В 1951 г. молодая Китайская Народная Республика решила развивать свою авиационную промышленность. Была создана Комиссия по авиационной промышленности, которая к нашему времени превратилась в государственную мегакорпорацию AVIC. В результате более чем полувекового труда КНР выстроила почти независимое от иностранных поставок, практически самостоятельное авиастроительное производство и научилась создавать летательные аппараты различного назначения, порой не уступающие самым известным мировым аналогам. Причем некоторые изделия китайского авиапрома получились сравнительно недорогими, что позволило КНР выйти с ними на глобальный авиационный рынок. Сейчас корпорация AVIC по экономической мощи уже способна конкурировать с такими мировыми гигантами, как американская компания Boeing и европейская Airbus. Насытив собственный рынок и обеспечив авиацией свою армию, Китай начал производить летательные аппараты на экспорт.
Так, уже давно поставляет свою продукцию на мировой рынок входящая в состав AVIC компания HAIG, выпускающая военные и гражданские самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Произведенные HAIG турбовинтовые самолеты общего назначения Y-12 уже немало лет используются вооруженными силами и гражданскими службами более 20-ти стран Азии, Африки и Латинской Америки. Однако более всего HAIG известна как главный китайский производитель вертолетов. Такое детище компании, как многоцелевой боевой вертолет Z-9, за последние два десятилетия был экспортирован в более чем 10 стран, принеся в бюджет КНР миллионы долларов и став самым популярным китайским вертолетом в мире.
Убедившись в своих способностях, HAIG начала разрабатывать первый китайский вертолет Z-19E, предназначенный специально для экспорта в другие страны, – двухместную боевую машину для атаки вражеских позиций. Экспортная ориентированность этого вертолета проявляется, в частности, в том, что его конструкция предоставляет широкие возможности для адаптации к конкретным условиям окружающей среды. Известно, что эксплуатация вертолетов в арктических снегах отличается от их применения в горах или пустыне, и каждый вид местности требует определенных конструкторских решений.
Еще одно предприятие в составе AVIC – это Chengdu Aircraft Industry Group. Компания специализируется на производстве самолетов – как гражданских бизнес-джетов, так и военных истребителей, а также БПЛА. Большие надежды на зарубежный экспорт связывают с такой разработкой Chengdu Aircraft Industry Group, как БПЛА Wing—Loong II. Эта крупная машина с размахом крыльев почти 20 метров предназначена для разведки, наблюдения, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов. Она может управляться оператором на расстоянии, а может совершать автономные полеты. При наличии спутниковой связи Wing—Loong II может наносить высокоточные удары на весьма большом расстоянии и поражать критичные по времени цели.
В феврале 2017 г. Wing—Loong II совершил свой первый, тестовый полет. Комментируя событие, его разработчики отметили, что оно знаменует начало нового этапа для китайских военных БПЛА и практически выводит КНР в этой сфере на один уровень с США.
В апреле того же года на военном аэродроме города Чэнду (КНР) совершил первый полет новый китайско-пакистанский самолет-истребитель JF-17B – модификация истребителя JF-17, разработанного на основе советского МиГ-21. Сообщалось, что JF-17B также ориентирован на экспорт и сконструирован с учетом требований международного рынка.
Наконец, в мае 2017 г. в Харбине (КНР) совершил свой первый полет упомянутый выше экспортный боевой вертолет Z-19E от компании HAIG.
Руководство корпорации AVIC заявило, что серия успешных тестовых полетов экспортных летательных аппаратов, состоявшаяся в 2017 г., ярко демонстрирует уровень, которого достигла продукция, выходящая с маркировкой «Made in China».
Помимо производства высококачественной продукции, для ее успешного продвижения на мировой рынок требуется определенная международная дипломатия. Представители AVIC и HAIG сообщили, что в качестве потенциальных покупателей новых изделий китайского авиапрома в первую очередь рассматриваются страны, связанные с КНР сотрудничеством в рамках запущенного Китаем глобального транспортно-экономического проекта «Пояс и путь».
Практически сразу новые китайские машины стали заказывать иностранные государства. Так, истребитель JF-17B уже имеется в распоряжении ВС Мьянмы и Пакистана.
А БПЛА Wing-Loong II уже успели показать себя в боевых действиях. Так, в 2020 г. их использовали войска Объединенных Арабских Эмиратов против Правительства Национального согласия Ливии. Тогда принадлежащие ОАЭ китайские беспилотники сбили значительное количество принадлежащих противнику турецких БПЛА «Байрактар».
По разным данным, к 2022 г. беспилотниками Wing-Loong II решили обзавестись уже 10 государств Азии и Африки, а также Сербия.
Китай не сбавляет темп и продолжает разрабатывать и испытывать новые летательные аппараты. В 2022 г. состоялась новая серия тестовых полетов.
В июне 2022 г. был протестирован крупный беспилотный грузовой самолет TP500 грузоподъемностью 500 кг.
Через месяц, в июле, в воздух поднялся легкий двухместный спортивный самолет ZA800. Особенностью этой машины является то, что он целиком изготовлен из высокопрочного углеродного волокна. При этом сообщается, что производство всех его комплектующих целиком локализовано на территории КНР и не зависит от импортных поставок. Это еще раз демонстрирует, что китайская авиационная промышленность находится на острие мирового технического прогресса.
В августе 2022 г. успешно прошел полет беспилотного корабельного вертолета AR-500CJ. Сообщается, что этими машинами будут оснащены крупные корабли ВМС КНР, в том числе авианосцы, и заниматься AR-500CJ будут разведкой и патрулированием китайских акваторий. Машина развивает скорость до 170 км/ч и способна действовать на расстоянии 200 км.
Еще одной необычной, но весьма эффектной демонстрацией достижений китайского авиапрома стали военные учения в районе острова Тайвань, развернутые китайскими ВС в августе 2022 г. в ответ на посещение острова спикером Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Так, Тайвань облетела по кругу целая группа из 25-ти китайских многоцелевых беспилотников CH-4. БПЛА CH-4 предназначены как для разведки, так и для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Сообщается, что они могут развивать скорость до 230 км/ч. CH-4 уже известны за рубежом: они состоят на вооружении армий Алжира и Саудовской Аравии. Последняя уже не раз применила эти БПЛА в боевых действиях в Йемене. Не исключено, что после тайваньских учений международный интерес к китайским беспилотникам вырастет еще сильнее.
Пока что авиация, произведенная на Западе, лидирует по популярности. Мировой рынок привык доверять качеству западных технологий. Однако Китай уже показал, что его летательные аппараты если и уступают западным аналогам, то весьма незначительно, при этом ощутимо опережая их по дешевизне. Можно ожидать, что уже в течение ближайших лет КНР станет мировым лидером по продажам если не всех видов летательных аппаратов, то хотя бы военных беспилотников, которые считаются будущим военной авиации.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».