Территориальные споры уже много веков использовались и будут использоваться дальше недобросовестными политиками для достижения своих корыстных целей, становясь не только объектом серьезных политических баталий, но и войн. Весьма часто в мировой истории подобные вопросы решались исключительно правом сильного, что, в частности, подтверждают многочисленные войны, за которыми стояли откровенные меркантильные стремления стран-захватчиков завладеть богатыми или стратегически важными регионами.
Хотя сегодня многие конфликты и пытаются решить дипломатическими мерами, любое «территориальное противостояние», тем не менее, всегда чревато нарушением стабильности во всем регионе и даже может послужить поводом для новой мировой войны, особенно если за таким противостоянием просматривается тень той или иной сильной державы.
За более чем 200 лет своего существования Соединенные Штаты уже не раз использовали в своей политике «территориальное противостояние» и даже неоднократно вступали в военные конфликты, вторгались на территории других стран. В первой половине XIX века это в основном касалось Американского континента, который уже тогда был провозглашен зоной интересов Вашингтона. Сегодня такая «география» расширилась другими регионами, особенно богатым энергоносителями Ближним Востоком, который Вашингтон, декларируя право сильного, захотел сделать своей вотчиной. Именно поэтому мы уже не одно десятилетие оказываемся свидетелями разжигания Белым домом военных очагов на Ближнем Востоке, вооруженных интервенций в Ирак, Афганистан, Сирию, Ливию, попыткой инсценирования «цветных революций» для дестабилизации ситуации в регионе.
Аналогичные действия Вашингтона происходят сегодня и в других регионах, богатых полезными ресурсами или представляющих военно-стратегические интересы для США. Весьма наглядно это можно подтвердить последними событиями как в Латинской Америке, так и в Юго-Восточной Азии.
Весьма часто (особенно в последнее время) Вашингтон стал использовать прежние территориальные проблемы третьих стран в противоборстве со своими противниками, не только подзадоривая к обострению территориальных конфликтов, но и подключая собственные пропагандистские возможности и СМИ для подобных «территориальных противостояний». В частности, это можно проследить в разжигании при активном участии Вашингтона территориальных споров региональных государств с Китаем, официально названным Белым домом в качестве «стратегического противника США», что ведет не только к обострению ситуации в азиатско-тихоокеанском регионе в целом, но и отношений между Вашингтоном и Пекином.
В результате такой политики контроль над акваторией Южно-Китайского моря стал наиболее взрывоопасным вопросом и местом возможного столкновения вооруженных сил США и КНР. Тут расположены Парасельский архипелаг и острова Спратли, территориальные споры в отношении которых дирижируются из Вашингтона, так как контроль над этими островами интересует США из-за торгово-транспортных потоков между Индийским и Тихим океанами, по которым ежегодно перевозится товаров на сумму 5,3 триллиона долларов. Среди других острых вопросов — ситуация в Восточно-Китайском море, а именно — спор между Китаем и Японией о территориальной принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао). При этом уместно будет напомнить, что Обама в бытность президентом заявил: на спорные острова распространяется договор о безопасности между США и Японией. Таким образом, даже случайный инцидент может вовлечь США в военное противостояние с Китаем.
Аналогичным образом действует Вашингтон и в разжигании территориальных претензий Японии к России, к которым США также не прочь подключиться в «рамках договора о безопасности между США и Японией». Однако здесь явным препятствием для Вашингтона является то, что «спорные» Курильские острова отошли СССР по Сан-Францисскому мирному договору 8 сентября 1951 года, официально завершившему Вторую мировую войну, и Токио, подписав его и капитуляцию, отказался от всех прав на Сахалин и Курильские острова. США, на территории которых и был заключен Сан-Францисский мирный договор, по этой причине не могут активно выступать в защиту японских территориальных претензий к России. Тем не менее они «весьма благосклонно» относятся к раскручиваемой определенными японскими политическими силами реваншистской пропаганде по возврату «спорных территорий» как Россией, так и Китаем, по использованию в этой информационной кампании коренного символа населения Японии – айнов.
Весьма примечательно также, что в последнее время к этой эксплуатируемой Вашингтоном теме «спорных территорий» в противоборстве с Россией и Китаем США стали активнее привлекать и другие зависимые от них государства, в частности Южную Корею. Так, популярное издание Южной Кореи The Hankyoreh в феврале напомнило своим читателям «о важной для корейского национального сознания территории – острове Ноктундо», входящем в состав Приморского края России.
Автор публикации с намёком на территориальные претензии рассказал об истории этого «куска корейской земли» на дальних рубежах древнего Чосона, где сражался с врагами национальный герой Кореи Ли Сун Син. Такой замах кукловодов из США объясняется тем, что тут речь идёт даже не об острове, а о российском участке берега пограничной реки, российский статус которого был утверждён дополнительным Пекинским договором больше века назад.
Бросается в глаза в этой части использования «территориальных претензий» Вашингтоном то, что даже постановка Японией вопроса о другой более важной для нее во всех отношениях по сравнению с Курильскими островами территории всячески затушевывается Соединенными Штатами. Имеются в виду острова, расположенные в центральной и западной части тихоокеанской акватории, которые оказались переданными США в послевоенные годы. Япония владела указанными островами с 1918 года, их площадь составляет около 1200 км², а если взять всю прилегающую к ним территорию, то получится 200 000 км². После окончания Второй мировой войны специальная комиссия от ООН под давлением США приняла решение о передаче этой большой по размерам территории Вашингтону. Официально сегодня острова являются отдельным государством, получившим название Федеральные Штаты Микронезии. На самом же деле практически все сферы там контролируются правительством США. Местные законы почти ничем не отличаются от американских. Официальной валютой в стране является доллар. Все следы японского присутствия в этом регионе полностью Соединенные Штаты уничтожили, практически все коренные жители выселялись насильно. На большинстве островов теперь находятся американские военные базы…
Да и вряд ли Япония, полностью связавшая свою послевоенную судьбу с США двусторонним военным договором, оказавшись в полной зависимости от политики Вашингтона, сможет в этих условиях предъявлять какие-нибудь претензии Соединенным Штатам, в том числе и территориальные. Ведь даже за ядерную бомбежку японских городов Хиросима и Нагасаки отрекшийся от престола император Акихито год назад извинился перед Соединёнными Штатами!
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».