На фоне обострения отношений с Китаем Соединенные Штаты в последнее время начали активно искать возможности для увеличения своего влияния в Африке. Вашингтон, как и другие крупные игроки, крайне заинтересован в природных ресурсах континента, а также в его стратегическом положении, что и обуславливает главную причину активизации борьбы США за африканский континент.
Сегодня в Африке проживает более миллиарда человек, причем большинство из них моложе 25 лет. Около 200 млн африканцев близки к среднему классу или могут классифицироваться как средний класс, и это число само по себе превосходит средний класс США. Кроме того, Африка является одним из самых быстрорастущих континентов в экономическом плане. И если какой-либо внешний игрок хочет извлечь выгоду из экономического роста Африки и ее растущего потребительского общества, для этого ему нужно больше инвестировать в африканские отрасли промышленности, чтобы в карманах будущих потребителей было достаточно ликвидности.
Касаясь политики США на африканском континенте, необходимо подчеркнуть, что никогда Вашингтон не делал никаких значительных крупных инвестиций в Африку, которые свидетельствовали бы о долгосрочной приверженности сотрудничеству с этим континентом. Самой продолжительной формой деятельности США здесь всегда была добыча полезных ископаемых с помощью транснациональных корпораций, что осуществлялось путем как можно меньшего инвестирования. Многие африканские правительства были снисходительны к такому положению и часто извлекали из этого личную выгоду, в то время как интересы обычных людей оставались неучтенными.
В этой связи, а также с учетом обострившихся по вине Вашингтона американо-китайских отношений, в том числе и в виде торговой войны, последние годы Африка отдавала свое предпочтение развитию отношений не с США, а с Китаем, от которого она уже получила значительные инвестиции. И изменить это положение не смогли даже усиленные «наставления» американских политиков, которые говорят африканским правительствам как вести себя по отношению к Китаю, так как эти указания с лихвой перекрывают долгосрочные обязательства Китая и его обещания больших объемов инвестиций в Африку при минимальных политических условиях. Поэтому борьба за Африку между КНР и США только активизируется.
Ни для кого сегодня не секрет, что отношения Африки с такими государствами, как Россия, Китай, Индия и Турция развиваются куда лучше, чем с «партнерами» из США и Европы. По высказываниям самих африканцев, в значительной степени это обусловлено излишне военизированной политикой, с помощью которой современный западный мир привык решать «проблемы», и которая так отпугивает африканцев. На протяжении последних двадцати лет нового столетия США и Европа строят свои отношения с африканским регионом исключительно с позиции силы – на военной основе и в привязке к развитию военного сотрудничества и военного присутствия Запада на континенте. В Африке то и дело появляются американские военные базы, число которых с каждым днем растет. Причем параллельно с этим обстановка в большинстве стран региона стремительно ухудшается, а отсутствие социальных изменений толкает местное население к увеличению протестных выступлений, поддержке внутренней оппозиции, чем длительное время пользовались различные экстремистские религиозные формирования, включая и террористическую организацию ДАИШ (запрещена в РФ). Здесь революции и гражданские войны происходят, прежде всего, не из-за внешних факторов, в отличие от Ближнего Востока, где виновником нестабильности является Вашингтон, а путем формирования собственной оппозиции и бунта гражданского общества. Все это заставляет власти африканских стран искать новых стратегических партнеров, которые помогали бы искать решение очень сложных вопросов экономического и гуманитарного характера.
Понимание этих проблем наконец-то стало проявляться и в США. «Решение вопроса привлечения американских инвестиций в африканские страны становится все более насущным», — заявил Министр торговли США Уилбур Росс в конце 2019 года после того, как США объявили о выделении 5 миллиардов долларов на строительство газоперерабатывающего комплекса в Мозамбике. Проект в Мозамбике стал одним из примеров новых партнерских отношений, выстраиваемых американским правительством в рамках инициативы «Процветающая Африка», подразумевающей создание Deal Team («опорных деловых групп») в африканских странах. В инициативе Deal Team участвует более десяти американских государственных ведомств, уже развернувших свою деятельность в таких африканских странах, как Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Сенегал, Руанда.
Однако при всем стремлении Вашингтона продемонстрировать свое намерение увеличить инвестиционную деятельность в Африке, в том числе и путем создания Конгрессом США «Форума торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары», нельзя забывать, что ее размер все еще значительно меньше военной экспансионистской деятельности США на африканском континенте. Чтобы укрепить свои позиции в Африке, США не прекращают акцентировать внимание на военных рычагах воздействия. Вашингтоном, в активизировавшихся в последнее время контактах с рядом африканских стран, настойчиво предлагаются различные варианты дальнейшего усиления военного присутствия США на континенте.
Об этом, в частности, говорит сообщение портала Tunisie Telegraph о расквартировании в Тунисе американской частной военной компании Engility. Деятельность этой ЧВК будет распространяться не только на охранные функции ключевых объектов инфраструктуры Тунисской Республики, нужных Вашингтону, но и на формирование специальных зон на территории страны, которые в будущем смогли бы послужить США плацдармом для распространения собственного влияния в регионе. Помимо этого, как сообщает The National, США намереваются направить в Тунис одну из своих специализированных вспомогательных военных бригад для «обеспечения безопасности», хотя сегодня ни для кого не секрет, что это делается явно в целях усиления присутствия США на Севере Африки и контроля над добычей и продажей ливийских энергоносителей.
В этом же контексте происходит заметная активизация контактов Вашингтона с военно-политическими участниками ливийского конфликта, а также с Алжиром. Так, 2 октября Алжир посетил глава Пентагона Марк Эспер, что стало первым визитом такого уровня с 2006 года. Указанный визит, по расчетам Вашингтона, должен стать толчком к возобновлению военно-стратегического сотрудничества между двумя странами, о чем, в частности, заявил и сам Эспер по прибытии в Алжир.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».