15.09.2023 Автор: Константин Асмолов

Насилие в отношении школьных учителей Южной Кореи – системная проблема

Насилие в отношении школьных учителей Южной Кореи

18 июля 2023 г. 23-летняя учительница начальных классов покончила с собой прямо на рабочем месте. Молодая женщина сдала экзамен на аттестацию учителей только в начале года, и ее смерть вызвала сильную эмоциональную реакцию. Перед школой, где произошёл инцидент, было выставлено около 300 похоронных венков от коллег, родителей и других школ, не говоря о записках от детей с выражением сочувствия. Ещё 30 венков было установлено перед столичным управлением образования. Министр образования Ли Чжу Хо и суперинтендант Сеульского столичного управления образования Чо Хи Ен, выразили соболезнования покойной учительнице и ее скорбящей семье.

Корейская федерация ассоциаций учителей выразила соболезнования в связи со смертью учительницы и призвала «к полной прозрачности в расследовании инцидента».

Предсмертной записки на месте происшествия обнаружено не было, свидетелей тоже, однако в интернет-сообществе сразу появились предположения, что молодая учительница боролась с насилием среди учеников в школе, вследствие чего сама подверглась буллингу со стороны некоторых родителей и совершила самоубийство, не выдержав давления с их стороны.

20 июля администрация учебного заведения опубликовала заявление, в котором говорилось, что учительница не занималась школьным насилием, а также опровергла домыслы о том, что в ее классе учился член семьи влиятельного политика от партии власти.

Дело в том, что «неизвестная женщина» написала в Интернете сообщение о том, что учительница покончила с собой после того, как с трудом разобралась со случаем насилия в школе, связанным с семьей депутата парламента, предположительно консерватора Хан Ги Хо, после чего известный радиоведущий и штатный разоблачитель от демократов Ким О Чжун заявил об этом во время своего новостного шоу на YouTube. Хан отверг слухи как беспочвенные, заявив, что ни один член его семьи не ходит в начальную школу, и это несложно проверить, после чего 24 июля заявил, что подает на распространителей фейка в суд.

Однако если информация о причастности Хан Ги Хо к давлению на жертву оказалась очередной попыткой оппозиции пиариться на чужой крови, в остальном быстро выяснилось, что администрация школы скрывает правду. 24 июля стало известно, что полиция, занимающаяся расследованием обстоятельств суицида, вызывала на допрос родителей детей из класса погибшей. Позднее сеульское отделение Корейского профсоюза учителей и работников образования опубликовало отчеты, полученные от учителей, работавших в школе в период с 2020 по 2023 год. В них говорилось, что рабочая нагрузка и жалобы родителей на школьное насилие в сеульской начальной школе, где работала погибшая учительница, были на «непостижимо огромном уровне», а окружающая среда якобы препятствовала способности учителей выполнять свои обычные обязанности. Ситуация была особенно сложной для молодых, неопытных учителей.

Наконец, с согласия семьи покойной профсоюз опубликовал отрывок из ее личного дневника, датируемый датой за 3 дня до инцидента: «Прошло много времени с тех пор, как я последний раз брала в руки ручку, чтобы что-то написать сюда. В последнюю пятницу и выходные я чувствовала себя очень вялой (но была с семьёй и это позволило напряжению не возрастать. Я просто мало разговаривала со всеми). Однако, с выходом на работу в понедельник после всей этой рабочей ситуации + *имя ученика*, хаос вокруг возрос. Я чувствую, что это слишком для меня и хочу всё бросить. Я очень устала, когда я ем, то мои руки трясутся, я чуть не расплакалась». Так выяснилось, что жертва страдала от значительного объёма работы и имела трудности с одним из проблемных учеников.

Позже стало известно, что администрация учебного заведения лгала, заявляя, что погибшая не занималась по роду своей деятельности темой насилия в школе. Согласно данным столичного управления образования педагог 10 раз обращалась за соответствующими консультациями. Два случая связаны с инцидентами, когда один из учеников её класса нарисовал карандашом на лбу другого, полсе чего учительница столкнулась со словесными оскорблениями и третированием со стороны родителей пострадавшего, которые звонили ей на личный телефон, высказывали своё недовольство и сомнения относительной её компетенций и профессиональной пригодности.

Параллельно произошли или вскрылись замалчиваемые ранее истории насилия в отношении учителей со стороны учеников. Так, 23 июня учительница, курирующая класс специального образования одной из начальных школ Инчхона, попала в больницу с травмой шеи после нападения со стороны одного из учеников, который схватил её за волосы и повалил на землю. Причиной нападения послужило замечание со стороны учителя ребёнку, который вёл себя агрессивно по отношению к другим детям. До нападения учительница в течение двух месяцев подвергалась словесным оскорблениям со стороны учащегося и давлению со стороны родителей агрессивного ребёнка, которые объясняют действия последнего тем, что педагог ему не нравится.

30 июня учительница начальной школы в Сеуле после нападения шестиклассника получила травмы, потребовавшие трехнедельного лечения: ученица десятки раз ударила ее по лицу, повалила на пол и бросила в нее ножницы и зеркало, в то время как другие ученики в классе в ужасе наблюдали за происходящим. С тех пор учительнице был поставлен диагноз посттравматического стрессового расстройства, и она не смогла вернуться в класс. По словам ее адвоката, она планирует подать жалобу на студента в уголовном порядке, отметив, что более 2000 учителей по всей стране подали петиции призывающие к суровому наказанию студента.

Ещё один случай насилия со стороны ученика начальной школы в отношении учительницы случился 24 июля в Пусане, где учащийся третьего класса нанёс педагогу удары в лицо и ногами по телу после того, как она попросила его воздержаться от определённых действий во время складывания музыкальных инструментов после урока. Инцидент произошёл в присутствии других детей. Избиение прекратилось только после вмешательства других учителей. Пострадавшая ушла на больничный, но обратилась к руководству образовательного учреждения с просьбой не наказывать ребёнка.

5 августа суд выдал ордер на арест мужчины, подозреваемого в нанесении множественных ножевых ранений учителю в том числе в лицо и грудь, средней школы в Тэджоне. Цитировалось, что он сообщил полиции, что в прошлом был учеником учителя, но его заявление еще не подтверждено. Полиция сообщила, что в последние годы у подозреваемого были диагностированы шизофрения и депрессия, но он не получал никакого лечения.

7 августа ученик одной из средних школ Пусана размахивал холодным оружием перед одноклассниками. К счастью, обошлось без пострадавших. Ряд источников говорит о том, что администрация учебного заведения пыталась замять этот инцидент. Правоохранительные органы ведут расследование.

Если же перейти от громких историй к статистике, то по данным Корейской федерации ассоциаций учителей, только в 2022 году было зарегистрировано 347 случаев насилия со стороны учащихся по отношению к учителям, что более чем вдвое превышает 165 случаев, зафиксированных в 2018 году.

Согласно опросу, 99,2 % учителей начальной школы заявили, что над ними издевались. Уровень их удовлетворенности работой снизился с 67,8% в 2006 году до 23,6% в этом году. Около 87 учителей хотя бы раз подумывали об увольнении.

В период с 2018 по 2022 год 1133 учителя подверглись физическому насилию или нападениям со стороны учащихся и родителей, а в отношении 1252 учителей были проведены расследования после судебных исков и официальных жалоб, поданных родителями в связи с предполагаемым жестоким обращением с детьми. Из них 676, или 53,9%, были в итоге были отклонены, как не имеющие оснований. Корейский институт развития образования сообщает, что 55,8% учителей назвали несговорчивых родителей основным фактором, препятствующим их работе.

По данным министерства образования, в 2022 году зафиксировано 202 случая нарушения прав учителей родителями или опекунами учащихся (необоснованные жалобы). Среди них 75 случаев словесных оскорблений и клеветы, 45 — неоднократного вмешательства в процесс обучения, 25 — воспрепятствования исполнению обязанностей, 24 — угрожающего поведения, 14 — физического насилия в отношении педагогов.

Как сообщает член парламентского комитета по образованию Чон Гён Хи,. за последние пять с половиной лет суицид совершили 100 школьных учителей, в том числе 57 учителей начальной школы, 28 — средней и 15 — старшей. В 2018 году покончили с собой 14 учителей, в 2021 — 22, в 2022 — 19. За 6 месяцев 2023 года суицид совершили 11 учителей.

Причинами суицида были названы депрессия или панические расстройства (16 случаев), семейные проблемы (4), болезнь или личные проблемы (3) и т.д. В 70-ти случаях причина добровольного ухода из жизни учителей осталась неизвестной.

В этом контексте немудрено, что 22 июля 5000 одетых в черное учителей и студентов образовательных университетов перед зданием Посингак в сеульском районе Чонно, призывая принять комплекс мер, гарантирующих права учителей и защищающих их от деструктивного поведения со стороны учащихся и родителей. Участники митинга привели ряд случаев, когда они подвергались нападениям со стороны агрессивно настроенных учеников в классе и боролись со всевозможными жалобами родителей, но оставались бессильными из-за отсутствия защиты учителей и однобоких постановлений об образовании.

29 июля в аналогичном мероприятии на столичной площади Кванхвамун приняли участие более 21 000 учителей и поддерживающих их активистов, в то время как организаторы утверждали, что число участников достигло 30 000. Участники были одеты в черную одежду, чтобы выразить соболезнования учителю, одновременно призывая власти принять меры для защиты прав учителей и содействия нормализации государственного образования. Они утверждали, что сталкиваться с унижениями со стороны учащихся и родителей становится все более распространенным явлением, но им некуда обратиться за помощью.

Интересно, что многие учителя критиковали известного психиатра и телеведущую (которая также является писательницей и ютубером) доктора О Ын Ен и ее еженедельную популярную среди родителей программу с участием детей с проблемами поведения, в которой О дает советы.

По их мнению, разговоры о том, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход и неограничивающее развитие, хорошо смотрятся на публике, но на деле это практически невозможно. Впрочем, сама О тоже отмечает, что дисциплина очень важна и понимать детей не значит слепо принимать их поведение. Понимать проблемных детей означает смотреть на них с разных точек зрения, чтобы родители и учителя могли найти решение, и ее беспокоит факт, что недавний инцидент может породить идею о том, что учителя для исправления поведения должны иметь возможность использовать насилие.

Главным требованием митингов было пересмотреть Закон об особых случаях наказания за жестокое обращение с детьми. Этот закон предусматривает, что любой желающий может сообщить в полицию, если ему известно или он подозревает жестокое обращение с детьми. Учителя говорят, что когда родители или ученики злоупотребляют этим законом, они больше ничего не могут сделать, потому что после подачи заявления о жестоком обращении с детьми учителю грозит многомесячное расследование со стороны полиции и прокуратуры, пока с него не будут сняты подозрения. Это приводит к тому, что они значительно теряют уверенность в себе, а некоторые из них перестают руководить учениками или вообще уходят из школ.

Кроме того, требуют корректировки т.н. постановления о правах учащихся, которое было введено в действие в 2010 году семью региональными управлениями образования, включая Сеульское.

Постановление было направлено на то, чтобы рассматривать каждого учащегося как индивидуальное человеческое существо, а не как объект контроля. Оно запрещает телесные наказания со стороны учителей (да именно так! Пороть старшеклассников линейкой в РК запретили только в 2010г.) , а также дискриминацию в отношении гомосексуалистов и беременных учениц, разрешает проведение митингов на территории школы и предоставляет учащимся свободу самостоятельно выбирать прически и одежду.

В свое время постановление получило высокую оценку за то, что гарантировало права учащихся, но сегодня оно чаще подвергается критике за то, что подчеркивает только права человека учащихся, пренебрегая правами учителей и мешая им поддерживать дисциплину в школах.

Участники митингов приводили много красноречивых примеров. «Однажды один из моих учеников шумел в классе. Я сказал ему вести себя тихо, потому что он мешал другим ученикам. На следующий день его родители заявили на меня в полицию за эмоциональное насилие над их ребенком. Они сказали, что я унизил их ребенка перед другими учениками», и учителя ждало двухмесячное расследование. Похвала учителя в адрес ученика объявляется дискриминацией по отношению к другим, попытка схватить за руки, чтобы остановить драку, приравнивается к рукоприкладству, а выговор рассматривается как причинение психологической боли.

Затем, школы не могут запретить владение и использование в классе смартфонов или электронных устройств. Это привело к случаям, когда учащиеся угрожали записывать дисциплинарные действия учителей на смартфоны. Некоторые родители также заставляют своих детей ходить в школу с диктофонами, чтобы зафиксировать то, что они считают «словесными оскорблениями» учителей.

В онлайн-опросе 22 084 учителей, работающих в 1315 детских садах и школах, 25% указали на необходимость строгого наказания учащихся и родителей, которые нарушают их образовательную деятельность. Еще 23,8% заявили, что чрезмерное внимание правам человека учащихся по сравнению с правами учителей является проблематичным.

Как отмечает газета «Чунъан ильбо» , такое поведение родителей привело и к быстрому закрытию педиатрических больниц в Корее. Родители сбрасывают гнев на врачей даже за незначительные огрехи, публикуют свое недовольство в социальных сетях и подают жалобы в соответствующие органы, отчего все большее число врачей меняют специальность или закрывают свои педиатрические клиники, не говоря уже о резком сокращении числа абитуриентов на педиатрию среди студентов-медиков.

Проблема привлекла внимание президента Юн Сок Ёля, который 24 июля  поручил правительству разработать всеобъемлющие руководящие принципы, направленные на защиту прав учителей и повышение их авторитета. При этом Юн не особенно перегибал палку и отметил, что решение будут прнято «после полного сбора мнений всех заинтересованных сторон в сфере образования, чтобы гарантировать защиту их прав»

Позже министр образования Ли Чжу Хо заявил, что «посягательство на образовательную деятельность со стороны учителя неприемлемо ни при каких обстоятельствах» и правительство примет всесторонние меры по защите прав учителей.

26 июля власти договорились  о внесении ряда изменений в законодательство, — министерство образования подготовит конкретные руководящие принципы, определяющие сферу эффективного обучения учителей и дисциплинарные взыскания в классах. Решительно возможность разрешения телесных наказаний, власти намерены дать четкое определение так называемых родительских прав в школах, а также разработать регламент действий в ситуациях, когда родители вмешиваются в образовательную деятельность учителей. «Ответственность родителей должна быть повышена», — заявил министр Ли во время встречи, подчеркнув необходимость улучшения коммуникации между родителями и школьными учителями более рациональным образом.

2 августа были объявлены пилотные меры, которые вводятся Сеульским столичным управлением образования (SMOE) и пока сводятся к следующему:

  • «Чрезмерные действия, выходящие за рамки дозволенного, такие как насилие, приводящее к серьезным травмам учителей, будут зафиксированы» в школьных отчетах, как и иные случаи нарушения полномочий учителей
  • Родители, желающие встретиться с учителями или позвонить по телефону, должны сделать предварительный заказ в специальном приложении. При этом жалобами родителей общего характера будет заниматься чат-бот в специальном канале, по аналогии с ботами, которые используются в банках и государственных учреждениях. «Эта система избавит учителей от необходимости самостоятельно разбираться с подобным»
  • Встречи родителей и учителей будут проходить в специальной комнате, где установлены камеры наблюдения
  • Есть план по замене школьных телефонов учителей на новые с функцией записи голоса, чтобы документировать все разговоры.
  • В тех случаях, когда учителя сталкиваются с юридическими спорами с родителями, управление образования расширит свою поддержку для покрытия судебных издержек и упростит процедуры оказания необходимой поддержки.
  • При этом глава SMOE не упомянул о каких-либо планах по пересмотру постановления о правах учащихся: «Я придерживаюсь позиции, что права учителей не вступают в противоречие с правами».

Последнее довольно важно, так как по мнению СМИ РК, «несложнодемонизировать некоторых проблемных учеников и «родителей-монстров», но обвинение конкретных групп не может решить проблему, потому что все учащиеся, учителя и родители являются жертвами здешней ненормальной системы образования. Вместо того чтобы искать и внедрять быстрое и простое решение, правительство должно попытаться изменить общую образовательную среду или социальный климат».

В заключение – мнение автора: самоубийство молодой учительницы показало очень серьёзные проблемы в южнокорейском обществе. До определённого периода авторитет учителя был непоколебим и ученики находились в их полной власти тем, кто посещал среднюю школу в 1970-х года, говорили «даже не наступать на тень своего учителя», и воспоминания или фильмы, действие которых разворачивалось в школах, часто были посвящены тому, как учитель-тиран словесно и физически оскорбляет детей в классе и вне его. Собственно, даже в 2010 г. отмена телесных наказаний вызвала всплеск возмущённых реплик в стиле «а как же ещё поставить зарвавшегося школьника на место».

После этого тема учительского злоупотребления своим статусом стала горячей, в том числе – благодаря практике, когда с развитием мобильного интернета ученики стали снимать факты издевательств или неэтичного поведения учителей на телефоны и выкладывать их в сеть, после чего общество не могло не начать принимать меры.

Но со временем маятник качнулся в противоположную сторону, подталкиваемый рядом факторов. Во-первых, до РК начала доходить концепция, в рамках которой школа – это место предоставления образовательных услуг, и поэтому учитель должен «делать что положено», не имея инструментов для воспитания, потому что с психолого-педагогической подготовкой учителей в Южной Корее всё, на мой взгляд, не очень хорошо.

При этом корейские традиции воспитания детей говорят о том, что до школьного возраста им разрешают очень многое, а социализация происходит в школе, в том числе – за счёт жёсткой дисциплины. В итоге корейский ребёнок приходит в школу достаточно расторможенным, а у учителя не хватает инструментов или навыков его укротить.

Во-вторых, в правление Мун Чжэ Ина власть активно поддерживала все варианты «гражданского общества», которое нередко использовались для коллективного шельмования избранных лиц так, чтобы травля формально выглядела бы организованной не государством, а «народом». Жертвой подобной травли нередко становились учителя в ситуации, когда любое их действие могло быть истолковано двояко, а власть скорее поощряла родительские чаты как своего рода тренировку команды «фас». К тому же, для политика популиста мнение родителей важнее мнения учителей, потому что первых гораздо больше.

В итоге в 2020 е гг. проблема злоупотребления властью со стороны учителей уступила место проблеме школьного буллинга, с которым учителя мало что могут поделать. Однако нормы и требования по-прежнему рассчитаны на ситуацию 15-летней давности и похвально, что администрация Юн Сок Ёля начала работать в этом направлении, пусть и реактивно. После серии громких историй, связанных с буллингом, власти стали принимать меры вплоть до специального закона и хочется надеяться, что ситуация с правами учителей и учеников тоже со временем отрегулируется.

 

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: