Спустя год после окончания второй карабахской войны на границе между двумя республиками опять неспокойно. Периодически СМИ, а также официальные представители Армении и Азербайджана сообщают о нарушении «противником» определенного трехсторонним (Россия, Армения, Азербайджан) заявлением от 9 ноября 2020 года режима прекращения огня, а порой даже о ранениях и гибели военнослужащих с обеих сторон. Пограничные инциденты нередко перерастают в серьезное обострение, хотя до масштабных военных действий все же не доходят.
Очередное вооруженное обострение на армяно-азербайджанской границе началось 14 ноября и переросло в открытые бои, продолжавшиеся два дня. Они прекратились лишь после того, как министр обороны России Сергей Шойгу провел переговоры с главой азербайджанского оборонного ведомства Закиром Гасановым.
При этом на действия России в Ереване отреагировали определенным разочарованием, явно ожидая, что Москва не только в роли переговорщика выступит на стороне Армении. Однако Москва, по инициативе которой год назад был положен конец кровопролитной карабахской войне, ограничилась ролью дипломатического посредника в конфликте между двумя закавказскими республиками. Правда, и сам Ереван с начала очередного обострения и боев на границе не торопился с официальным обращением за помощью ни к России, ни к ОДКБ, членом которой является Армения, а лидером – Россия.
Безусловно, во многом происходящие в последнее время на границе между двумя государствами инциденты обусловлены неурегулированностью до настоящего времени механизмов демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном. После того как Армения потеряла в результате второй карабахской войны удерживаемые в течение предыдущих десятилетий позиции, Азербайджан вернулся к своим рубежам и стал укрепляться на границе, строить инженерные сооружения. Армянская сторона восприняла эти действия как враждебные, как оккупацию, хотя там не было никаких физических барьеров, которые могли бы быть нарушены.
В то же время многими экспертами признается, что безусловным виновником стычек является Баку, действующий в логике победившей стороны, которая спешит закрепить свой успех. Просматривается его основная задача – вынудить Армению подписать соглашение о делимитации границ и отказаться от любых обсуждений статуса Нагорного Карабаха. При этом Азербайджан явно считает, что договор о границах снимает всякий вопрос о Нагорном Карабахе. Однако должна быть проведена четкая линия, согласно которой подписание документа – это не синоним снятия с повестки вопроса статуса Карабаха, так как эти вопросы должны быть отделены. И хотя Азербайджан это все «пакетирует», Москва и Ереван заинтересованы в том, чтобы этот пакет развязать.
В урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном в последнее время пытались подключиться многие страны и международные объединения. И среди таких миротворцев оказалась, в частности, Турция, которая в последний период весьма активно пытается распространить свою экспансию не только на Центральную Азию, но и на Кавказ. Однако нельзя забывать, что армянская сторона не будет рассматривать турецких военнослужащих как миротворцев в регионе, прежде всего из-за того, что Анкара не признает геноцид армян в Османской империи и агрессивно выступает против любых решений по этому вопросу. В указанных условиях необходимо объективно признать, что последний вооруженный инцидент 14 ноября удалось погасить не Турции или какой-либо другой стороне, а лишь после того, как министр обороны РФ Сергей Шойгу поговорил с армянским и азербайджанским коллегами.
Пытался внести свою лепту в урегулирование конфликта и председатель Европейского совета Шарль Мишель, предложив президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и премьер-министру Армении Николе Пашиняну провести в декабре встречу в Брюсселе «на полях» саммита Восточного партнёрства, который, как известно, откровенно направлен против России.
Глава Европейского совета ранее уже продемонстрировал собственные миротворческие амбиции на Южном Кавказе, посетив Баку и Ереван в июле этого года. Несмотря на существование трехсторонних договоренностей лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г, предлагающих «дорожную карту» карабахского урегулирования с участием ключевых региональных игроков, Шарль Мишель счел необходимым предложить свой мирный план. В ответ на этот визит главы Европейского совета в Ереван произошла шумная акция протеста у здания правительства оппозиционной партией «Дашнакцутюн». Встретив главу Евросовета криками «Позор!», собравшиеся заявили, что «Европа пытается купить Армению и навязать ей свою повестку», увидев подвох в плане Евросоюза предоставить Армении финансовую помощь в размере €2,6 млрд. Указав на то, что «Армения не продается», представители «Дашнакцутюн» обвинили руководство ЕС в отсутствии поддержки Еревана во время второй карабахской войны, а также в нежелании отстаивать европейские ценности. Примечательно, что боестолкновения на границе продолжились и после прибытия главы Евросовета в Ереван, что в определенной степени может свидетельствовать о весьма ограниченной результативности миротворческих усилий Шарля Мишеля.
В конечном счете, после очередного вооруженного обострения на границе двух государств в ноябре, в урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном вновь подключился президент России Владимир Путин, который 26 ноября в Сочи провел с лидерами этих стран трехстороннюю встречу. Российский президент начал этот переговорный процесс с личного обсуждения нынешней ситуации и путей выхода из нее с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, затем произошла трехсторонняя встреча с участием премьер-министра Армении Никола Пашиняна, а после — глава России встретился отдельно с армянским премьером. Указанные переговоры продлились около трех часов, по итогам политики сделали совместное заявление, договорились создать механизмы делимитации и демаркации границ между Арменией и Азербайджаном.
В частности, в тексте заявления указывается: «Условились предпринимать шаги по повышению уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и вести дело к созданию двусторонней Комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения с последующей ее демаркацией при консультативном содействии Российской Федерации по запросу сторон». Стороны условились продолжать следовать мирным договоренностям 2020 года «в интересах обеспечения стабильности, безопасности и экономического развития Южного Кавказа». «Договорились активизировать совместные усилия, направленные на скорейшее решение остающихся задач, вытекающих из заявлений от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г.», — сказано в документе. Механизмы демаркации и делимитации границы между Арменией и Азербайджаном будут созданы до конца года. Другой очень важный, чувствительный момент связан с вопросами гуманитарного характера. Кроме того, произошло подробное обсуждение вопросов экономического характера, развития экономических связей. И в качестве первого шага — разблокирование транспортных коридоров.
В заявлении лидеров трех стран отмечается, что Россия будет и далее оказывать все необходимое содействие для нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Также Путин, Алиев и Пашинян подчеркнули необходимость скорейшего запуска проектов для раскрытия экономического потенциала Нагорного Карабаха.
Сумеют ли недавно открыто враждебные и все еще находящиеся в состоянии тлеющего конфликта стороны продолжить за общим столом обсуждение спорных вопросов, покажет дальнейшее развитие событий. Нельзя забывать, что спорные территории и спорные границы уже не раз в истории человечества приводили некогда дружественные народы к братоубийственной войне. Но также не стоит забывать и того, что только дипломатическое разрешение спора поможет восстановить мир и добрососедство. Если, конечно, участвующие в конфликте политические силы сумеют пойти на разумные компромиссы и если правящие верхушки не попытаются в очередной раз использовать межнациональные проблемы для собственных политических интересов.
Но, несмотря на все это, прошедшая трехсторонняя встреча в Сочи в очередной раз наглядно показала безальтернативность роли России как ключевого посредника в регионе. Это обусловлено не только наличием у российской стороны военно-политических и экономических рычагов воздействия на стороны конфликта, а также российским военным присутствием в регионе, но и выверенной политической линией Москвы. Вместе с тем это не исключает, что, помимо сохранения ключевой посреднической роли России, будет возможно и периодическое подключение к процессу урегулирования и других центров силы.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».