страны,  а также презентацией широкому международному сообществу монгольских планов развития как национальной, так и субрегиональной транспортной сети.

 

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Действия России в Африке затягивают экономическую петлю вокруг Европы
О пленарной сессии в Нью-Дели российско-индийской Межправительственной комиссии
Угрожает ли водоснабжению Египта плотина Возрождения Великой Эфиопии?
Индо-Тихоокеанский регион готовится к возвращению Трампа
Сенегал на пороге перемен? Часть 2