В Дохе (Катар) только что прошел трехдневный неофициальный арабо-иранский диалог. Конференция, проходившая в основном за закрытыми дверями, приобрела особое значение, поскольку она состоялась вскоре после того, как события показали, что мир, возможно, находится на пороге нового периода своей истории. Во-первых, высшее руководство обеих стран — наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд и высший руководитель Ирана Али Хаменеи не только позитивно восприняли идею президента России В. Путина о создании многополярного мира, но и активно продвигают этот план в жизнь. И, во-вторых, оба руководителя энергично выступают за ограничение прежней подавляющей и негативной роли США в регионе всего Персидского залива.
Среди иранских участников были бывшие чиновники и высокопоставленные представители университетов и полуофициальных учреждений. Они предложили различные точки зрения на региональную политику Тегерана. Большинство выразили новое стремление к взаимодействию, примирению и сотрудничеству. Впервые они согласились с идеей проведения переговоров с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по ядерной программе Ирана. По некоторым региональным вопросам они проявили гибкость, что было еще более очевидно во время переговоров в кулуарах главного мероприятия.
Следует напомнить, что отношения Арабского мира с Ираном были сложными и в эпоху шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, и особенно после прошедшей в стране в 1979 году Исламской революции. С тех пор Тегеран уделяет повышенное внимание своей внешней политике и распространению идей Исламской революции в соседних странах, особенно Арабского мира. Грубые, ничем не оправданные санкции США и Европейских стран заставили иранское руководство для защиты суверенитета страны милитаризировать экономику Ирана, что привело к обнищанию его народа и поставили некогда процветающую страну на грань краха. Но Тегеран успешно преодолел все препятствия Западного мира на пути суверенитета республики и идет по пути защиты собственных интересов иранского народа. В этом Ирану помогают многие независимые страны во главе с Россией и Китаем.
Саммит Лиги арабских государств, состоявшийся в Джидде 18 мая, выступил с инициативой региональной деэскалации. С этой целью он пересмотрел свои позиции по Ирану, пытаясь разрядить некоторые региональные кризисы, в которые был вовлечен Тегеран, включая Йемен, Сирию, Ирак и Ливан, поощряя диалог и примирение. Приглашение президента Сирии Башара Асада, близкого союзника Тегерана, на этот Саммит, было частью этих усилий. Саудовская Аравия председательствовала на саммите и будет возглавлять Лигу арабских государств до следующего саммита, который состоится в 2024 году, что даст ей шанс определить ход активной реализации решений, принятых в Джидде.
В марте Саудовская Аравия и Иран договорились с помощью Китая возобновить дипломатические отношения после семилетнего разрыва. Этот дипломатический прорыв вызвал шок не только в регионе, но и западных столицах и проложил путь к примирительным позициям, принятым на саммите Лиги арабских государств. Выходя за рамки простого возобновления дипломатических отношений, две страны подчеркнули в совместном заявлении, опубликованном в Пекине, свою приверженность “суверенитету государств и невмешательству в их внутренние дела”, ссылаясь на два важных принципа, лежащих в основе конфликта с Ираном. Тот факт, что Тегеран согласился взять на себя это обязательство, стал еще одним прорывом в установлении дружеских связей между странами, расположенными на обоих берегах Персидского залива.
На обоих берегах Персидского залива существует огромное стремление вернуться в историю, когда регион жил в относительном мире, безопасности и стабильности. На протяжении веков одни и те же племена и семьи жили в регионе Залива и поддерживали богатые культурные и процветающие экономические связи. Государства находятся в одном пространстве и имеют одинаково важные общие экономические и стратегические интересы, что делает необходимым урегулирование различных разногласий. По тем вопросам, по которым согласие еще не достигнуто, должен быть четкий способ урегулировать их политически и мирно, в соответствии с международными стандартами и нормами отношений между государствами. Сделать это трудно, но можно. Следует сказать, что на этом пути стоят эгоистичные, агрессивные замыслы Западных Стран во главе с Соединенными Штатами.
Арабский саммит подчеркнул, что арабская региональная безопасность неделима. Безопасность в Персидском заливе является неотъемлемой и важной частью арабской безопасности, и безопасность арабских государств не менее важна для Персидского залива. Иран же, по мнению западных аналитиков и политиков, которые активно продвигают свою точку зрения в собственных интересах, якобы хочет установить свое доминирование и безопасность своих границ. Непонятно также, почему государства ССАГПЗ обеспокоены участием Ирана в делах таких арабских государствах, как Сирия, Ливан или Йемен. Ближний Восток –это единый организм, и участие одних государств в делах других это нормальная дипломатическая практика. Никто же не возражает, когда Эр-Рияд активно участвует в делах многих арабских стран и последний пример тому саудовская помощь Судану в разрешение его внутреннего конфликта.
Конечно, между Ираном и его соседями по Персидскому заливу также существуют разногласия по поводу международного сотрудничества в области безопасности. Государства ССАГПЗ являются активными членами важных партнерств в области безопасности, включая Объединенные морские силы, которые координируют работу 38 стран по борьбе с незаконной деятельностью негосударственных субъектов, такой как пиратство и контрабанда. И наоборот, Иран решительно выступает против любого иностранного присутствия в сфере безопасности, используя популистские рассуждения о прекращении колониализма и иностранного господства. Он резко выступает против агрессивных действий США в зоне Залива, считая это продолжением европейской политики колониализма и примеры тому — американские агрессии против Ирака, Сирии и Афганистана, после которых эти страны до сих пор не могут оправиться и наладить нормальную жизнь.
Необходимо хорошо подготовить почву для успеха предметных переговоров по вопросам, вызывающим насущную озабоченность, путем согласования правил, регулирующих отношения между государствами региона, и мер укрепления доверия, с целью поддержания деэскалации. Эти вопросы можно обсуждать по пяти взаимосвязанным направлениям. Политическое и дипломатическое направление охватывает обсуждение региональных проблем, таких как Палестина, Сирия, Ливан и Йемен, с целью поощрения политических решений в соответствии с резолюциями ООН, без применения силы или угроз для достижения политических целей. Он также охватывает распространение ядерного оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, особенно среди негосударственных субъектов.
Направление безопасности охватывает борьбу против терроризма, сектантских ополчений и других вооруженных групп, действующих вне закона. Интересно, что именно таким нелегальным группам США предоставляют оружие и оказывают поддержку в их борьбе против официальных правительств. Экономический аспект исследует торговые и инвестиционные возможности, в том числе в области возобновляемых источников энергии. Направление устойчивого развития рассматривает возможное сотрудничество в усилиях по обращению вспять изменения климата и реабилитации морской среды Персидского залива. Наконец, в рамках культурного трека можно было бы обсудить возрождение исторически богатых арабо-иранских культурных обменов. Для обеспечения успеха этого взаимодействия в дискуссиях должны участвовать как официальные, так и неправительственные каналы, включая бизнес-группы, университеты и исследовательские центры.
Следует принять во внимание, что именно Россия и страны БРИКС не только поощряют эту политику, но и оказывают всяческую поддержку странам Арабского мира и Ирану. Ярким примером этого, могут послужить итоги только что закончившуюся в Кейптауне (Южная Африка) встречу министров иностранных дел по подготовке к саммиту глав государств в августе. Около 20 министров иностранных дел стран, не входящих в БРИКС, присутствовали, причем среди них были Иран и Саудовская Аравия, которые активно выражают заинтересованность во вступлении в члены этой международной организации.
Министры иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан и Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан бен Абдалла провели плодотворные переговоры в кулуарах встречи “Друзей БРИКС”. Амир Абдоллахиан выразил удовлетворение хорошим прогрессом в отношениях между двумя странами и сказал, что подготовлена почва для возобновления работы посольств и консульств в каждой стране. Иран и Саудовская Аравия взаимно назначили послов в Эр-Рияде и Тегеране. Амир Абдоллахиан и Фейсал бен Фархан впервые встретились в Пекине 6 апреля, чтобы обсудить ключевые детали возобновления отношений после знакового соглашения, подписанного руководителями служб безопасности Ирана и Саудовской Аравии. На встрече в Кейптауне Фейсал бен Фархан сказал, что две страны быстро прошли этап назначения послов и движутся к “новому этапу”, который будет отвечать “интересам двух стран и всего региона”. Главный дипломат Ирана также поблагодарил Саудовскую Аравию за организацию и предоставление условий для поездок иранских паломников в Мекку и Медину для совершения Хаджа. Саудовская Аравия заинтересована в развитии будущего сотрудничества с группой БРИКС для достижения коллективного процветания, заявил в свою очередь принц Фейсал бен Фархан бен Абдалла.
Большие успехи, достигнутые странами ССАГПЗ и, прежде всего Саудовской Аравии, за последние десятилетия в области экономики, социального развития, образования, культуры и искусства, могут стать более весомыми, всеобъемлющими и устойчивыми, как только Иран и его арабские соседи смогут восстановить необходимое доверие и дух сотрудничества и интеграции. Тогда Иран мог бы получить те же преимущества интеграции, которые уже получили государства ССАГПЗ и легко преодолеть удушающие санкции злобных США.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».