EN|FR|RU
Социальные сети:

Когда АСЕАН, наконец, начнет действовать?

Фернандо Гайярдо, 11 сентября

АСЕАН

В июле-августе с.г. в Индонезии состоялся целый ряд военно-политических мероприятий АСЕАН (Региональный форум по безопасности (АРФ), совещание министров обороны, глав МИД Ассоциации, морской форум). Нагнетаемая Западом во главе с США конфронтация в регионе требовала от лидеров государств «десятки» заявления твердой консолидированной позиции относительно недопустимости разворачивания в зоне ее традиционной ответственности Западом угрожающих миру и безопасности стран региона военных авантюр. Однако, к сожалению, этого не произошло.

Единственным за последнее время заявлением асеановской страны стало, пожалуй, выступление 3 августа с.г. министра иностранных дел Индонезии Р.Марсуди на Расширенном Морском форуме АСЕАН, в котором она отметила, что Индо­-Тихоокеанский регион должен оставаться мирной территорией, свободной от военных альянсов, создаваемых с целью доминирования над другими странами. Однако призвала она к поиску путей и средств регулирования своего поведения в водах Индо-­Тихоокеанского региона не государства Запада, а почему-то страны ЮВА.

Создается ощущение, что АСЕАН в целом, как и входящие в нее страны, будто бы нарочно не замечают колоссальных изменений военно-стратегической обстановки в своем собственном регионе и работают в рутинном режиме с упором на финансово-­экономическую и торговую повестки.

Вместе с тем мы наблюдаем набравший полный ход процесс формирования новой ярко выраженной антикитайской военно-политической сцепки США, Японии и Южной Кореи. Все говорит о том, что наиболее трудный этап — снятие историко-политических препятствий для сближения Токио и Сеула — Вашингтоном пройден. Действительно, кто бы мог подумать еще год назад, что лидер РК в речи по случаю очередной годовщины освобождения Кореи от японского колониального господства (15 августа 1945 r.) назовет Японию партнером, с которым его страна разделяет универсальные ценности и имеет общие интересы в сотрудничестве в сферах безопасности и экономики. Ту самую страну, которая в годы аннексии Кореи беспощадно эксплуатировала труд местного населения, заставляла участвовать в боевых действиях, насильно вовлекала в проституцию женщин.

Можно ли было предположить, что руководство Республики Корея не более чем сожалением от лица министерства иностранных дел отреагирует на направление подношения премьером Ф. Кисидой и личное посещение храма Ясукуни, считающегося символом милитаристского прошлого Японии, министрами экономической безопасности и экономики Японии С. Такаити и Я.Нисимурой, группой из 69 парламентариев, а также главой политсовета правящей Либерально-демократической партии К. Хагиудой.

Не заставил себя ждать следующий шаг США на пути формирования прочного трехстороннего альянса. Уже 18 августа с.г. в Кэмп-Дэвиде под Вашингтоном состоялась первая в истории встреча лидеров США, Японии и Южной Кореи не на полях международных мероприятий. Известные результаты саммита дают однозначно понять, что от прежних осторожных позиций Сеула по ряду казавшихся принципиальными для РК вопросов не осталось и следа.

Согласно совместному заявлению лидеров, три страны обязались проводить ежегодные совместные многоплановые учения с целью укрепления военного сотрудничества. Ранее Сеул в совместных тренировках США и Японии участия не принимал. Кроме того РК в полной мере солидаризировалась с известным антикитайским нарративом Вашингтона и Токио, публично осудив и выступив против «опасного и агрессивного поведения Китайской Народной Республики в Южно-Китайском море, противоречащего международному порядку, основанному на правилах, и подрывающих региональный мир и процветание». Очевидно, под воздействием США «определилась» администрация Юн Сок Еля и со своей позицией относительно российско-украинского конфликта. Как следует из совместного заявления, Сеул в составе тройки обязался продолжать оказывать помощь Украине, вводить скоординированные, жесткие санкции против России и ускорять снижение зависимости от российской энергетики.

Таким образом можно констатировать окончательное оформление в регионе еще одного американоцентричного военно-политического блока, ориентированного на реализацию диктуемого из Вашингтона антикитайского курса.

Это событие не осталось незамеченным в Китае, который в заявлении национального МИД указал, что ни одна страна не должна добиваться собственной безопасности за счет интересов безопасности других стран, а также за счет регионального мира и стабильности.

И только «десятка», благополучие которой зиждется на спокойствии и предсказуемости ситуации в АТР, эту новость никак не прокомментировала. Так же, как ускользнуло из поля зрения Ассоциации проведение с 11 по 21 августа с.г. первых с момента образования еще одного проамериканского блока — «Четырехстороннего диалога по безопасности» (QUAD) — полноценных учений ВВС и ВМС США, Австралии, Японии и Индии в австралийских водах в районе Сиднея, и стартовавшие 21 августа с.г. крупные американо­южнокорейские многоплановые учения у побережья Корейского полуострова. Видимо, не стоит рассчитывать и на то, что АСЕАН отреагирует на ведущиеся сейчас трехсторонние маневры с участием ВМС США, Австралии и члена Ассоциации Филиппин в оспариваемых несколькими государствами, включая Китай, районах Южно-Китайского моря.

Неужели кому-то в АСЕАН до сих пор не ясно, что упомянутые выше и множество других проводимых под эгидой США и других западных стран военных приготовлений ведут регион к катастрофе, в результате которой будущее Ассоцации, как и, возможно, отдельных входящих в нее государств, представляется крайне неблагоприятным.

В начале сентября в Индонезии состоится саммит глав государств АСЕАН, которому будет предшествовать целый ряд подготовительных мероприятий на рабочем и высоком министерском уровнях. Не хочется верить, что и на этот раз, как это случилось в ходе асеановской министерской недели в июле с.г., очевидные планомерные действия Запада, подталкивающие ситуацию в А ТР к неконтролируемой конфронтации с перспективой ее перерастания в горячий конфликт, останутся без внимания и должной реакции лидеров государств «десятки». Не пора ли Ассоциации прислушаться к здравым сигналам из КНР и других ответственных держав о том, что странам региона следует сохранять повышенную бдительность в отношении Запада, не позволять другим странам решать их задачи чужими руками, чтобы избежать нанесения ущерба собственным интересам государств ЮВА.

 

Фернандо Гайярдо, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
От лидерства к вымогательству: как рушится могущественная империя США
Ближневосточные миражи США
Россия и Китай возглавляют многополярный мир
Предвыборная гонка в США усиливает поляризацию общества
Проблема конкурентоспособности Европы: есть ли еще время ее решить?