EN|FR|RU
Социальные сети:

«Айнский фактор» в стратегии японского экспансионизма

Валерий Куликов, 17 марта

AIN

Япония сегодня во многих странах ассоциируется как страна с внешне благополучной экономикой, и даже японская йена уже давно получила репутацию «палочки-выручалочки», в которую в тяжелые времена переводят свои сбережения, чтобы уберечь от потерь. Однако и эта страна подвержена многим проблемам в той же экономической сфере, экологии, а социальные проблемы Японии, такие как, например, глобальное старение нации, не имеющее аналогов в мировой истории, отказ молодежи от традиционных ценностей являются серьезной угрозой благосостоянию страны.

Для борьбы с появляющимися проблемами страны используют разные способы. В случае же с Японией – это формирование национального самосознания с помощью идеологии, где наиболее приоритетным направлением официального Токио в последнее время стало подогревание японского национализма на основе территориальных претензий (причем не только к России, но и к КНР, Южной Корее и даже в Антарктике) и возрождение единства нации с использованием «айнского фактора».

Айны – это древнейшее коренное население японских островов. В настоящее время айны остались в Японии преимущественно на острове Хоккайдо, где их численность составляет порядка 25 000. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. Последние научные исследования свидетельствуют, что именно прародители айнов (так называемые дзёмонцы) были одними из древнейших (возможно, наиболее древними) жителей Японского архипелага, проживавшие там как минимум 7 тысяч лет назад. В то время как предки современных японцев — монголоидные племена — появились на нынешней японской территории, когда древние айны уже заселили и освоили бόльшую ее часть. Земли, которые населяли айны, исторически стали зоной встречного освоения дальневосточных территорий двумя крупными региональными державами того времени — Российской империей и Японией. Поэтому не удивительно, что «айнский фактор» занял заметное место во внешнеполитической истории российско-японских отношений.

При этом, как говорят многочисленные архивные документы, отношение к айнам со стороны русских и японцев принципиально отличалось, если не сказать, что оно было, по существу, диаметрально противоположным. Судьба айнского народа сложилась во многом трагически вследствие политики древнеяпонского государства Ямато, нацеленной на освоение и присоединение новых земель. Позднее айны столкнулись с нарастающим натиском со стороны самурайских кланов северной Японии, что привело к постепенному упадку айнов как самобытного этноса, который продолжился и после революции Мэйдзи 1868 года, ознаменовавшей начало становления современного японского государства.

Враждебные действия против айнов в Японии, зафиксированные историками, археологами, этнографами, антропологами, лингвистами, включают в себя вооруженное насилие в отношении айнских общин, подрыв их традиционного общественно-экономического уклада и культурной самобытности, уничтожение естественной среды проживания, дискриминацию, принудительные переселения, насильственную ассимиляцию. Все это стало причиной того, что уже в первой половине XX века айнский народ в Японии оказался на грани не только полной утраты своего уникального, глубоко самобытного уклада, но и исчезновения.

Тема айнов неоднократно фигурировала еще в предыдущие столетия в ходе дипломатических контактов Российской империи со Страной восходящего солнца. При этом японская сторона вынужденно признавала, что многие территории, которые она пыталась представить своими, были населены айнами, стремившимися к российскому подданству и добровольно получавшими его. В Архиве внешней политики Российской империи — ведомственном архиве МИД РФ хранится документ о переговорах директора Азиатского департамента МИД Российской империи графа Н.П.Игнатьева с японским посланником Я.Такэноути, где последний в ответ на просьбу российского коллеги не смог написать название острова Сахалин японскими иероглифами, ссылаясь на то, что оно айнского происхождения и записывается специальной азбукой.

После поражения Японии во Второй мировой войне Южный Сахалин и Курильские острова, где проживала часть диаспоры айнов, вернулась в состав Советского Союза по международным договорам. В рамках репатриации своего населения с этих территорий власти Японии вывезли часть айнов, многих насильственно. Их расселяли в самых необжитых районах острова Хоккайдо. В первые годы после переселения практически половина айнской диаспоры, покинувшей Сахалин, погибла по причине тяжелых бытовых условий и болезней. Правительство Японии даже оказалось вынужденно выступить с заявлением, что многие айны подверглись в Японии дискриминации и оказались в нищете в результате модернизации, несмотря на то, что они юридически равны японцам. Но это никак не изменило ситуацию и не привело к росту самосознания японцев, потому что к настоящему времени все айны полностью ассимилированы (японизированы) и ничем практически не отличаются от японцев.

Сегодня, на фоне обострения территориальных претензий со стороны Японии к России и для подогревания этих настроений в японском обществе, правящая элита стала реанимировать «айнский фактор» в националистической пропаганде и политике нынешнего правительства.  В этих целях в Японии даже был создан «Базовый план поддержки айнов», 19 апреля 2019 года принят закон «О продвижении политики по формированию в обществе уважительного отношения к достоянию айнов», закрепивший за айнами статус коренного этноса. Вслед за этим правительство развернуло информационную кампанию в стране о якобы реализации социально-экономических мер «по улучшению условий быта и сохранению культурного наследия» народности в соответствии с директивным документом сентября 2019 года – «Основным курсом по полноформатному и эффективному продвижению политики в отношении айнов».

На апрель запланировано открытие в хоккайдском поселке Сираои крупнейшего в стране «Центра этнической гармонии», что даже оппозиционными силами преподносится как «попытка эксплуатации» администрацией Абэ культурно-исторического наследия айнов. В январе в англоязычных СМИ Японии прошли скептические публикации в отношении усилий центрального правительства по привлечению интереса к этому Центру со стороны японской и международной общественности. По результатам социального опроса выяснилось, что за пределами префектуры о предстоящем запуске проекта осведомлены лишь 6% респондентов. Комментаторы резюмируют, что расчет властей на ежегодную посещаемость Центра на уровне 1 млн человек «явно завышен».

Большинство японских айнов резко выступает против подобных шагов властей, считая их оскорбительными для своей исторической памяти, направленными на сокрытие информации об угнетении айнов и способствующими утрате национальной идентичности. Разнообразные «национальные парки» и «этнические поселения» создавались на о. Хоккайдо и ранее, однако, по мнению айнских активистов, эти объекты не имеют ничего общего с реальным прошлым народа и направлены исключительно на фальсификацию истории.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».