Разговор о предвыборной гонке был бы неполон без упоминания того, на какие темы претенденты ломают копья. «Корея Таймс» обращает внимание на то, что если на предыдущих выборах вопросы, связанные с ядерной программой Северной Кореи и улучшением межкорейских отношений, были важным элементом дебатов, на нынешних их не акцентирует ни одна сторона.
Видимо, дело в том, что, поскольку администрация Мун Чжэ Ина не показала никакого реального прогресса, интерес южнокорейской общественности к Северной Корее снизился.
Ли Чжэ Мен затронул проблему Северной Кореи только одним предложением: «Создание системы мирной экономики Корейского полуострова и оживление экономики севера станут большим стимулом для нового роста» Это резко контрастирует с 2017 годом, когда в борьбе с Муном на праймериз он представлял идею независимой дипломатии, ориентированной на национальные интересы.
Аналогичная ситуация сложилась и с другими претендентами. Ли Нак Ен и Чон Се Гюн лишь кратко упомянули, что они продолжат дипломатию Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна, но не уточнили, какую именно политику для улучшения межкорейских отношений они будут проводить.
У консерваторов то же самое: Юн Сок Ёль сказал, что «Южная Корея должна показать, что она основана на общих ценностях цивилизованных стран, чтобы она могла обеспечить предсказуемость для врагов, друзей, конкурентов и партнеров», но не стал вдаваться в подробности. Позднее Юн также был неконкретен: «Северная Корея наш главный враг, но мы должны сотрудничать в некоторых аспектах, которые могут помочь установить устойчивый мир на Корейском полуострове».
Хван Гё Ан раскритиковал политику правительства Муна в Северной Корее и пообещал построить «устойчивый мир», но тоже не стал вдаваться в подробности.
Что же до экономической повестки, то, как отмечает политический комментатор Чхве Ен Иль, хотя такие экономические показатели, как объем экспорта, показывают относительно высокий рост по сравнению с другими странами, люди не чувствуют никакой пользы от этого в своей повседневной жизни. Народ больше задевает провал стабилизации рынка недвижимости и стратегии создания рабочих мест, только усугубляющих социальное расслоение.
При этом сильные кандидаты от оппозиции, такие как Юн или Чхве, почти 30 лет проработали в юридическом секторе и поэтому еще не представили четкого видения экономической политики. Те же, кто является экспертами в области экономики, такие как Ю Сын Мин и бывший министр финансов Ким Дон Ен, не получают такой поддержки, как Юн и Чхве.
Пожалуй, ключевой темой в президентской гонке будет справедливость. На этой волне администрация Муна получила власть после свечной революции, однако к нынешнему времени хорошо видно, что победитель дракона стал драконом, не менее зубастым, — особенно после скандалов вокруг бывшего министра юстиции Чо Гука.
Кроме того, важно, за кого проголосует молодежь: экономическая поляризация сочетается с конфликтом поколений, потому что у старших поколений есть дома, сбережения и пенсии, которые они должны получать, в то время как у так называемого поколения MZ (Миллениалы и поколение Z) ничего из этого нет.
Целый ряд комментаторов обращает внимание на то, что «молодые люди – не идеологическое поколение. Говорят, что они были либералами (на президентских выборах 2017 года), но стали консервативными на дополнительных выборах (выбрав кандидатов от ППС). Они будут голосовать за кандидата, который может решать их проблемы, независимо от того, является ли кандидат консерватором или либералом».
Именно потому Ли Чжэ Мён так активно предлагает обеспечить молодежь базовым доходом, хотя политические наблюдатели и некоторые оппозиционные кандидаты ставят под сомнение осуществимость и устойчивость таких планов раздачи наличных средств с точки зрения национального бюджета. Как отмечает профессор политологии Университета Менджи Син Юль, «губернатор Ли должен сначала дать понять, планирует ли он ввести систему базового дохода, сохраняя при этом существующие программы социального обеспечения в стране. Если он планирует сделать и то, и другое, я сомневаюсь, что это будет устойчивый план». Ли укоряют, что такая политика быстро истощит казну и доведет страну до дефолта.
Маниловские проекты разной степени фантастичности сочетаются с критикой противоположного лагеря, которая, как правило, носит характер переходов на личности: в рамках как конфуцианской, так и протестантской парадигмы противник должен выглядеть неправедным человеком. Это означает, что копания в грязном белье будет много, но кого это собьет с дистанции, а кто дойдет до финиша и воссядет на трон – станет понятно уже в следующих сериях нашей истории.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».