В последние годы неоднократный отказ Монголии от членства в ШОС стал использоваться рядом политических экспертов как аргумент в пользу приоритетной ориентации этой страны на западные концептуальные и организационные структуры. Некоторые аналитики прослеживают в подобном решении монгольских властей стремление дистанцироваться от своих непосредственных соседей — России и Китая, особенно на фоне нарастающих противоречий в американо-российских и американо-китайских отношениях. Монголия имеет статус наблюдателя ШОС с 2004 года — ещё с ранних лет развития и институционализации организации, что не может не иллюстрировать наличие определённого интереса. Но так ли он велик в настоящий момент, чтобы его хватало для становления членом организации?
Попробуем разобраться в этом вопросе не с позиции «подбора» Монголией ключевых союзников и партнёров, а с точки зрения рационального выбора малой страны с многочисленными политико-социальными и географическими особенностями.
Автор считает отказ Монголии от получения статуса члена Шанхайской Организации Сотрудничества не более чем оптимальным решением для Монголии на среднесрочную перспективу, не имеющим какого-либо идеологического характера. В поддержку данного непопулярного в медиа-пространстве мнения будут приведены следующие аргументы.
1- Для Монголии нет необходимости непосредственного участия в структурах ШОС, отвечающих за безопасность
Дело в том, что страна географически зажата между РФ и Китаем — двумя членами организации и «локомотивами Шанхайской пятёрки». Следовательно, такие факторы угрозы национальной безопасности Монголии, как терроризм или наркотрафик, борьба с которыми уже долгие годы является важнейшими направлениями деятельности ШОС, гипотетически могут проникнуть на территорию этой страны только через эти две страны. Следовательно, участие РФ и КНР в деятельности ШОС уже обеспечивает безопасность Монголии от большинства внешних угроз, не требуя для этого непосредственного членства страны в организации.
2- Внутренние угрозы безопасности в Монголии весьма незначительны — внешняя помощь ей не потребуется почти наверняка
В стране отсутствуют организации религиозных фундаменталистов, какие-либо сепаратистские движения, а государство относительно эффективно контролирует большинство социально-политических процессов, происходящих в стране. Смешанная республика с высокой ролью парламента также достаточно уязвима от кризиса государственного управления: в рамках такой политической системы политическая власть строится на консенсусе политических и экономических элит, а не на их борьбе за узурпацию власти, способную привести к вооружённому противостоянию. Таким образом, вероятность формирования в Монголии такого внутриполитического кризиса, который потребовал бы внешнего вмешательства для урегулирования, крайне низка — по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Следовательно, страна не нуждается и во внешних инструментах поддержания стабильной политико-социальной обстановки.
3- В нынешних реалиях глобальной политики Монголии не выгодно делать решительный выбор между Западом и своими двумя соседями
В современном мире отчётливо назревают «оси противостояния» разных держав. Тем не менее, они имеют скорее характер конкуренции, нежели открытой вражды (если говорить о противостоянии КНР и США/EC). В таких условиях «третьим странам» гораздо выгоднее сохранять нейтралитет по отношению к оформляющимся блокам — до того момента, когда конфликт достигнет точки невозврата, и мир окончательно расколется на несколько противоборствующих лагерей (если это действительно будет так). Именно из подобных соображений Монголия воздерживается от участия в любых международных инициативах, которые воспринимались бы как угроза безопасности или её непосредственным соседям, или её «демократическим партнёрам». На данный момент Монголии выгодно извлекать выгоду из развития отношений со всеми крупными державами мира. Уклонение в такой ситуации не будет рассматриваться как решительный выбор, в отличие от подачи заявки на членство.
4- Монголия не нуждается в ШОС как в площадке для ведения переговоров или в инструменте углубления сотрудничества с Россией и Китаем
В монгольско-российских и китайско-российских отношениях с самого начала оформились собственные форматы поддержания двустороннего диалога — начиная от довольно частых взаимных визитов глав государств и заканчивая рядом регулярных площадок и проектов, таких как совещания российско-монгольской межправительственной комиссии, Экономический коридор Россия-Монголия-Китай и монгольско-китайский проект «Путь Развития» (он же — Степной путь). Более того, нынешний статус наблюдателя при ШОС открывает ей полноценный доступ к переговорным ресурсам организации — так, саммит Россия-Китай-Монголия уже не в первый раз будет проведён на полях саммита ШОС.
5- Участие в экономических инициативах ШОС на правах члена не выглядит выгодным для Монголии в условиях наличия отдельной системы инициатив «Пояс и Путь»
На данный момент объём инфраструктурных и промышленных проектов в рамках последней организации куда шире, нежели в рамках ШОС. При этом участие в них не требует от Монголии какого-либо оформленного членства. Таким образом, ситуация может измениться только в тот момент, когда КНР окончательно определит соотношение ШОС и «Пояса и Пути». Если последний станет экономическим измерением первого — членство в ШОС станет более привлекательным для Монголии. Однако открытым останется вопрос о степени вовлечения территории Монголии в реализацию транспортно-инфраструктурных и технологических проектов данной экономической мега программы Китая.
6-Членство в ШОС может лишить Монголию «третьего соседа»
Доказательная база этого тезиса включает в себя и доказательства «от противного». Так, вступление Монголии в ШОС могло бы обострить отношения страны со странами «третьего соседа», а именно с государствами Европы, США, Японией и Южной Кореей. Политические элиты этих стран видят ШОС в качестве опорного элемента китайской системы «союзов», направленных на ограничение западного влияния на граничащие с ним регионы Азии.
К слову, западные партнёры нужны Монголии не только из-за относительной близости абстрактных политических ориентиров. «Третий сосед» для Монголии — это инструмент поддержания баланса между Россией и Китаем, который создаёт для этого небольшого государства пространство для минимального политического маневра между крупными соседями.
Отчасти, этот аргумент потерял долю своей актуальности после вступления в ШОС такого государства как Индия, которое совмещает своё членство в этой организации с активным участием в QUAD, имеющим довольно конкретную антикитайскую направленность. Многие иностранные эксперты говорили о скором членстве Монголии в ШОС, если заявка Индии будет удовлетворена. Однако Монголия не стала членом после Индии — как раз в силу тех факторов, которые были изложены в начале этой статьи. Помимо этого, надо отдавать должное и контексту принятия Индии в ШОС, которое было сопряжено с принятием её регионального «оппонента» в лице Пакистана. Также, в силу значительного политического, демографического и экономического потенциала у этого южноазиатского гиганта, а также его значительной роли в пресловутой «Индопацифике», западные партнёры куда больше склонны простить такой шаг именно ему, а не Монголии.
Выводы и перспективы
Обобщая сказанное, можно сделать следующий общий вывод. Монголия отказывается от участия в структуре ШОС в качестве члена организации не по политико-идеологическим причинам, а в силу чистого прагматизма. Нынешний уровень участия Монголии в ШОС при нынешних реалиях региональной и глобальной политики более чем обеспечивает интересы этой страны, делая выгоду от потенциального членства минимальной. Тем не менее, нельзя сказать, что это решение монгольского руководства не подлежит изменению в будущем: так, в случае окончательного раскола между крупнейшими мировыми державами, Монголия, вероятно, будет вынуждена вступить в ШОС. Однако это произойдёт только в том случае, если Россия и Китай сочтут необходимым поставить Монголию перед выбором между ними или «Третьим соседом». В такой ситуации этому государству придётся принимать решение по принципу минимизации политических убытков.
Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».