Международные транзитные коммуникации – экономические выгоды и геополитические противоречия на Южном Кавказе
Южный Кавказ становится ареной концентрации противоречивых интересов глобальных и региональных игроков. Проекты Международных транзитных коммуникаций (МТК) через регион являются следствием формирования многополюсного мира. Однако при очевидности перспектив выгоды от реализации МТК нет гарантий от угроз новых конфликтов…
О китайском многоцелевом морском порте в Перу
Порт Чанкай (расположен в 80 к северу от г. Лима) на данный момент является наиболее амбициозным проектом Пекина в Латинской Америке, который должен окончательно закрепить позиции Китая в регионе и интегрировать латиноамериканские страны в торгово-экономические отношения с Азиатско-Тихоокеанским регионом…
«Туркментранзит» - 2024: Туркменистан и континентальные магистрали
Туркменистан, чьё географическое положение выглядит весьма благоприятным для продвижения инициативы развития евразийских транзитных магистралей в Центральной Азии, почти всегда остаётся вне основного фокуса внимания. Тем не менее, республика активно прорабатывает возможности как участия в иностранных проектах…
Железные дороги Кыргызстана – борьба за создание единой сети
Железные дороги Кыргызстана в настоящее время представляют собой целых шесть участков, связанных друг с другом лишь через территории соседних республик – Казахстана и Узбекистана. В частности, речь идёт о самом протяжённом «северном» участке – порядка 300 километров от границы с Казахстаном до озера Иссык-Куль, а также о пяти коротких (несколько десятков километров) участках, являющихся тупиковыми ответвлениями до крупных городов от железной дороги…
Достык-Мойынты: второй путь и два пути
По данным за 2023 год, до 50% объёмов железнодорожного транзита по маршруту Китай-Россия-Европа приходилось на дороги, ведущие из КНР в Россию через территорию Казахстана. Эта доля равна суммарному объёму транзитных перевозок по аналогичному маршруту через российско-китайскую границу, а также через Монголию. В это же время по оценкам президента Казахстана К-Ж. Токаева грузовой транзит в 2023 году достиг показателя в 29 миллионов тонн…
Овоот-Эрдэнэт и Северный железнодорожный коридор: перспективы и проблемы
В настоящее время в Монголии ведётся создание железнодорожной линии Овоот-Эрдэнэт. Данная железнодорожная ветвь является одним из ключевых участков так называемого «Северного железнодорожного коридора» — магистрали, призванной связать Западную Сибирь с КНР, возможность создания которой предусмотрена в Перечне проектов Экономического коридора Россия-Монголия-Китай 2016 года. Протяженность линии Овоот-Эрдэнэт составляет 542 километра, дорога пролегает через территории с весьма сложным рельефом и минимальной электроэнергетической и дорожно-транспортной инфраструктурой…
Казахстан-Армения: исторический визит, посредничество и коридоры
15 апреля 2024 года состоялся официальный визит Президента Казахстана К-Ж. Токаева в Армению. Стороны являются партнёрами по целому ряду международных организаций – ОДКБ (несмотря на турбулентности, связанные с отношением руководства Армении к этой организации), ЕАЭС, СНГ и ОБСЕ. Динамично развивается двусторонняя торговля: товарооборот между Казахстаном и Арменией по итогам 2023 года вырос на 23%: с $43,1млн до $53,1 млн…
В обход Алматы: железная дорога континентального значения?
По данным статистической службы Казахстана, железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем достигли отметки в 23 миллиона тонн ещё в 2022 году, а в прошедшем году выросли на рекордные 22 процента. Подобный объём грузоперевозок, обладающий отчётливой тенденцией к дальнейшему росту, требует от властей Казахстана вкладывать значительные силы и средства в развитие новых линий железных дорог…
Центральная Азия – ЕС: полузакрытые ворота «Global Gateway»
В более ранних статьях мы уже рассматривали процесс усиления активности стран Европы на пространстве «Внутренней Азии» через двусторонние инициативы. На этот раз вниманию читателя представляется обзор взаимодействия сторон в рамках европейской инициативы Global Gateway. 25-26 октября 2023 года в Брюсселе состоялся форум «Global Gateway», который в скором времени был назван журналистами «альтернативой китайской инициативы «Пояса и Пути»…
Иртышский международный транспортный маршрут – перспективный элемент евразийского транзита
За 2023 год нагрузка на каспийские порты Казахстана увеличилась почти на 10%, составив 6.5 миллионов тонн. Этому показателю по-прежнему далеко до их максимальной пропускной способности, которая составляет 21 миллион тонн. Тем не менее, у руководства республики существуют опасения насчёт ограничения транспортных возможностей озера в случае дальнейшего обмеления его северных участков…
Центральная Азия и Афганистан: новые маршруты и экономические возможности
2023 год стал годом ограниченного возврата Афганистана в актуальные экономические и транспортно-инфраструктурные проекты после нескольких лет разрыва большинства имевшихся связей. Именно в этот год на пространстве Центральной Азии состоялся ряд значимых международных мероприятий, по итогам которых возросло внимание международной общественности к региону, а также был предложен целый ряд проектов евразийского значения…
ЕАЭС и рубеж 2023-2024 годов: позитивные итоги и новые амбициозные планы
25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета. В качестве одного из значимых успехов объединения в прошлом году участники заседания отметили заключение накануне заседания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном. Ожидается, что дальнейшее развитие связей ЕАЭС с этой страной сыграет важную роль в продвижении континентальных транспортных маршрутов «Север-Юг»: они будут играть важную роль…