EN|FR|RU
Социальные сети:

Эфиопия: к новой логике формирования баланса сил

Иван Копытцев, 22 сентября 2023

Эфиопия

На сегодняшний день для подавляющего большинства государств исторического Запада характерна чрезвычайная заостренность внимания на собственных проблемах или же конфликтах, протекающих «на ближних подступах» к Старому Свету: в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. В то же время, как верно отмечают некоторые аналитики, наиболее масштабные и смертоносные потрясения в минувшие годы происходили отнюдь не в Европе, а в Африке. Так, самое высокое число жертв вооруженных конфликтов в 2022 году было зафиксировано на севере Эфиопии, пусть для многих представителей мировой общественности эти события и оставались, в лучшем случае, на периферии наблюдения. Между тем, фактически непрекращающиеся около трех лет боевые действия в штатах Тиграй и Амхара, по сути своей, отражают знаменательные глубинные трансформации, от хода которых напрямую зависит судьба одной из крупнейших экономик Африки южнее Сахары, обладающей значительным демографическим и геополитическим потенциалом.

Политический ландшафт Эфиопии оставался неизменным на протяжении почти трех десятилетий: после победы в гражданской войне и свержения социалистического режима Дерг, к власти в 1991 году пришла коалиция этнических партий РДФЭН (Революционно-демократический фронт народов Эфиопии), ядром которой выступал НФОТ (Фронт освобождения народа тиграй). На практике, лидеры НФОТ и, по совместительству, РДФЭН стремились консолидировать «малые» этносы и группы (официально в Эфиопии проживает 85 этнических групп), ранее не вовлеченные в политический процесс. Подобная стратегия должна была обеспечить эффективное «сдерживание» амхарских элит – представителей одного из наиболее многочисленных народов, считавшегося «титульным» в имперский период. Контролируя партийную структуру и исполнительную власть как напрямую, так и за счет лояльных политиков из иных этнических групп, тиграйский клан во главе с Мелесом Зенауи установил фактически монопольный контроль над государственными институтами. В этом смысле, единственным «ограничением» оставалась небольшая численность тиграйцев (чуть более 5% населения страны), вынуждавшая НФОТ активно использовать «услуги» представителей других народностей для сохранения формальной репрезентации и не подорвать единство внутри правящей коалиции РДФЭН. Со временем, после смерти Мелеса Зенауи и на фоне обострения межэтнических проблем, включая борьбу за обладание спорными территориями (проблема расширения Аддис-Абебы и территориальные претензии амхарцев к штату Тиграй) и требование политических свобод, способность НФОТ обеспечить лояльность нетиграйских элит в РДФЭН заметно сократилась. Последовавшие события 2016-2018 гг., известные как «революция оромо», казалось, вывели на политическую авансцену «третью» силу – этнос оромо, ранее лишь ограниченно представленный в органах власти. В 2018 году на внутрипартийных выборах в РДФЭН, которые стали вынужденной реакцией на многомесячные протесты в штатах Оромо и Амхара, победу одержал Абий Ахмед Али – молодой политик-оромо, добившийся уверенного перевеса над кандидатом от НФОТ благодаря единой позиции двух крупнейших по численности сил – фракций амхарцев и оромо в РДФЭН.

В течение нескольких месяцев с момента своего избрания в качестве главы правительства, Абий Ахмед предпринял два важных шага, обозначивших его дальнейшие планы: 1) Приступил к последовательному снятию тиграйцев с ключевых государственных должностей, вынудив НФОТ фактически «окопаться» на севере страны в штате Тиграй; 2) Заключил мирный договор с Эритреей, тем самым, ликвидировав внешнюю угрозу и, одновременно, получив союзника для потенциального противостояния с НФОТ. Таким образом, премьер-министр намеревался направить свои основные усилия на проблемы внутриполитического характера и, в первую очередь, преобразование сложившегося межэтнического баланса сил. При этом стоит иметь в виду, что традиционный для местных условий подход, предполагающий широкую опору на поддержку «соплеменников», едва ли актуален для политиков-оромо. Отсутствие коллективной идентичности и наличие влиятельных группировок, включая АОО (Армию освобождения оромо), не позволяют оромо выступать в роли единой политической силы. В результате, для Абий Ахмеда – политика, не имеющего возможности опереться на такой важный инструмент как этническая мобилизация в силу низкой консолидации оромо, – сохранение кресла премьер-министра и обретение способности проводить самостоятельный политический курс напрямую зависит от ослабления сложившихся центров силы. Исторически подобными центрами выступают тиграйские и амхарские элиты – некогда «основатели империи», обладающие высокой сплоченностью и значительными экономическими ресурсами.

Разумеется, столь амбициозный и, во многом, радикальный план по перераспределению властных ресурсов неминуемо натолкнулся на противодействие НФОТ, еще недавно контролировавшего положение дел в Аддис-Абебе. Противостояние с тиграйским кланом, в свою очередь, открывало ряд перспектив перед командой Абий Ахмеда: вызов, который НФОТ недвусмысленно бросил федеральному центру, позволил заручиться поддержкой различных сил, начиная с амхарских националистов, претендовавших на южные и восточные зоны штата Тиграй, и заканчивая правительством Эритреи. Более того, решение тиграйской стороны о нанесении превентивного удара по позициям НСОЭ (Национальные силы обороны Эфиопии) в ночь с 3 на 4 ноября 2020 года привело к тому, что в проправительственном лагере окончательно оказались элиты «малых» этносов, представляющие менее развитые регионы страны и не вовлеченные в борьбу за политический Олимп.

Не вдаваясь в подробное описание двухлетнего периода ожесточенных боевых действий между федеральным правительством и его союзниками с одной стороны и СОТ (Силами обороны Тиграя) с другой, следует отметить, что на протяжении большей части конфликта перед экспертным сообществом сохранялся интригующий, хотя и не столь очевидный, вопрос: каким образом команда Абий Ахмеда намеревается в дальнейшем сохранить политическое единство антитиграйской коалиции, учитывая стремительно возросшее влияние националистически настроенных амхарских элит. Неудивительно, что с подписанием мирных соглашений в Претории 2 ноября 2022 года, согласно которым НФОТ фактически сдался на милость Аддис-Абебы, «амхарский вопрос» занял центральное место в политической повестке Эфиопии.

Итак, соглашения в Претории и дополнительные договоренности между сторонами, помимо разоружения СОТ и восстановления юрисдикции федерального правительства над территорией штата включали два примечательных аспекта: 1) Все вооруженные формирования за исключением НСОЭ должны быть выведены с территории штата Тиграй; 2) В соглашениях не упоминался статус спорных территорий, а значит, решение амхарско-тиграйского спора фактически делегировалось федеральному правительству. Представляется очевидным, что достигнутые условия шли вразрез с интересами амхарских элит, разыгрывающих «этническую карту» – т.е., использующих этнические сантименты для укрепления своих позиций и, потенциально, борьбы за контроль над федеральным центром. Дело в том, что добившись успеха в борьбе с некогда влиятельным НФОТ, Абий Ахмед перенес основные усилия на борьбу с усилившимся националистически настроенным крылом амхарских элит. Так, несмотря на существование лояльной премьер-министру группировки амхарских политиков в правящей Партии Процветания, постимперские амбиции амхарцев выступали и продолжают выступать благоприятной средой для развития оппозиционных настроений. Уже в первые месяцы после заключения соглашений в Претории правительство Эфиопии официально запретило любые вооруженные формирования, не подчиняющиеся командованию НСОЭ. В результате, амхарские националисты лишались двух весомых козырей: многочисленных подразделений Специальных сил – своего рода племенного ополчения в распоряжении властей штата и Фано – военизированной группировки, исповедующей идею имперского величии амхарцев. Последние, однако, отказались подчиниться воле Аддис-Абебы и после затянувшегося периода спорадических столкновений вступили в открытое противостояние с НСОЭ с начала августа 2023 года. Примечательно, что представители временной администрации штата Тиграй активно поддерживают действия федерального правительства в штате Амхара, а министр обороны Эфиопии, в свою очередь, заявил, что референдум для определения принадлежности спорных территорий между штатами Амхара и Тиграй будет проведен лишь после восстановления статус-кво, т.е., возвращения беженцев – преимущественно тиграйцев.

Столь краткий и пространный взгляд на политические процессы последних лет в Эфиопии оставляет известную недосказанность, однако, что наиболее важно, позволяет оценить общую динамику происходящих трансформаций. С приходом к власти в 2018 году Абий Ахмеда – молодого и энергичного политика, лишенного возможности использовать традиционные для Эфиопии инструменты мобилизации сторонников, – на политической арене начались серьезные трансформации. Ход и результаты конфликта в Тиграе, равно как и ожесточенная борьба руководства Партии Процветания против националистического крыла амхарских элит демонстрируют стремление премьер-министра не только нанести удар по двум исторически сложившимся центрам сил, но и попытаться обрести новый тип поддержки: добиться лояльности большинства этносов и отдельных элитных фракций благодаря собственной неаффилированности с той или иной этнической группой.

 

Копытцев Иван – политолог, стажер-исследователь Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО МИД России, специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

На эту тему
Тучи над Мун Чжэ Ином. Ч.4. Дела семейные
Германия рушится: цена конфликта на Украине и внутриполитический распад
Африка в поисках мира: преодоление наследия рабства и колониализма
Возвращение Трампа: сдвиг во внешней политике и глобальной стратегии США?
Конфликт в Судане: текущая динамика противостояния