Субрегион Юго-Восточной Азии продолжает оставаться важным звеном в цепи горячих зон прямого и опосредованного американо-китайского противостояния, которая протянулась от Корейского полуострова до восточного входа в Малаккский пролив.
Не существует системы подсчёта “голов, очков, секунд”, по которой можно было бы точно судить, в чью сторону в данный момент склоняется чаша весов стратегической игры между двумя ведущими мировыми державами в АТР в целом и в ЮВА, в частности. На авторский (субъективно-оценочный) взгляд, борьба идёт с “переменным успехом”.
В эту каучуковую формулу можно вписать суммарную оценку трёх последних примечательных событий, имеющих отношение к ситуации в ЮВА: американо-северокорейскую договорённость о проведении двустороннего саммита в Сингапуре; факт, а также итоги поездки премьер-министра КНР Ли Кэцяна в Индонезию; триумфальную победу на парламентских выборах Малайзии оппозиционных сил во главе с 92-летним Махатхиром Мохамадом.
Однако прежде чем перейти к содержательной стороне упомянутых событий, представляется уместным высказать некоторые соображения достаточно общего плана.
Только простакам, скачущим на разного рода “Майданах”, позволительно полагать, что, если название вашей страны появились в длинном списке ООН (или, если нечто прописано в разного рода “законотворческих” документах), то вы, что называется, “имеете право”. С формально-бумажных позиций, да, а в реальной политической жизни, чаще всего, вовсе нет.
Непонимание этой элементарной истины приводит к тому, что в основном вы “имеете” не право (“международное”), а массу ненужных проблем. К искреннему негодованию простаков: “А нас-то за что?” – за то… .
Примечательно, что подобного рода тугодумы сосредоточены главным образом в Восточной Европе. В странах же ЮВА прекрасно осознают действенность Realpolitik и полагаются не столько на некие бумажные записи, сколько на умение лавировать в “силовом поле”, формируемым несколькими мировыми игроками, из которых два ведущих обозначены выше.
При этом во внешнеполитическом курсе каждой из стран ЮВА (в данном случае Сингапура, Индонезии и Малайзия) просматриваются элементы предпочтения относительно того или иного из главных игроков.
Поэтому оценка того, кто из последних заработал себе очки в ходе очередного этапа игры на той или иной из “независимых” территорий, не только возможна, но и необходима в процессе наблюдения за политическим пазлом, который формируется в ЮВА и в АТР в целом.
Итак, висевшая два месяца в медийном пространстве интрига относительно самого факта и места проведения встречи лидеров США и КНДР, как будто (то есть с оговорками относительно неясности влияния фактора новых американо-южнокорейских провокаций) разрешилась. Она пройдёт 12 июня в Сингапуре, а не в сооружениях на 38-й параллели (разделившей участников Корейской войны 1950-1953 гг.), которые были построены специально для подобного рода мероприятий.
Сингапур – это очень далеко от Корейского полуострова и первые комментарии относительно указанного решения (видимо, согласованного в ходе последнего визита в Пхеньян госсекретаря США М. Помпео) указывают на не простые проблемы “логистики” в обеспечение прибытия и нахождения в Сингапуре северокорейского лидера.
Одно дело поехать в Пекин на бронепоезде, в котором можно разместить все необходимые элементы упомянутой “логистики” (членов делегации, охрану, спецавтомобили и т. д.). Совсем другое – перебросить тоже самое по воздуху (и никак иначе) на расстояние в 5 тыс. км с помощью транспортной авиатехники. Почти наверняка давно устаревшей.
Да ещё на территорию страны, которая является самой “проамериканской” в ЮВА. Особая для США стратегическая значимость Сингапура определяется тем, что он располагается в самом узком (шириной в несколько километров) месте Малаккского пролива, через который проходит крупнейший мировой торговый путь, имеющий критически важное значение для Китая.
Что-то подтолкнуло руководство КНДР к согласию на предложенный Вашингтоном вариант места проведения двустороннего саммита. Не исключено, что через того же М. Помпео лидеру КНДР было сделано некое заманчивое предложение (естественно, в обмен на обещание ядерного разоружения). Тем не менее согласие Пхеньяна, а также стоящего за ним Пекина, на переговоры в Сингапуре не без основания рассматривается их главным оппонентом в качестве своего успеха.
В тоже время Китай вполне может записать на свой внешнеполитический баланс итоги визита 6-7 мая премьер-министра Ли Кэцяна в ключевую страну ЮВА Индонезию. За влияние на которую Пекин ведёт борьбу даже не столько с Вашингтоном, сколько с его союзниками Токио и Канберрой.
Особо отчётливым образом эта борьба проявилась в ходе тендера на строительство первой в стране скоростной железной дороги Джакарта-Бандунг длиной 750 км общей стоимостью около 5,5 млрд долл.
В ходе конкурса с участием Японии и КНР руководство Индонезии решало крайне непростую политическую задачу: как сделать так, чтобы при любом выборе проигравший азиатский экономический гигант не сильно на Джакарту обиделся.
Победителем рискнули объявить Пекин, после чего президент Индонезии Джоко Видодо отправился в (крайне рассерженный) Токио с посланием, приблизительно, следующего содержания: “Ребята, не переживайте. Как-нибудь скомпенсируем”.
Автор подозревает, что более чем двухлетняя пробуксовка с началом работ по данному проекту (при каучуковых официальных объяснениях причин) была обусловлена как раз “политическими переживаниями”. Но не Токио, а самой Джакарты.
Наконец, 8 мая с. г. агентство Синьхуа заявило, что “вопреки слухам о стагнации” работы над проектом начались. Указанное заявление было сделано по итогам инспекционной поездки в Индонезию высокого чиновника компании China Railway International, ответственной со стороны КНР за реализацию проекта, двустороннее соглашение по которому было заключено ещё в январе 2016 г.
Сообщение о начале работ по проекту скоростной железной дороги последовало сразу по завершении визита премьера Ли Кэцяна в Джакарту. Итогом его переговоров с руководством Индонезии стало “Совместное заявление”, заметное место в котором заняли как раз вопросы “продолжения и гладкой имплементации” данного проекта.
Обще же содержание документа, повторим, вполне позволяет Пекину записать себе во внешнеполитический плюс итоги визита в Индонезию второго по значимости лица в государственной иерархии КНР.
Что касается сенсационных итогов парламентских выборов, состоявшихся 9 мая в Малайзии, то один из постоянных авторов НВО (Тони Карталучи) указывает на существенное американское вмешательство в ход предвыборной борьбы в этой стране. Что может быть связано с той же проблематикой контроля упоминавшегося выше торгового трафика, в которой Малайзия играет не менее важную роль, чем Сингапур, входивший в своё время в Малайскую Федерацию – предшественницу нынешней Малайзии.
Её “политический отец” Махатхир Мохамад в мае с. г. вернулся к власти спустя 15 лет после ухода в отставку (как казалось, окончательного) с поста премьер-министра, когда ему уже было 77 лет. Базовые причины его нынешнего электорального триумфа следует всё же искать в сфере накапливавшихся внутренних проблем. Населению одной из самых процветающих стран “третьего мира”, видимо, стало совсем невмоготу наблюдать коррупцию в высших эшелонах власти.
Несмотря на отдельные выпады победителя малайзийских выборов в адрес КНР (главным образом, в связи с недостаточным, по его мнению, объёмом китайских инвестиций), едва ли следует ожидать резкого изменения внешнеполитического курса “ново-старой” администрации Малайзии. Этот курс носит достаточно самостоятельный и относительно нейтральный характер. Хотя при желании в нём и можно усмотреть некоторый проамериканский уклон, прежде всего, в сфере экономических связей.
Руководство Малайзии всегда отвергало прозрачные намёки Вашингтона (а также Токио) на возможность предоставления помощи в борьбе с пресловутой “пиратской угрозой” в Малаккском проливе. Ответ сводился, приблизительно, к следующему: “Вместе с Индонезией и Сингапуром справимся сами”.
В заключение ещё раз отметим, что последние события в ЮВА свидетельствуют о примерном равновесии в игре, которую ведут обе ведущие мировые державы. Внешним же наблюдателям за ней рекомендуем обратить теперь особое внимание на развитие событий на Корейском полуострове, вокруг Тайваня и на попытки остановить почти начавшуюся американо-китайскую торговую войну.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».