Внимание многих аналитиков на Ближнем Востоке ныне приковано к тому, как результаты решающих выборов в Турции в мае могут изменить региональный порядок. Турецкие граждане будут голосовать на президентских и законодательных выборах, которые могут ознаменовать решающий момент для неспокойной национальной политики страны и ее стремления к региональному влиянию. В то же время двойные выборы, намеченные на 14 мая, могут определить судьбу президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития (ПСР), которая находится у власти более двух десятилетий.
Эрдоган и его партия сталкиваются с жестким вызовом со стороны шести оппозиционных партий, которые объединили усилия для борьбы за президентские и парламентские посты на фоне растущего недовольства политическим тупиком в стране, ее экономическим управлением и реакцией на разрушительные землетрясения в регионе в феврале, в результате которых погибло 50 000 человек. Каждый из соседей Турции заинтересован в результатах выборов, и каждый надеется, что они принесут новую эру менее проблематичной и более предсказуемой турецкой региональной политики. С тех пор, как Эрдоган пришел к власти в 2003 году, сначала в качестве премьер-министра, а затем в качестве президента с 2014 года, Турция стала более активным игроком на региональной арене, решительно вмешиваясь в многочисленные кризисы на Ближнем Востоке и за его пределами (например в Ливии).
Участие страны в различных региональных конфликтах, решительная и наступательная политика Эрдогана усилили антипатию к нему во многих странах Ближнего Востока, а его успехи вызвали разочарование оппозиции. Ожидается, что вопросы внешней политики, такие как взгляд Анкары на Запад и ее отношения с соседями, окажут существенное влияние на исход выборов, и оппозиция надеется, что они сделают турецкую внешнюю политику более ориентированной на внутренние интересы. Турецкая оппозиция, возглавляемая Кемалем Кылычдароглу, лидером Народно-республиканской партии (НРП) и кандидатом в президенты от оппозиционной коалиции, стремится использовать в свою пользу проблемы, с которыми сталкивается правительство ПСР. Прежде всего, это касается экономического кризиса и неспособность правительства должным образом отреагировать на землетрясение, чтобы отстранить Эрдогана от власти.
Приоритет оппозиции — внутренний: обратить вспять как авторитарное правление Эрдогана, так и его неортодоксальную экономическую политику. Критики Эрдогана обвиняют его в стремлении сформировать политическую систему Турции по своему образу и подобию и попытке построить современный Османский султанат с ним у руля. Оппозиция также обвиняет Эрдогана в проведении экономической политики, которая поставила миллионы людей на грань финансового краха. Миллионы других людей остались без крова в 11 турецких провинциях, пострадавших от февральских землетрясений.
Согласно турецкому законодательству, любой кандидат в президенты, который может набрать более половины голосов, является безоговорочным победителем. Второй тур выборов состоится через две недели, если ни одному кандидату не удастся одержать победу в первом туре. Если Эрдоган будет свергнут на выборах, внешнеполитические вызовы, с которыми столкнется турецкая оппозиция, будут огромными. Его напористая внешняя политика была направлена на то, чтобы превратить Турцию в региональную державу, и любому новому лидеру и его правительству придется выработать новую внешнюю политику, которая понравиться турецкому обществу.
Оппозиционная коалиция также столкнется с рядом проблем на глобальном и региональном уровнях, от сложных отношений с НАТО и Европейским союзом до восстановления доверия с соседними странами. Хотя Турция является членом НАТО и установила тесное партнерство и углубляет торговые отношения с ЕС, Эрдоган вызвал гнев своих западных союзников хорошими отношениями с Россией и рядом других политических проблем. Оппозиции придется решать разногласия с Западом по целому ряду вопросов, включая развязанную США и НАТО войну на Украине против России и будущее Турции в Западном альянсе.
Когда речь заходит о ближайших соседях Турции, наиболее насущными проблемами для оппозиции будут устранение коренных причин проблемных отношений страны с окружением после многих лет обострения геополитической напряженности. Растущие региональные амбиции Эрдогана, включая его вмешательство в несколько конфликтов, его готовность начать военные операции в Ираке, Ливии и Сирии и его настойчивые территориальные претензии в Средиземноморье, в некотором роде изолировали Турцию и поставили под сомнение ее связи с соседями. Правда, в последние годы Эрдоган стремился изменить свою внешнюю политику, в том числе путем сближения с крупными региональными державами, такими как Египет, Израиль и Саудовская Аравия. Он также стремится к примирению с сирийским режимом Башара Аль-Асада в рамках своей попытки восстановить соседские связи.
Тем не менее, разрыв между Турцией и другими странами выходит за рамки якобы дружественных жестов Эрдогана. Вместо этого они являются результатом глубокого недоверия и разочарования амбиций нынешнего турецкого лидера играть руководящую роль в регионе. Возвращение к политике “ноль проблем с соседями”, за которую выступал бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, будет иметь решающее значение для восстановления доверия в отношениях Турции с остальным регионом. Поскольку весьма активная политика Эрдогана приводит к тому, что он довольно часто принимает чью-либо сторону во внутренних политических разногласиях соседних стран, будущему правительству, возглавляемому оппозицией (если оппозиция победит на выборах), необходимо будет заняться решением ряда таких вопросов, как прекращение партизанских интервенций Турции (например, в Ираке и Сирии) и ее военного присутствия за рубежом (например, в Ливии).
При Эрдогане и правительстве ПСР Турция активизировала свои интервенции как в Ираке, так и в Сирии, чтобы противостоять предполагаемым угрозам своей безопасности со стороны курдских повстанцев и их союзников в двух странах. Турция расширила свое военное присутствие в северном Ираке, построив десятки баз и аванпостов и проводя регулярные воздушные операции и наземные вторжения, предположительно, против Рабочей партии Курдистана (РПК) внутри иракского Курдистана. Еще одним камнем преткновения в отношениях Турции с Ираком является нехватка воды в бассейне Евфрата-Тигра, вызванная масштабными проектами в верховьях реки, которые, как опасается Ирак, угрожают средствам к существованию ниже по течению.
Масштабы турецкого участия в Сирии расширились после восстания 2011 года в стране, выйдя за рамки простого решения проблем Анкары по поводу последующей гражданской войны. Турецкое вмешательство, которое началось политически, позже переросло в военную помощь силам сирийской оппозиции и трансформировалось в оккупацию больших кусков сирийской территории. Одним из последствий политики Эрдогана в Сирии является присутствие миллионов сирийских беженцев в Турции, которые сейчас участвуют в предвыборных дебатах. Многие турецкие оппозиционные партии, проводящие кампанию на анти иммигрантской платформе, хотят отправить этих беженцев обратно домой.
В обеих странах конфликт отражает мнение, лежащее в основе давнего курдского вопроса в Турции. Турецкие стратеги опасаются, что курды могут использовать хаос, охвативший две страны, для создания своего независимого государства в Ираке и Сирии, что может ускорить сепаратистское движение под руководством РПК в курдских районах Турции. Вопрос стоит остро в преддверии выборов, особенно учитывая, что в Турции проживает около 15 миллионов курдов, чьи избирательные округа окажут определяющее влияние на исход голосования.
Карта выборов в стране показывает, что исход может зависеть от курдов. Недавний опрос показал, что Народно-демократическая партия (ДПН), основу которой составляют в основном курды, как ожидается, наберет не менее 10 процентов голосов, что может сделать ее лидером после выборов. ДПН выдвигает своих кандидатов в парламент под знаменем своей сестринской партии «Зеленые левые», чтобы обойти потенциальный запрет в Конституционном суде Турции из-за обвинений в поддержке РПК. Партия официально не присоединилась к шестипартийной коалиции, поддерживающей кандидатуру Кылычдароглу на пост президента. Вместо этого ее избиратели, которые, вероятно, будут играть еще большую роль в президентских выборах, поддерживают кандидата от ДПН-партии «Зеленые левые». Таким образом, ожидается, что оппозиционный альянс столкнется с фундаментальной проблемой в решении турецкой государственной политики в отношении использования существования РПК в качестве предлога как для репрессий против курдской общины, так и для своей стратегии соседства.
Любому будущему правительству Турции, возглавляемому оппозицией, также необходимо будет пересмотреть участие страны в ливийских делах, куда турецкие военнослужащие и связанные с ними иностранные боевики были направлены для продвижения турецких интересов в регионе южного Средиземноморья. Оппозиции необходимо будет предложить альтернативную турецкую стратегию в Ливии, направленную на прекращение военного вмешательства в этой стране и заверение ливийских соседей в своих мирных намерениях. Претензии Турции на исключительные экономические зоны в Восточном Средиземноморье также вызвали антагонизм конкурирующих претендентов и усилили региональную напряженность. Многие другие страны вовлечены в череду споров в этом районе, где наблюдается увеличение объемов добычи газа. Турецкие оппозиционные партии ясно дали понять, что они не поддерживают эти односторонние сделки Эрдогана, и, как сообщается, они разрабатывают альтернативные планы по обеспечению интересов Турции на региональном газовом рынке.
Турция важна для региона настолько, насколько ее соседи важны для экономического и политического благополучия и безопасности страны. Отношения между турками и арабами, а также другими ближневосточными меньшинствами имеют многовековую историю, но мнения о том, что и как они пережили под властью османской Империи, которая длилась четыре столетия, расходятся. В последнее время растущие региональные амбиции Эрдогана привели к напряженным дипломатическим отношениям, разжигая антитурецкие настроения и вынуждая арабские страны придерживаться осторожного подхода к Турции.
Следующему правительству Турции, кто бы ни победил на выборах, необходимо иметь в виду все эти сложные вопросы, чтобы выработать наиболее эффективный способ решения проблем со своими соседями-конкурентами и проложить путь к более равноправному и выгодному региональному сотрудничеству.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».