EN|FR|RU
Социальные сети:

Саудовская Аравия покупает Запад

Владимир Одинцов, 01 февраля 2014

44.Взаимоотношения Саудовской Аравии с Западом и, в первую очередь, Соединенными Штатами всегда были важной составляющей саудовского политического курса. Однако произошедшее в конце предыдущего года изменение в стратегии Вашингтона и его отдельных европейских союзников в отношении путей урегулирования сирийского кризиса и иранской ядерной программы вынудило Эр-Рияд внести соответствующие коррективы в приоритеты своей внешней политики и дальнейшего сотрудничества со странами Запада.

Эти произошедшие изменения в стратегии на Ближнем Востоке Вашингтона и его главного европейского союзника – Лондона  представители королевской семьи Саудовской Аравии называют не иначе как «предательством и лживым отношением к Эр-Рияду». В частности, такие оценки даны британской газете The Telegraph послом КСА в Лондоне принцем Мохаммедом бин Наваф бин Абдулазиз аль-Саудом и заявлено, что отныне Эр-Рияд «не будет сидеть сложа руки». А его советник  Наваф Обейд  обвинил Америку и Запад «в нечестности по отношению к КСА», заявил о принятии саудовцами новой «оборонной доктрины» для достижения своих внешнеполитических целей и о переходе в этой связи от реактивной политики реагирования на внешние угрозы к проактивной, т.е. активной позиции в своих внешнеполитических действиях.

Об отказе Саудовской Аравии от стратегического партнерства с США заявил в конце 2013 года ряду иностранных СМИ и глава саудовской разведки принц Бандар бин Султан, объявивший о «крутом развороте» внешней политики КСА. Согласно его словам, теперь саудовская монархия перестанет ориентироваться на Вашингтон, «игнорирующий интересы Эр-Рияда».

Да, внешняя политика КСА никогда не была публичной. Прежде всего, в силу отсутствия у лидеров этого королевства необходимости отчитываться о своих планах и о политике перед собственным народом. Поэтому планы Эр-Рияда на внешней арене всегда скрывались завесой секретности, и лишь в отдельных случаях они становились известными внешним игрокам из «конфиденциальных бесед» с саудовскими дипломатами. Да и то, такие сведения чаще всего оказывались не «откровениями», а явно направленной информацией, распространяемой таким искусным путем в «доверительных беседах» для подкрепления конкретных шагов или реализации секретных планов саудовской монархии. Вот почему информация о смене политических ориентиров Эр-Рияда, «случайно» оказавшаяся в конце предыдущего года в распоряжении ряда западных информационных агентств и, прежде всего, The Wall Street Journal, The Telegraph, Reuters, The New York Times и др. на самом деле была искусно разыгранной информационной компанией, целью которой стало предупреждение Вашингтона и Лондона о риске ими потерять своего главного союзника в арабском мире в лице КСА. Не трудно догадаться, что за этой компанией мог стоять представитель саудовской монархии – принц Бандар бин Султан, который руководит не только национальной разведкой, но и фактически всей внешней политикой королевства.

За этой «информационной утечкой» быстро пошла со стороны Эр-Рияда «демонстрация мускулов» в виде финансовых заигрываний с отдельными странами арабского и ближневосточного региона (в частности, Ливана, Египта и др.) и готовности полностью заменить США в вопросах кредитования программ военно-технической модернизации и закупки иностранного оружия, но у страны–«надежного союзника КСА». В эту политическую игру Эр-Риядом стали активно вовлекаться и лидеры других государств, также «обидевшиеся на Вашингтон». А попросту как и Саудовская Аравия ставшие изгоями в обновленной американской стратегии. В этом контексте первый же выбор саудитов упал на французского президента Ф.Оланда, который на фоне катастрофического падения его рейтинга среди населения Франции, охотно поддался на эти заигрывания Эр-Рияда.

Так, во время визита в конце 2013 г. Ф.Оланда в Эр-Рияд король Саудовской Аравии выделил на нужды ливанской армии грант в 3 млрд долларов с условием закупки вооружения во Франции. Кроме того, Саудовская Аравия заявила о готовности выложить более 50 млрд долларов за дальнейшее внешнеполитическое сближение с Францией на основе общих подходов к ситуации в Сирии и вокруг Ирана.

Это вызвало крайне негативную реакцию в США, где предоставление гранта расценивается как публичное унижение американцев за их позицию по Ирану и Сирии вразрез с подходами к этим странам со стороны КСА. В США считают, что Эр-Рияд намерен создать новую ось с Парижем, натолкнувшись на недостаточно твердую, по мнению саудитов, линию Вашингтона на ближневосточном направлении. Основой для новой оси станет вовлечение Парижа в миллиардные операции с ВВТ в регионе, от чего Франция отказаться никак не сможет. Главным фактором французско-саудовского политического союза выступают саудовские нефтедоллары и заинтересованность переживающей глубокий кризис французской экономики в их освоении. Уже заключен контракт на полтора миллиарда долларов на модернизацию французами саудовского ВМФ, что стало следствием трех последних визитов Ф.Оланда в Саудовскую Аравию.

И хотя внешнеполитические подходы Франции и Саудовской Аравии достаточно близки на сирийско-ливанском и иранском направлении, имеются серьезные разногласия по Египту в отношении роли и места в стране и регионе «братьев-мусульман». Эти разногласия могут подорвать нарождающуюся «ось добра» в дальнейшем, однако в настоящее время Эр-Рияд может рассчитывать по сирийскому вопросу на «ценного союзника, непримиримого по отношению к Асаду».

В Вашингтоне обеспокоены не только утратой позиций КСА как единоличного клиента для американских вооружений, но и потерей репутации США в предоставлении помощи для укрепления вооруженных сил Ливана. Ведь финансовая подпитка Ливана со стороны КСА смотрится куда щедрее, нежели американская.

Внешнеполитический имидж США на сирийском направлении тоже страдает от растущей активности Франции в установлении при содействии саудитов контактов с сирийской оппозицией. В то время как Ф.Оланд провел переговоры с креатурой Эр-Рияда – главой нацкоалиции сирийской оппозиции А.Джарбой, Вашингтон ни разу не отметился в подобных контактах на высшем уровне.

Возрастающие усилия Франции по закреплению в Персидском заливе, попытки КСА проводить независимую от США политику в определении партнеров для решения актуальных региональных проблем (Сирия, Иран и др.) вызывают в Вашингтоне серьезную озабоченность. Под угрозу попадают планы американской администрации контролировать процесс трансформации заливных монархий (ССАГПЗ) в экономический и военно-политический блок. Могут затормозиться американские проекты по созданию единой интегрированной системы ПРО в Персидском заливе, по запуску нового механизма координации – совета министров обороны США и ССАГПЗ, да и по формированию единого военно-политического блока заливных монархий.

Это побудило госсекретаря США Дж.Керри в начале января с.г. нанести краткий визит в КСА. И хотя основной темой переговоров была проблема ближневосточного урегулирования, в кулуарах были затронуты вопросы, омрачающие американо-саудовские отношения (ВТС, различия в подходах к Ирану и Сирии). Саудовцы вновь увязали решение палестино-израильского вопроса с развитием ситуации по этим принципиальным для КСА региональным проблемам.

В этих условиях позиция США по ним для саудитов будет «лакмусовой бумажкой», определяющей дальнейшие параметры сотрудничества с американцами. Обозреватели также отмечают, что для КСА остается неприемлемым продвигаемое американцами и лично Дж.Керри признание еврейского характера государства Израиль со стороны арабских стран.

Одним словом, «бурлящий Ближний Восток» вполне оправдывает это свое название, и интриги в нем продолжают нарастать. А за ними идут и новые информационные провокации, готовящие плацдарм для предстоящего возможного обострения военно-политической ситуации в регионе. Примером чему, в частности, могут служить новые недавние заявления директора национальной разведки США Джеймса Клеппера о якобы возможном наличии у властей Сирии производственных возможностей для создания теперь уже не химического, а биологического оружия, и появление, таким образом, нового повода для развязывания военной операции против Дамаска. Этим особо заинтересован Эр-Рияд, готовый оплатить для достижения своей цели все расходы своими нефтедолларами. 

Однако не надо забывать, что времена меняются и мир с ними тоже. Новые призывы к военным действиям, даже очень хорошо и щедро проплаченные ваххабитской монархией, не только не принесут дивиденды таким кукловодам в Вашингтоне и Эр-Рияде, но и ускорят конец их политического существования.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Новая валюта БРИКС и конец гегемонии доллара
Что скрывают за собой переговоры на полях ВЭФ в Эр-Рияде?
Экономические последствия ударов хуситов в Красном море
Стремление ОАЭ к искусственному интеллекту создает политические проблемы
Саудовско-иранская договоренность в Пекине: к годовщине заключения