Ирак предпринял первые шаги к формированию нового правительства, но сможет ли оно достичь прочного мира в стране, остается под вопросом. Мохаммед Шиа Аль-Судани, бывший министр, который неожиданно появился в качестве нового шиитского лидера, готов прийти к власти в качестве премьер-министра после формирования нового коалиционного правительства с партнерами из курдов и суннитов. Аль-Судани, который служил еще при режиме бывшего диктатора Саддама Хусейна, было поручено сформировать правительство, которое будет отвечать за управление Ираком в один из его самых сложных периодов.
Этот шаг был предпринят после того, как парламент страны избрал нового президента Ирака, преодолев годичный тупик, в котором оказалась пострадавшая нация после последних общенациональных выборов в октябре 2021 года. Законодатели избрали Абдель Латифа Рашида, бывшего курдского министра, новым президентом страны, чтобы заменить действующего Бархама Салиха, который проиграл голосование в результате драматического политического переворота, организованного основными фракциями Ирака.
Хотя выборы на два ключевых поста, возможно, временно вывели ситуацию из тупика, маловероятно, что новое правительство положит конец иракскому кризису в ближайшее время. Лидеры конкурирующих политических и этнических групп Ирака, которые доминируют в его политике с 2003 года, считает информационное аненство Шафак, навряд ли могут положить конец «постоянному политическому тупику и дисфункциям» в стране.
Ирак находится в состоянии политического кризиса уже почти 20 лет. Самым последним примером этого стало то, что политические партии страны не смогли сформировать новое правительство после досрочных выборов в прошлом году. Однако теперь, когда выбран новый премьер-министр, самой неотложной задачей для иракских лидеров, которые боролись за власть, будет формирование кабинета, достаточно профессионального для управления страной и достаточно сильного, чтобы продержаться длительное время. Согласно договоренности о разделении власти между лидерами трех основных общин Ирака, премьер-министром должен быть мусульманин-шиит, спикером парламента — мусульманин-суннит, в то время как должность президента должна достаться курду.
Хотя Аль-Судани был назначен следующим премьер-министром, а Рашид президентом, политическим партиям необходимо провести переговоры о том, как разделить ключевые посты в правительстве и силах безопасности. Речь идет о таких важных постах, как генеральный секретарь кабинета министров, управляющий иракским центральным банком, руководители разведки и службы безопасности. Лидерам партий и государства также приходится сталкиваться с огромными проблемами, связанными с усугубляющимся политическим и социальным хаосом. К этому можно присоединить глубоко укоренившийся экономический кризис, повсеместную коррупцию, неэффективную систему обслуживания в государственном секторе и возможную зимнюю волну Covid-19. Хотя новое правительство обещает решить насущные проблемы Ирака, существует скептицизм по поводу того, откроет ли оно эру политической стабильности для решения множества проблем, которые наносили колоссальный вред стране после необъяснимого с обычной точки зрения вторжения и длительной жестокой оккупации США в 2003 году.
Несомненно, что политическая ситуация в Ираке настолько запутана, что на данном этапе ничто не кажется совершенно ясным, и в ближайшие месяцы страна столкнется с различными проблемами. Одна из ключевых проблем исходит от влиятельного иракского священнослужителя Муктады ас-Садра, чья ставка на мобилизацию сил недовольства остается, пожалуй, самой большой проблемой для нового коалиционного правительства. Ведь нынешний политический кризис начался, когда Движение садристов во главе с ас-Садром получило большинство мест в парламенте на последних всеобщих выборах и захотело сформировать правительство по своему собственному выбору. Но ас-Садр настоял на формировании того, что он назвал национальным правительством «большинства» с потенциальными суннитскими и курдскими партнерами, с которыми он поклялся управлять для всех иракцев. Это предложение встревожило большинство поддерживаемых Ираном шиитских группировок, которые контролировали все «консенсусные правительства» в Ираке после неоправданного вторжения США в 2003 году, в результате которого был свергнут режим Саддама Хусейна.
Год спустя ас-Садр не смог сформировать единое правительство под своим контролем, несмотря на преимущества, которые он получил, постоянно улучшая свой имидж в глазах простых иракцев и возглавляя партию, возникшую из движения иракцев против существовавшего тогда истеблишмента. Мало того, что ему не удалось свергнуть укоренившуюся правящую клику в стране, ас-Садр вдруг внезапно решил прекратить борьбу против тогдашних лидеров страны. Он приказал своим сторонникам покинуть парламент, а другим прекратить уличные протесты и объявил о своем уходе из политики, создав политический вакуум. В результате поддерживаемый Ираном альянс, значительно отстающий от садристов и имеющий всего около 50 мест в новом парламенте, преуспел в том, чтобы снова склонить «политическую чашу» в свою сторону и, наконец, смог сформировать правительство. Теперь альянс надеется подтолкнуть ас-Садра к политическому забвению, что может привести к дальнейшему беспорядку и осложнениям в политическом ландшафте Ирака.
В связи с этим, священнослужитель гневно заявил, что новое правительство Аль-Судани “четко подчиняется только своему руководству” и «не будет соответствовать чаяниям народа». Мохаммед Салех аль-Ираки, близкий соратник ас-Садра в заявлении, опубликованном в соцсетях, указал: «Мы подчеркиваем наш решительный и четкий отказ от участия любого из наших филиалов… в этом формировании правительства». Но текущая дилемма ас-Садра и его многочисленных сторонников, по мнению местных экспертов, все еще может быть худшим страхом для его противников. Его соперники сталкиваются с растущим сопротивлением со стороны многих иракцев, ошеломленных событиями последних нескольких месяцев, и ас-Садр несомненно может попытаться сыграть на их гневе и недовольстве.
Второй проблемой является углубление недоверия между лидерами двух основных курдских партий: Демократической партии Курдистана (ДПК) и ее конкурента Патриотического союза Курдистана (ПСК). Считается, что Координационная структура (CF), представляющая собой шиитский блок, стоящий за выдвижением кандидатуры Аль-Судани, достигла отдельных соглашений с ДПК и ПСК по поводу разделения власти, ресурсов и будущего города Киркук, на который претендуют курды. Но эти сделки могут стать источником дальнейших разногласий по поводу контроля над территорией и природными ресурсами, такими как газ и нефть в иракском Курдистане. Две партии, которые правят Курдистаном, исторически изо всех сил пытались найти способы выйти за рамки мелких ссор и войти в управление, но избрание члена ПСК Рашида президентом, как ожидается, настроит его партию против ДПК и наоборот. Хотя президентство Ирака в основном церемониальное, а премьер-министр является главой правительства страны, тот кто занимает этот пост, имеет символическое и большое значение.
Несмотря на напряженность в отношениях между двумя группировками, распределение мест в предстоящем центральном правительстве может спровоцировать новый кризис в неспокойном самоуправляемом северном курдском анклаве. Напряженность между двумя соперничающими курдскими лагерями накаляется из-за борьбы за власть, которая всегда вынуждала их рассматривать шаткие сделки и союзы с внешними сторонами. Ранее законодатели Курдистана проголосовали за продление текущего четырехлетнего законодательного срока полномочий регионального парламента еще на один год. Продление произошло после того, как курдские политические партии не смогли провести региональные выборы, назначенные на 1 октября. Провал голосования произошел в результате разногласий между ДПК и ПСК по поводу нового закона о выборах и новой системы квот для распределения мест в парламенте.
Но есть третья и, вероятно, главная проблема, указывающая, что премьерство Аль-Судани висит на волоске. Новое правительство должно успокоить периодические протесты против истеблишмента, которые сотрясают страну с октября 2019 года. Они восстали против повальной коррупции, безудержной безработицы и упадка государственных служб в стране, вынудили правительство бывшего премьер-министра Аделя Абдель Махди уйти в отставку в 2020 году и провести досрочные выборы год спустя. Ныне тысячи протестующих вышли на улицы Багдада и других крупных городов Ирака, чтобы отметить три года со дня общенациональных демонстраций. Лидеры протестов дали правящим олигархам и лидерам страны время до конца месяца для осуществления радикальных изменений, включая формирование переходного правительства, которое изменило бы нынешнюю политическую систему Ирака. Протесты могут возобновиться в любое время, заставив новое правительство выступить против протестного движения. Ситуация может и, скорей всего, даже обостриться, дать ас-Садру возможность снова прибегнуть к «подстегиванию» протестов, учитывая, что эти протесты стали крупнейшим и самым продолжительным общественным движением с 2003 года.
Действительно, формирование нового правительства может позволить иракским правящим олигархам и лидерам выиграть некоторое время, но до новой вспышки недовольных иракцев может пройти всего несколько недель или месяцев. Аль-Судани, ставленник бывшего премьер-министра Нури аль-Малики, не является ни влиятельной фигурой, ни проверенным лидером. И многие в политических кругах Ирака считают, что он будет рассматриваться только как председатель, в то время как аль-Малики, его бывший босс, фактически станет главным исполнительным директором нового правительства. Месяцы политического тупика в Ираке могут быть близки к завершению, и новое правительство может быть сформировано в течение нескольких недель, но все еще остаются вопросы о том, как долго сможет эта новая стабильность продлиться.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».