Вот уже какой месяц продолжаются ожесточенные политические споры в Ираке, которые разъединили и поляризовали различные общины, не давая возможность выбрать представителей в высшие органы страны. Эти разногласия через социальные сети глубоко внедрились в различные слои народа, создавая не только споры и барьеры между общинами, но и простыми иракцам, мешая им достичь социальной сплоченности, партнерства в управлении и социально-экономической интеграции. В связи с этим иракцы испытывают высокий уровень безнадежности и разочарования в своем государстве. Нынешнее иракское правительство имеет мало шансов преодолеть текущие вызовы и проблемы. Низкая явка на последних иракских выборах, состоявшихся в октябре прошлого года, особенно среди молодого поколения, является четким показателем того, что нынешним государственным институтам и политическим партиям больше не доверяют.
Воодушевленный видимыми слабостями в рядах своих соперников, а также скрытой поддержкой со стороны нешиитского населения и внешних действующих лиц, влиятельный священнослужитель Муктада ас-Садр и его партия подтолкнули Ирак к новому этапу переходного процесса в стране. Добившись подавляющего превосходства на последних выборах, он в очередной раз бросил вызов всей системе управления, выявил ее основные структурные недостатки и загнал политическую динамику в новый тупик. В ходе этого процесса сторонники садристов не признают нынешнюю систему «демократии», не считаются с существующими государственными институтами и доказали, что Ирак не поддается управлению при существующем «порядке», который был навязан стране оккупационными властями США.
Разрушительная политическая динамика в области безопасности на Ближнем Востоке и внутри Ирака привела к тому, что страна на протяжении почти двух десятилетий шла по нисходящей траектории, но теперь это государство достигло еще одной опасной вехи и еще одной точки невозврата. В глазах иракского народа, справедливо отметило новостное агентство Shafaq news, Конституция 2005 года «больше не стоит своих чернил», Совет представителей (парламент) больше не стоит своего названия, а исполнительная и судебная ветви власти — не более чем инструменты политических сил и не выполняют волю народа. Оставшись без «присмотра», Ирак, как государство, потерпит крах, если уже не потерпел.
Но не все в порядке и в стане садристов. Сам ас-Садр известен своим неуёмным стремлением стать отцом Ирака и его непревзойденным лидером, своего рода новым диктатором типа Саддама Хусейна. Он активно и упорно трудился, привлекая на свою сторону различных союзников в течение 18 лет, чтобы добиться явного парламентского большинства, чего и достиг на последних выборах. Однако с тех пор он принял, по мнению экспертов, ряд решений, которые оказались явно стратегическими просчетами. Чрезмерно амбициозные планы священнослужителя воспринимаются его конкурентами как стратегические угрозы их непосредственным интересам. Он не скрывает своих намерений использовать народную поддержку, чтобы взять в свои руки вначале законодательную, затем исполнительную и, наконец, судебную власть. Другими словами, стать верховной властью Ирака (де-факто Вали аль-Факихом), радикально встряхнуть систему управления страной и устранить своих и исторических, и будущих соперников. Для достижения этих целей ас-Садр сумел заключить временный союз с теми суннитскими и курдскими партиями, которые получили большинство мест в парламенте. Но, несмотря на все усилия, его политика зашла в тупик, столкнувшись с перспективой либо ему пойти на компромисс со своими соперниками, либо стать оппозицией. В любом случае можно утверждать, что он мог бы многого добиться, но вместо этого он предпочел уйти в оппозицию и отвергнуть всю систему управления и активно выступить против нее.
Садристы сейчас сталкиваются с двумя сложными, непоколебимыми и подавляющими проблемами, которые рано или поздно их победят. Первый — это уже установившейся механизм государственной власти, внутренней политики и безопасности, который ныне худо или бедно управляет Ираком. Это включает в себя Конституцию 2005 года, государственные институты, разнообразные и непримиримые политические силы, а также множество вооруженных государственных и негосударственных субъектов. Ни одна партия не может в одиночку добиться изменений, отменить Конституцию и захватить государственные институты. Те дни прошли. Когда дело доходит до пересмотра Конституции 2005 года или перераспределения власти, между любыми двумя политическими партиями в Ираке нет доверия или взаимного согласия, даже разногласии существуют среди членов единой коалиции. Можно сказать, что курды никогда не согласятся на поспешное и непродуманное изменение Конституции, опасаясь потерять свое влияние не только в Ираке, но и в Иракском Курдистане.
Второй — это коллективная шиитская вселенная, которая имеет большое влияние на направление власти в Ираке, в которую входят иракские шиитские политические и общественные деятели, маджайяты (регионы) городов Эн-Наджафа и Кума, государство Иран и шииты Ливана, а также шиитские общины в ряде арабских государств. Эта шиитская «Вселенная» в течение пяти столетий боролась за захват и консолидацию власти в Иране и Ираке и поэтому не позволит какой-либо группе или партии ослабить свою хватку или поставить под угрозу свое правление. Общее стремление – это расширять границы этой шиитской «Вселенной» и укреплять ее власть в тех странах, где она ныне существует.
Секрет упорства садристов в их курсе в значительной степени связан с коллективной неспособностью других национальных и международных субъектов действовать. Главным соперникам садристов не хватило лидерства и они проиграли из-за идей о том, как справиться с проблемами после выборов. Они преуспели в том, чтобы преградить садристам путь к формированию нового правительства, но они также не смогли ускорить формирование правительства консенсуса после того, как садристы оставили пустоту. Координационная структура не смогла достучаться не только до самого ас-Садра, но и до его суннитских и курдских партнеров по коалиции и привлечь их в свои ряды.
Вполне естественно, что нынешний кризис рано или поздно неизбежно закончится, с насилием или без него. Насилие и межшиитская война пока успешно предотвращаются, но их легко спровоцировать, если допустить эскалацию конфликта. Так или иначе, садристам придется согласиться на компромисс и принять ту же старую политическую систему, чтобы продвинуться вперед в поисках какого-либо решения. Например, они могут вернуть свои 73 места в парламенте или заключить политическую сделку со своими соперниками, в которой они могут согласовать «дорожную карту» для проведения новых досрочных выборов или даже возможного пересмотра Конституции 2005 года. Все эти решения, несомненно, будут включать в себя обязательное возобновление работы ныне приостановленного парламента, что должно сопровождаться возвращением садристов в высшей орган власти и сохранением лица ас-Садру, что на Востоке очень важно.
Иран в конечном итоге сыграет важную роль в примирении и убеждении всех сторон к нахождению компромисса и налаживании нормальной политической власти в стране. До сих пор иранцы были терпеливы и только смотрели на те пертурбации, которые происходят в Ираке, но когда придет время, у них будут все возможности для достижения политического прогресса, правда, неизвестно, в чьих больше интересах — своих или иракцев?
Иранцы лучше всего подходят для роли посредника, даже несмотря на то, что они частично участвуют в конфликте, выступая против аль-Садра и поддерживая партию «Координационная структура». Общеизвестно, что у них есть многочисленные политические, судебные, финансовые рычаги и иные возможности внутри Ирака, чтобы резко угрожать упрямым сторонам с любой стороны. Иранцы могут, и в этом согласны многие эксперты, заставить Систему координации пойти на компромисс, отстранить их наиболее несговорчивых лидеров от коалиции и пообещать перемены или предложить выгоды и новые возможности садристам, как рядовым членам, так и их лидерам.
В отношении садристов можно сказать, что они, закусив удила, полностью пошли «ва-банк», зная, что вряд ли одержат полную победу. Однако они уже навсегда изменили Ирак. Их нынешнее мышление по-прежнему остается настроем решимости и отказа от переговоров. Но они также известны как прагматичные политики. В прошлом они шли на компромиссы, отступали и меняли курс, когда это было необходимо. Это не означает, что они откажутся от своих амбиций захватить всю систему управления, за которую готовы заплатить высокую цену, но это на будущее, а не на этот раз. Видимо, в этот раз ас-Садр и его команда все же пойдут на компромисс и некие альянсы с другими политическими силами будут заключены.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».