01.09.2021 Автор: Владимир Данилов

Украина поможет Британии?

UKR

На фоне краха политики и действий Британии на внешней арене естественное внимание привлекла недавняя радостная публикация британского авторитетного издания The Telegraph о том, что Лондоном с ВМС Украины подписано соглашение, «которое будет способствовать развитию британского кораблестроения».

Как подчеркивает издание, на Украине в последние годы сложилась трагикомическая ситуация. Вместо развития собственной разрушенной национальной промышленности страна будет вкладывать деньги в развитие британского военного кораблестроения. Именно так оценивается подписание договора о продаже Киеву британских ракет и переподготовки украинского флота, совместном проектировании и строительстве восьми военных кораблей. В результате, как сообщается, британское кораблестроение получило толчок к развитию благодаря подписанию соглашения с ВМС Украины. В этом соглашении изложены, в частности, планы по сотрудничеству с компанией Babcock, направленному на то, чтобы обеспечить Украину новыми фрегатами и портовыми сооружениями. Помимо этого, Британия продаст Украине два минных тральщика класса Sandown после их ремонта и поможет этой стране построить новые военно-морские базы. По словам военных источников, как минимум два из восьми ракетных катеров, которые Украина планирует получить, будут построены компанией Babcock до того, как «передача технологий» позволит этой стране запустить собственное производство.

В опубликованном официальном сообщении британских властей, указывается, что в трехстороннем соглашении, подписанном на борту эсминца «Дефендер», находившегося в Одессе в рамках развертывания ударной авианосной группы, Британия, Украина и военно-промышленный комплекс договорились сотрудничать в работе по укреплению военно-морского потенциала Украины.

Так кто же все-таки кому помогает? Украина — Британии или наоборот? И можно ли здесь отличить истину от пропагандистской кампании, активно используемой Лондоном для пиара своей политики?

Как стало известно, Британия продаёт Украине 6 ракетных катеров и два устаревших тральщика типа Sandown. Эта покупка будет произведена в счёт выделяемого Киеву кредита в 1,25 миллиарда фунтов (1,7 миллиарда долларов США). Сама же прибыль британской стороны будет ещё больше, так как она сможет ещё и сэкономить немалые деньги, которые иначе пришлось бы тратить на утилизацию корабельного металлолома. Кроме того, в дальнейшем британцы ещё и заработают на модернизации устаревших кораблей, по аналогии с тем, как Эстонии пришлось заплатить в 2016 году 35 миллионов фунтов за модернизацию трёх минных тральщиков того же типа Sandown.

Подтверждением этой информации стало сообщение пресс-службы британского адмиралтейства 4 августа, что Британия «передаст» Украине два списанных после многолетней службы в британском Королевском флоте корабля противоминной защиты класса Sandown — HMS Blyth и HMS Ramsey. Оба судна защищали интересы Британии на море довольно долго: Ramsey прослужил 21 год, пройдя по морям 175 000 миль, а Blyth — 20 лет, пройдя 185 000 миль. Эти тральщики участвовали в операциях на Ближнем Востоке и несли службу в рамках кампаний НАТО в водах Северной Европы и Средиземного моря. Они были первыми, отправленными в Бахрейн, когда власти Британии решили, что в Персидском заливе требуется постоянное присутствие противоминных судов (которое сохраняется и по сей день).

Указанные списанные корабли, в соответствии с программой перевооружения Королевского флота Project Wilton, Британия заменит автономными беспилотными лодками и системами охоты на мины.

Помимо этого, 7 июля украинский кабмин объявил о выделении средств на закупку у той же Британии еще и ледокола для антарктических экспедиций и исследований Мирового океана — бывшего флагмана-ветерана британской антарктической службы James Clark Ross. Лондон согласился продать его Киеву за 5 миллионов 304 тысячи долларов при начальной цене 10 миллионов. Как сообщило посольство Британии на Украине на своей странице в Facebook, указанный ледокол прослужил в составе британской антарктической миссии 30 лет. В 1996 году именно James Clark Ross доставил первую украинскую миссию на бывшую антарктическую британскую станцию «Фарадей», — напомнили в дополнение британские дипломаты, которая в этом же году была передана Лондоном украинцам и переименована Киевом в станцию «Академик Вернадский».

Таким образом, Лондон от активизации сотрудничества с Киевом на корабельном поприще получает от Украины неплохой бонус – утилизацию для своего разнородного хлама, при этом еще и с хорошей приплатой. Это, безусловно, дает ясное понимание словам The Telegraph, о способствовании развитию британского кораблестроения за счет «выгодного сотрудничества с Украиной» и выручки от этого Лондоном средств на строительство и обновление флота Королевских ВМС.

Правда, вряд ли такому «сотрудничеству» стоит радоваться в Киеве, так как взаимоотношения с британскими поставщиками не всегда проходят для Украины гладко. Так, три года назад британская компания Rolls-Royce отказалась продавать Киеву комплектующие для украинских десантно-штурмовых катеров «Кентавр» за пять дней до поставки, сославшись на отсутствие разрешения на поставку товаров двойного назначения. Об этом недавно рассказал в своем Facebook бывший советник экс-президента Украины Петра Порошенко Юрий Бирюков. По оценкам отдельных обозревателей, нельзя исключать, что, пойдя на такой шаг, Британия явно побоялась продавать комплектующие из-за того, что украинский флот может вдруг стать «несокрушимым» и даже отнять у Лондона прежний титул британской империи — «царицы морей».

Подытоживая сказанное, с прискорбием приходится отмечать, что в наследие от СССР Украина получила мощнейшие кораблестроительные и космические мощности, которые уничтожила, а вместо этого довольствуется подачками в виде отработанного хлама новых «братьев». Еще более прискорбно, что населением это воспринимается с совершенно неподдельным лакейским восторгом.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: