На фоне завершающегося 2021 года продолжается глобальное китайско-американское противостояние, которое может радикально изменить привычную нам картину мира. Пишущие об этом процессе СМИ нечасто упоминают одного из его важных участников – Республику Корею (или Южную Корею). Ведь эта страна у большинства людей ассоциируется с экономическими достижениями, производством высококачественной бытовой техники, самобытным кинематографом и музыкальным направлением «K-pop», покорившим сердца молодежи по всему свету. И мало кто следит за тем, что это государство представляет собой в военно-стратегическом отношении.
В 1950 г. началась Корейская война между проамериканскими и прокоммунистическими силами, в результате которой Корея разделилась на два государства: Республику Корея (РК) и Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), которые заняли, соответственно, южную и северную части Корейского полуострова. В 1953 г. было подписано соглашение о перемирии, но мирный договор заключен не был, и официально КНДР до сих пор находится с РК и США в состоянии войны. Для защиты РК в случае нападения с севера на ее территории остался внушительный американский военный контингент. Более того, южнокорейское руководство передало США право на управление своими войсками. Лишь в 1994 г. правительство РК получило право командовать своими собственными вооруженными силами в мирное время. В случае войны командовать южнокорейскими военными по-прежнему будут американцы. Может быть, такое положение дел действительно помогает РК чувствовать себя в относительной безопасности, однако следует признать, что фактически эта страна находится в американской оккупации. Сложно представить, чтобы, имея на своей территории тысячи американских солдат, южнокорейское руководство не было бы вынуждено согласовывать каждый свой более или менее значимый политический шаг с Вашингтоном.
Американский контроль над вооруженными силами (ВС) РК проявляется во множестве сфер. Так, в 1970-е гг. США предоставили Южной Корее технологии и материалы для производства ракет. Однако при этом Вашингтон ограничил их дальность. Производить ракеты большей дальности, чем было оговорено, РК не имела права. С тех пор США несколько раз повышали разрешенную дальность южнокорейских ракет, однако ограничения все равно имеются до сих пор.
За последние десятилетия военное сотрудничество Вашингтона и Сеула значительно усилилось. Этому способствовали ракетно-ядерные испытания, которые проводит Северная Корея с 2006 г. В 2016 г., после очередного ядерного взрыва, осуществленного КНДР, Южная Корея и США объявили о развертывании на территории РК американской системы противоракетной обороны THAAD в дополнение к уже имевшимся там на тот момент зенитно-ракетным комплексам Patriot. Это вызвало яростный протест со стороны КНР: по мнению Пекина, Северная Корея не обладает такой ракетно-ядерной мощью, для сдерживания которой необходима такая система, как THAAD, и вполне возможно, что на самом деле THAAD разместили в РК для сдерживания ядерной мощи Китая.
Для координации своего военного сотрудничества США и РК ежегодно проводят консультативные совещания по безопасности (Security Consultative Meetings, SCM), в которых участвуют американский и южнокорейский министры обороны.
В начале декабря 2021 г. в Сеуле состоялось 53-е совещание SCM, на котором встретились действующий южнокорейский министр национальной обороны Со Ук и его американский коллега Ллойд Остин. Министры обсудили совместные действия по сдерживанию ракетно-ядерной угрозы со стороны КНДР и приняли новое «Руководство по стратегическому планированию», касающееся разработки плана военных действий против КНДР в случае вторжения или ядерного удара.
На последовавшей за совещанием пресс-конференции было объявлено, что количество американских военных в РК останется прежним: 28,5 тыс. человек. Причина необходимости присутствия войск США в Южной Корее также указывается прежняя: вероятность северокорейской агрессии.
Ллойд Остин заявил об угрозе региональной безопасности, которую Северная Корея создает своими ядерными разработками, а также о том, что США стремятся к мирному диалогу с КНДР.
Со Ук сообщил, что РК и США достигли прогресса в переговорах о передаче южнокорейской стороне командования своими войсками в военное время. Проверку того, насколько РК к этому готова, планируется завершить в 2022 г.
Одно из самых интересных заявлений, сделанных на пресс-конференции SCM-2021, гласит о том, что Южная Корея и США обеспокоены вопросами мира и безопасности в Тайваньском проливе. Интересно это потому, что Тайваньский пролив не входит в юрисдикцию Южной Кореи.
Тайваньский пролив разделяет КНР и Тайвань – частично признанное островное государство, которое КНР считает своей территорией и требует этого от всех своих партнеров. Стремясь присоединить Тайвань, КНР использует дипломатические и экономические методы. Силовой путь пока неприемлем из-за США, которые гарантировали Тайваню защиту в случае агрессии со стороны КНР. И вот теперь в обеспечении безопасности Тайваньского пролива хочет участвовать Южная Корея.
Интерес РК к тайваньскому вопросу можно истолковать по-разному. Вне всякого сомнения, Сеул действует под давлением Вашингтона, помня о размещенных на своей территории 28,5 тыс. американских солдат. В последние годы крайне обострилось китайско-американское противостояние, конкуренция идет по всем фронтам, и тайваньский вопрос является одним из этих фронтов. В борьбу с КНР США стремятся вовлечь всех своих союзников, и Южная Корея – не исключение.
Однако также возможно, что Сеул и сам не против того, чтобы сотрудничать с США против континентального Китая. Южной Корее тоже не нужно, чтобы КНР усиливалась и расширялась.
За прошедшие с Корейской войны десятилетия РК превратилась в одну из самых экономически развитых стран Азии. При этом, освещая экономические успехи Южной Кореи, СМИ не всегда уделяют достаточное внимание ее военному потенциалу. На фоне таких милитаризированных стран, как КНР и КНДР, Южная Корея кажется едва ли не «пряничным королевством» – богатым, благоустроенным, но не очень боеспособным и полностью зависящим в вопросах обороны от своего союзника-оккупанта США. Однако на самом деле РК под присмотром США накопили огромную военную мощь. Ее вооруженные силы (ВС) насчитывают 600 тыс. человек в строю и еще более 3 млн – в резерве. В 2019 г. ВС РК заняли пятое место в мире по количеству летательных аппаратов. На 2021 г. Южная Корея обладает десятым по величине в мире военным бюджетом, а ее ВС считаются шестыми по мощи на всей планете. Вполне возможно, что, накопив такую силу, «миролюбивая и изнеженная» РК приобрела большие региональные амбиции и собирается в будущем стать в АТР серьезным игроком наравне с КНР и США.
США же, по-видимому, сталкиваются в отношениях с Южной Кореей с вечной дилеммой всех властителей: иметь слабого союзника, которого легко контролировать, или сильного, который может принести больше пользы, но менее послушен?
По-видимому, Вашингтон пока что уверен, что его сил достаточно, чтобы контролировать РК. Поэтому США позволяют ей продолжать усиливаться. Так, в мае 2021 г. США в очередной раз ослабили упомянутые выше ограничения, позволив Южной Корее производить ракеты с дальностью больше, чем 800 км. В случае конфликта с Северной Кореей, которой США и Южная Корея обычно оправдывают свои военные приготовления, такие ракеты могут пригодиться, если запускать их из самых южных районов РК по самым северным районам КНДР. А если запускать их не из самых южных районов РК, то эти ракеты легко могут долететь и до Китая.
Итак, в течение 2021 г. США повысили разрешенную дальность южнокорейских ракет, а в декабре, как упомянуто выше, американский и южнокорейский министры обороны совместно выразили обеспокоенность ситуацией в Тайваньском проливе. Таким образом Южная Корея показывает, что послушно следует американскому антикитайскому курсу. С другой стороны, РК располагает экономической и военной мощью, с которой не могут не считаться даже США. Ведутся переговоры о передаче управления южнокорейскими войсками южнокорейскому правительству. По-видимому, США не вполне уверены, что им хватит сил для дальнейшего противостояния с КНР, и усиливают РК, чтобы получить от нее максимальную помощь. Ради получения этой помощи в ближайшем будущем Вашингтон даже готов рискнуть своим безоговорочным контролем над Южной Кореей в отделенной перспективе.
Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».