19.04.2023 Автор: Борис Кушхов

Украинский кризис: Монголия как посредник?

Украинский кризис Монголия

Украинский кризис по-прежнему довольно активно обсуждается в Монголии. С началом 2023 года, однако, в монгольских статьях, затрагивающих данную тематику, активнее начала вырисовываться следующая тенденция – монгольские СМИ и эксперты всё чаще говорят о перспективах урегулирования кризиса, а не о самой кризисной ситуации. Наряду с этим, в стране постепенно начинают выдвигать идеи о посредничестве Монголии в мирном урегулировании кризиса. На данный момент они не выходят за пределы медиа и экспертного сообщества, однако уже сейчас являются заметной частью национального «инфополя» страны.

В частности, 23 марта 2023 года издательство The Diplomat  опубликовало статью монгольского аналитика Тувшинзаяа Гантуулга, в которой Монголия описывается в качестве наилучшего места для проведения мирных переговоров между Россией и Украиной. Автор отмечает наличие у Монголии дружественных отношений  с двумя странами, наличие «украинского» и «российского» этапа жизни у четырёх президентов современной Монголии, а также желание граждан страны содействовать урегулировнию кризиса.  Данная статья была перепубликована в ряде других новостных изданий Монголии, размещена на личных страницах известных монгольских граждан.

Выводы автора далеко не безосновательны. Монголия действительно поддерживает конструктивное и плодотворное сотрудничество с обоими государствами. Россия является одним из ключевых политических и экономических партнёров Монголии, отношения с которым возведены в статус всеобъемлющего стратегического партнёрства. В свою очередь с 2011 года Украина для Монголии является «партнёром по сотрудничеству».

Россия является вторым торговым партнёром Монголии, ключевым поставщиком электроэнергии и топливных ресурсов, ключевым, по мнению самих монголов, гарантом международной безопасности их страны. В это же время Украина для Монголии является неким идеологическим «попутчиком», декларирующим движение к «демократическому обществу» и «максимизации суверенитета». Заверения в партнёрском характере монгольско-украинских отношений были возобновлены в ходе недавнего телефонного разговора президентов двух стран. Нельзя рассматривать монгольско-украинские отношения и вне контекста «политики третьего соседа» — для Монголии поддержание диалога с Украиной является сопутствующим условием для поддержания выгодных контактов с США и европейскими странами в целом.

Стоить отметить и то, что Монголия уже не в первый раз предлагает свои услуги международного посредника. Ранее монгольская сторона, отмечая наличие дружественных отношений с РК и КНДР, предлагала свою переговорную площадку для межкорейского урегулирования. К слову, так называемый «Улан-Баторский диалог по безопасности в Северо-Восточной Азии» создавался в том числе и для поддержки мирного решения «корейской проблемы». Позже, в 2018 году, в Монголии прозвучали предложения по проведению американо-северокорейского саммита в Улан-Баторе. Перспективность «монгольской переговорной площадки» также объясняли наличием партнёрских отношений с двумя странами, значительным вкладом Монголии в миротворческие миссии ООН, её политическим и военным нейтралитетом и даже особенными религиозными ценностями гармонии, согласия и пацифизма.

Тем не менее, оба амбициозных проекта оказались далеки от своей реализации по ряду причин. Во-первых, они с самого начала создавались скорее как громкое заявление о миролюбивых и прогрессивных внешнеполитических ориентирах Монголии, нежели как реальные планы действия. В обоих случаях не происходило активного обсуждения перспектив саммитов с лидерами стран, формально приглашённых в Улан-Батор. Во-вторых, предпочтение в таких вопросах чаще всего отдаётся более известным и популярным площадкам, или же тем, которые были согласованы между самими участниками встречи. Как правило, именно от них исходит инициатива о проведении переговоров.

Тем не менее, декларация подобных намерений Монголии более чем справлялась со своими истинными задачами. Так, подобные доказательства приверженности Монголии делу мирного урегулирования весьма эффектно наполняли смыслами заявления её делегатов в международных организациях, поддерживая благоприятный имидж страны на международной арене.

Сейчас же, в контексте украинского кризиса, предложение провести мирные переговоры является подкреплением нейтральной позиции Монголии, которая всё сильнее испытывает нападки извне. В данной глобальной политической ситуации Монголии очень нужно поддерживать равноудалённую позицию между сторонами конфликта, и предложение провести мирные переговоры без предложения их конкретных условий – очень грамотный вариант подкрепления этого нейтралитета.

Нельзя исключать и внутриполитический «функционал» подобных заявлений. Согласно последнему опросу организации Sant Maral, большая часть населения Монголии считает поддержание нейтралитета наиболее оптимальным решением для страны. Тем не менее, ряд монгольских граждан критикуют правительство за отсутствие «конкретики» в официальной позиции Монголии по украинскому кризису. В этой связи запущенные через СМИ идеи о монгольском посредничестве могут быть и своеобразным зондированием общественных настроений, и попыткой конкретизировать доселе неопределённый нейтралитет Монголии, наполнив его прикладным и практическим содержанием.

В любом случае, на данный момент вероятность развития и официального оформления подобной инициативы представляется достаточно низкой. Если подобная идея и получит поддержку у властей страны, она будет использоваться как средство поддержания и укрепления благоприятного и миролюбивого образа Монголии, и вряд ли будет доводиться до лидеров России и Украины на уровне конкретного «делового предложения».

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: