29.09.2020 Автор: Дмитрий Бокарев

Индия и Индонезия: партнерство, важное для ИТР

IND45222

Индо-Тихоокеанский регион (ИТР) в наши дни стал ареной противоборства ведущих держав – Китая, с одной стороны, и США – с другой. При этом другие региональные государства, даже такие как Индия, Япония и Австралия, отходят на второй план. Будучи конкурентами Китая и партнерами США, они зачастую рассматриваются в первую очередь именно как американские союзники, а их собственная жизнь и собственные интересы порой ускользают из поля внимания международных СМИ. Только внимание к каждому из десятков расположенных в ИТР государств может помочь составить более-менее достоверную картину происходящего в регионе.

То же самое справедливо в контексте противостояния многих региональных государств постоянно усиливающейся мощи КНР. Ведущая роль в этом противостоянии приписывается США, а другие региональные государства, не заинтересованные в распространении китайского влияния, как, например, Индия, представляются в мировых СМИ едва ли не неспособными самостоятельно решить свои проблемы с КНР и остро нуждающимися не только в американской поддержке, но и в лидерстве.

Однако любое нормальное государство понимает, что рассчитывать во всех конфликтах только на помощь союзников, особенно какого-то одного союзника, – это путь в никуда. Понимает это и Индия – главный конкурент Китая в Азии.

На протяжении всей новейшей истории отношения Индии и Китая как двух самостоятельных государств складывались сложно. Две большие страны с огромным населением и бурно развивающейся экономикой не могли не конкурировать. Сыграли свою роль и территориальные споры, из-за которых между Индией и Китаем не раз происходили вооруженные конфликты, последний из которых произошел в мае-июне 2020 г. из-за региона Аксайчин и унес жизни десятков военнослужащих с обеих сторон.

Таким образом, Индии необходимо всячески укреплять свою безопасность, в том числе за счет грамотного выстраивания своей внешней политики. Как упоминалось выше, ее основным стратегическим партнером считаются США, имеющие в Индийском и Тихом океанах большие группировки ВМС. Однако не менее успешно, чем с США, Индия сотрудничает с Россией, которая уже много десятилетий практически полностью вооружает индийские ВС продукцией своего ОПК.

Но не менее важным, чем сотрудничество с такими мощными, но при этом слишком далеко расположенными от нее странами, как Россия и США, для Индии является взаимодействие в сфере безопасности с региональными государствами, имеющими выход к Индийскому и Тихому океанам. Особое место среди таких стран занимает Индонезия, лежащая как раз на границе двух океанов, на побережье стратегически важного индо-тихоокеанского коридора – Малаккского пролива, через который осуществляется едва ли не все судоходство между Восточной Азией и Европой, а также Африкой.

Свобода судоходства через пролив крайне важна для всего региона. Однако его блокировка в случае какой-либо кризисной ситуации сильнее всего ударит, вероятно, по Китаю, экономика и энергетическая безопасность которого зависят в значительной степени от поставок углеводородных энергоносителей с Ближнего Востока, которые осуществляются как раз через Малаккский пролив. Другие восточноазиатские промышленные гиганты – Япония и Южная Корея также сильно зависят от пролива и идущих через него танкеров с нефтью, однако они, по крайней мере, могут рассчитывать на поставки углеводородов из США.

Разумеется, такой радикальный шаг, как блокировка пролива для китайских судов, может быть предпринят только в крайнем случае. Учитывая мощь современных китайских ВМС, такое решение может иметь непредсказуемые последствия для всего региона. Тем не менее выстраивая стратегию обеспечения своей безопасности, Индия, как и США, не может не рассматривать теоретическую возможность такого шага. Кроме того, приходится учитывать и возможность обратной ситуации. Осознавая значение Малаккского пролива для своей экономики и мощь своих ВМС, Китай не может, также чисто теоретически, не рассматривать возможность силового взятия пролива под свой контроль. Разумеется, это тоже радикальный шаг, который может быть предпринят лишь в крайнем случае, однако постоянное присутствие поблизости от пролива китайских ВМС, патрулирующих спорные акватории в Южно-Китайском море (ЮКМ), а также создание в ЮКМ искусственных островов, на которых имеются взлетные площадки для военной авиации, говорят о том, что при необходимости КНР имеет возможность этот шаг осуществить.

В общем, для Индии стратегически важно иметь хорошие отношения с Индонезией, Малайзией и Сингапуром – тремя государствами, земли которых, собственно, и образуют Малаккский пролив.

Индию и Индонезию связывают дружеские отношения с давних времен. По заявлениям индийских политиков, именно эти два государства должны в будущем войти в число крупнейших игроков грядущего «Азиатского века». Следует отметить, что Индонезия также обеспокоена активностью Китая, особенно упомянутой выше деятельностью в Южно-Китайском море. Как известно, в этом море КНР обладает большими территориальными претензиями, которые оспаривают многие соседние государства. Там находятся Парасельские острова, которые Китай оккупировал после вооруженного конфликта с Вьетнамом, острова Спратли, из-за которых с КНР ведут спор Филиппины, и др. Весь район ЮКМ, на который претендует Поднебесная, она очертила на карте «девятипунктирной линией». В очерченную область вошла часть эксклюзивной экономической зоны Индонезии, на дне которой, предположительно, могут иметься полезные ископаемые. Свои претензии на эту акваторию Пекин объясняет тем, что она с давних времен является зоной китайского рыболовства.

Поэтому Индонезия весьма ценит и всячески развивает свое сотрудничество с Индией, с которой имеет морскую границу и которая обладает одними из самых мощных ВМС в Индийском океане.

В мае 2018 г. Индонезию посетил индийский премьер-министр Нарендра Моди, который встретился с индонезийским лидером – президентом Джоко Видодо. Тогда было объявлено, что индийско-индонезийские отношения выходят на новый уровень – уровень «всеобъемлющего стратегического партнерства», и одним из важных компонентов этого партнерства было названо морское сотрудничество в Индо-Тихоокеанском регионе. Обе стороны заявили, что намерены поддерживать в нем свободу, безопасность и соблюдение международного законодательства.

Итак, Индия обладает мощными ВМС, а Индонезия наполовину обладает Малаккским проливом, и эти две страны имеют общую морскую границу. Благодаря своим хорошим отношениям, они могут создать общую зону безопасности, простирающуюся вдоль всего побережья Индии и захватывающую часть Малаккского пролива – одного из важнейших коридоров современного судоходства. Это имеет огромное значение для расстановки сил в Индо-Тихоокеанском регионе и показывает, что далеко не только такие страны как Китай или США имеют в нем вес и определяют его судьбу.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: