21.08.2023 Автор: Виктор Михин

Ирак: к чему приведет борьба против коррупции

Ирак борьба против коррупции

С момента вступления на пост президента Ирака в октябре 2022 года Мохаммед Шиа Аль-Судани сделал (по крайней мере, торжественно объявил) настоящий крестовый поход против коррупции сердцевиной своей внутренней повестки дня. Несмотря на это давно назревшее стремление решить самую сложную и изнурительную проблему, которая буквально разъедает все общество, его прогресс, мягко говоря, не впечатляет. Системная коррупция не ослабевает под контролем укоренившейся сектантской и племенной системы разделения власти.

Несмотря на все свои колоссальные нефтяные богатства, Ирак по-прежнему страдает от неэффективности, бюрократии, повальной клептократии и разветвленной системы покровительства. Хищение государственных средств более или менее стало национальным видом спорта, начиная с сильно политизированной системы государственной службы, и заканчивая пострадавшей от кризиса электроэнергетической отраслью, которая недавно получила колоссальные 13,5 миллиардов долларов. Укоренившийся характер коррупции, поддерживаемый различными группировками, заинтересованными в сохранении статус-кво, препятствует усилиям по созданию более подотчетного иракскому народу госуправления.

Корни этого коррупционного кризиса можно проследить на основе решений, принятых во время наглой агрессии «демократических» США в 2003 году и последующей “реконструкции” и «демократизации» под полным контролем американских чиновников. В течение этого периода Вашингтон, используя иракские доходы от нефти, направлял нерегулируемые и неконтролируемые средства в многочисленные проекты, создавая культуру взяточничества почти во всех эшелонах иракского управления, усугубляя ранее существовавшие модели коррупции. Вместо того, чтобы превратиться в проводника столь необходимых иракскому народу действительно демократических перемен и прогресса, государственный сектор gjl под «руководством» Вашингтона вышел из послевоенной строительной эпохи как очаг коррупции, подпитываемый неразборчивыми расходами и отсутствием всякого надзора за расходами. Ярким примером этого стало тот факт, что подрядчики по распределению государственных денег, иракские чиновники и персонал США были уличены в непосредственном участии в коррупции во время проектов «реконструкции». Интересно, что впоследствии эти работавшие в Ираке американские чиновники были привлечены к судебной ответственности в США, но не за то, что они воровали иракские деньги и направляли их в свой собственный карман, а за то, что с этих ворованных денег не заплатили налог в американскую казну. Вот Вам американская демократия в действительности- воруй, но делись и плати налоги.

Специальный генеральный инспектор США по восстановлению Ирака подсчитал, что таким образом было растрачено по меньшей мере 8 миллиардов долларов, что составляет около 13 процентов от общей суммы, выделенной иракцами на восстановление страны. В результате любые надежды на построение надежного, эффективного и свободного от коррупции государственного сектора были разрушены, в результате чего рядовым иракцам пришлось бороться с безудержными структурными недостатками, усугубляемыми нескончаемым наследием коррупции.

Проблема усугубляется, как отмечает местная пресса, постоянным влиянием Ирана, который использует коррумпированную систему разделения власти для поддержания своего плацдарма во внутренних иракских делах. Это влияние, осуществляемое через проиранские ополчения, обеспечило выживание системной коррупции. Санкционированные государством «Сил народной мобилизации» (Хашд аш-Шааби), совокупность проиранских вооруженных группировок, являются ярким примером этого. Они распоряжаются годовым бюджетом в 2 миллиарда долларов, часть которого поступает во многом вымышленные государственные платежные ведомости. В частности, Хашд аш-Шааби, по общему мнению, доминирует на рынках и контролирует незаконное пересечение границы, уклонение от уплаты таможенных пошлин и торговлю людьми. Из-за плохо охраняемых границ ежегодно отвлекается и теряется около 10 миллиардов долларов таможенных поступлений.

В этих сложных условиях попытка бороться с коррупцией, пишет крупный веб-портал Rudaw, является почти непреодолимой проблемой для правительства Аль-Судани. Неконтролируемое, непререкаемое присутствие таких внешних сил в институциональной структуре Ирака служит только усилению сопротивления реформам и увековечиванию коррумпированной системы разделения власти, которая поражает страну. Такими темпами крайне маловероятно, что Ирак сможет сократить расходы на более чем 3,5 миллиарда долларов, которые он тратит ежегодно на импорт природного газа из Ирана для заправки своих электростанций, которые по-прежнему способны производить лишь немногим более половины от общей потребности страны в электроэнергии. Если бы Ирак только мог использовать потенциал сжигаемого в факелах газа для выработки электроэнергии, это могло бы дать объем, эквивалентный удвоенному объему текущего импорта газа из Ирана. К сожалению, хотя на бумаге это имеет смысл, с точки зрения избежания расходов на импортный газ и проблем с поиском альтернатив, когда доллары трудно достать, маловероятно, что нынешняя ущербная ситуация изменится, учитывая степень проиранского влияния в Багдаде.

Есть ли какой-либо шанс, что Аль-Судани может добиться успеха в своих усилиях по борьбе с коррупцией? — задает вопрос газета Az-Zaman. Учитывая укоренившийся и широко распространенный характер коррупции, перед ним стоит титаническая задача. Преодоление нынешнего состояния беспорядка потребует не только радикальных институциональных реформ, но и кардинальных изменений в культуре управления.

Несколько сложных и переплетенных механизмов коррупции, от неформальных родовых и племенных сетей до инструментов захвата государства, глубоко укоренились в нынешнем иракском государстве, созданного и построенного по американским лекалам. «Работа Аль-Судани сродни работе лесника,- пишет новостное издание Shafaq News,- в задачу которого входит не просто обрезка мертвых или больных ветвей дерева, но хирургическое удаление пагубных корней, которые мешают дереву правления процветать». Каким бы тщетным это ни казалось, премьер-министр мог бы попытаться в одностороннем порядке способствовать переменам путем реструктуризации ключевых институтов, пораженных бедствием коррупции. Повышение автономии антикоррупционных органов, считают эксперты, было бы решающим первым шагом в этом процессе. Его администрация могла бы работать над деполитизацией этих институтов с целью изолировать их от партийного влияния. В совокупности эти действия постепенно начнут менять культуру в коридорах власти, культивируя растущую нетерпимость к коррупции. Однако это было бы всего лишь первым шагом в марафоне. Более системный и глубокий сдвиг потребовал бы большего участия общества. Правление Аль-Судани будет отмечено не быстрыми победами, а продолжающимися и неустанными усилиями по очищению государства от широко укоренившейся коррупции. Кроме того, шаткая легитимность нынешнего правительства, которое пришло к власти, несмотря на то, что получило меньше мест, чем на предыдущих выборах, бросает длинную тень на его амбиции, поскольку те самые группировки, которые поддерживают его правительство, являются одними из бенефициаров запутанной системы коррупции.

Какую именно роль в этом хаотичном пейзаже играют США? — задает вопрос газета As-Sabah al-Jadeed, и сама же отвечает. «Ошибки прошлого, возможно, оставили Вашингтону незавидную и преступную роль в истории иракской коррупционной саги, но у него все еще есть некоторые ключевые стратегические рычаги, которые продолжают функционировать, несмотря на вакуум влияния, образовавшийся после его ухода из страны».  И затем газета объясняет, как США могли бы помочь иракскому обществу избавиться от системы коррупции. Любая “новая” стратегия США может быть легко сформирована таким образом, чтобы активно поддерживать усилия по борьбе с коррупцией и осуществлению реформ, главным образом из-за способности Вашингтона вводить санкции, одалживать деньги и выступать посредником. Он мог бы усилить это влияние, оказывая поддержку честным посредникам в государственных учреждениях Ирака, тем самым поощряя развитие «оазисов честности», которые противостоят волне коррупции. Поступая таким образом, США поддержали бы тех, кто стремится провести законодательные изменения, укрепить независимость судебной системы и повысить институциональную прозрачность.

Вашингтон, продолжает иракская газета, мог бы и дальше управлять информационным полем, постоянно привлекая внимание к коррупции. Громкое освещение краж, культуры покровительства и системных злоупотреблений может активизировать иракское общественное мнение и стимулировать большую поддержку кандидатов, ориентированных на реформы, на будущих выборах. Кроме того, США могли бы поддерживать экономическое давление на коррумпированные организации путем разумного применения санкций, гарантируя, что коррупция станет убыточным предприятием. В то же время Вашингтон и его международные союзники могли бы активизировать усилия по конфискации и возврату незаконно приобретенных иракских богатств, которые хранятся за границей, в том числе и в США. Усиление координации с глобальными надзорными органами, считает иракская газета, также могло бы помочь обеспечить, чтобы помощь и двустороннее сотрудничество зависели от достижения четких антикоррупционных ориентиров.

Формирование сильного гражданского общества в Ираке в дополнение к усилиям Аль-Судани могло бы стать еще одной областью, в которой США могли бы сыграть важную роль. Тем не менее, создание нескольких «оазисов честности» не станет панацеей от глубоко укоренившейся и системной коррупции, с которой в настоящее время сталкивается Ирак, и каких-то умных маневров правительства Аль-Судани, вероятно, будет недостаточно. Однако маневрирование может послужить моральным и функциональным контрпримером, доказательством того, что есть достаточная воля обеспечить честность и эффективность работы иракских государственных институтов даже в условиях моря злоупотреблений.

Но к сожалению, как показала практика, единственное что умеет Вашингтон –это бомбить и оккупировать другие более слабые в военном отношения страны, создавая там свои военные базы. Как показала судьба Ирака, любые американские администрации совершенно не понимают восточный менталитет и не могут внести в иракское общество ничего, кроме поголовной коррупции. И это государство, претендующее на роль главного вершителя мировых судеб. Просто насмешка над историей и здравым смыслом. Неудивительно, что все больше стран стремятся поддержать идею президента России В. Путина и создать новый многополярный мир.

 

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: