Как известно, наиболее активными игроками Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) считаются Китай, США, Россия, Япония, Австралия, Южная Корея и Сингапур. Другие страны, например члены Евросоюза, гораздо реже упоминаются в связанных с АТР новостях. Тем не менее и они имеют свои интересы в регионе. Так, над своим положением в АТР работает Франция, активно развивая сотрудничество с Вьетнамом, являющимся сейчас одним из ведущих государств Юго-Восточной Азии (ЮВА).
На территории АТР, в ЮВА, находится Малаккский пролив между островом Суматра и Малайским полуостровом. Он связывает Индийский и Тихий океаны и является одними из главных морских ворот в мире, через которые осуществляется практически все морское сообщение между Восточной и Юго-Восточной Азией и Европой, Ближним Востоком и Африкой. Через Малаккский пролив производится около 25% всех морских грузоперевозок на планете. От него зависит экономика не только стран АТР, но и далеких государств Европы.
В последние годы в районе Малаккского пролива неспокойно: произошло обострение территориальных споров между Китаем и местными государствами из-за ряда островов в Южно-Китайском море, в непосредственной близости от пролива. КНР объявила своими исконными территориями Парасельские острова, архипелаг Спратли и риф Скарборо. Китайские притязания оспаривают Вьетнам, Малайзия, Бруней и Филиппины. В 2014 г. Китай начал строительство на спорных участках искусственных островов для размещения на них военной инфраструктуры. В 2016 г. Международный суд в Гааге опроверг права КНР на спорные острова, но Китай этого решения не признал и заявил, что готов добиваться своего военными методами. Теперь, когда обстановка обострилась, все страны, чья экономика связана с Малаккским проливом, обеспокоены его судьбой. Через него Китай получает нефть с Ближнего Востока, и блокада пролива противниками КНР нанесет серьезный удар по ее экономике. В свою очередь, вооруженные силы КНР, размещенные на спорных островах в Южно-Китайском море, также могут блокировать пролив, и тогда проблемы начнутся уже у других государств, чьи интересы связаны со свободой судоходства на данном участке, в том числе у Франции, обладающей пятой экономикой в мире.
Франция когда-то имела значительное присутствие в Юго-Восточной Азии, недалеко от Малаккского пролива. Она владела обширной колонией на Индокитайском полуострове, в которую входил Вьетнам, а также Камбоджа и Лаос. В 1945 г. коммунистические силы Вьетнама во главе с Хо Ши Мином подняли восстание и объявили о независимости страны. В 1946-1954 гг., в ходе Первой Индокитайской войны, повстанцы разбили французские войска, изгнали их со своей территории и добились признания Францией независимости Вьетнама. В тот же период получили независимость Лаос и Камбоджа.
В 1973 г. Франция установила с Вьетнамом дипломатические отношения, после чего между странами стало развиваться сотрудничество. Спустя 20 лет, в 1993 г., состоялся исторический визит во Вьетнам французского президента Франсуа Миттерана, ознаменовавший начало периода бурного развития французско-вьетнамских отношений. Две страны активно наращивали экономическое сотрудничество, а также наладили контакты в сферах безопасности, науки и техники, образования и медицины. По признанию вьетнамской стороны, основой вьетнамского здравоохранения являются специалисты, обучавшиеся во Франции.
К концу 2013 г., через 40 лет после установления дипотношений, французско-вьетнамский товарооборот составил $3,2 млрд. Франция заняла третье место среди европейских стран по объемам торговли с Вьетнамом, второе по объему инвестиций и первое по объемам предоставленных Вьетнаму кредитов. В том же году две страны объявили о выходе своих отношений на уровень стратегического партнерства.
Однако к 45-й годовщине дипотношений позиции Франции во Вьетнаме немного ослабели: несмотря на то, что взаимный товарооборот вырос до $4,6 млрд в 2017 г., в рейтинге европейских торговых партнеров Вьетнама Франция опустилась с третьего места на пятое. Вряд ли это можно назвать большой неудачей, тем более что Франция сохраняет первое место в Европе по официальной помощи Вьетнаму на развитие.
Тем не менее французское руководство задумалось о новых мерах по укреплению отношений с Вьетнамом.
В апреле 2019 г. СМИ сообщили о докладе Комитета по иностранным делам Национального собрания Франции. В документе заявлено, что «регион Южно-Китайского моря (то есть Малаккский пролив) – мост между Индийским и Тихим океаном и крайне важная транспортная артерия для Франции и всей Европы, значение которой в ближайшие десятилетия будет только расти». В связи с этим авторы текста считают, что Франции надо укрепить позиции в данном регионе, сотрудничая со всеми заинтересованными государствами.
При этом отмечается, что нового прорыва в отношениях с Вьетнамом не предвидится. Причиной этого названо отсутствие между Францией и Вьетнамом военно-технического сотрудничества (ВТС). В свою очередь, причиной отсутствия французско-вьетнамского ВТС в докладе названо активное ВТС Вьетнама с Россией.
Считается, что ВТС демонстрирует высокий уровень доверия между странами и выводит их отношения на новый уровень. Поэтому, развивая отношения с ЮВА, Франция сделала ставку на свой ВПК. Как известно, она является одним из мировых лидеров в авиационной промышленности, в том числе военной. Французские боевые самолеты известны по всему миру и стоят на вооружении многих стран. Однако попытки продвинуть их на рынки ЮВА не увенчались успехом: у некоторых стран региона боевых летательных аппаратов нет и пока не ожидается по финансовым причинам, а в тех странах, которые могут себе их позволить, эта ниша в основном занята американскими, китайскими и российскими производителями. Что касается Вьетнама, то его ВВС практически полностью укомплектованы советскими и российскими боевыми самолетами и вертолетами.
СССР начал активно поддерживать социалистический Вьетнам еще в годы его войны за независимость в 1946-1954 гг. С тех пор и до самого распада СССР в 1991 г. два государства вели тесное сотрудничество, в том числе военное. Оно в значительной степени помогло социалистическим силам Вьетнама выиграть войну 1957-1975 гг. и объединить всю страну под своей властью. После 1991 г. Вьетнам продолжил развивать отношения с правопреемницей СССР Россией. В 2001 г. две страны подписали декларацию о стратегическом партнерстве. Продолжило развиваться и российско-вьетнамское ВТС. Неудивительно, что имея такое давнее и надежное партнерство с РФ, Вьетнам не интересуется ВТС с Францией.
В ближайшие годы российско-вьетнамское ВТС будет только расти: ввиду описанных выше проблем вокруг Южно-Китайского моря Вьетнаму требуется придать вес своим территориальным притязаниям. Для этого ему требуется укрепить свою обороноспособность и заручиться поддержкой надежных союзников. Таким союзником для Вьетнама является Россия. Утешительным моментом для Франции может стать то, что РФ также выступает за соблюдение международного морского законодательства и свободу судоходства в Малаккском проливе.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».