EN|FR|RU
Социальные сети:

Россия активно работает над альтернативой Суэцкому каналу

Валерий Куликов, 01 августа

SHP

Для экономического успеха, как известно, мало товар произвести. Еще его необходимо доставить до покупателя. Именно поэтому транспортные нити становятся с каждым днем все более важными. Вот почему, наряду с использованием уже хорошо всем известных транспортных путей, Китай, например, создает свой «Новый шелковый путь», строит в Никарагуа альтернативу Панамскому каналу, а Турция новый Стамбульский канал — параллельно своему традиционному Босфору. Активности этим усилиям придала авария 28 мая на Суэцком канале, в результате чего многие страны включились в поиск альтернатив этой египетской транспортной артерии. О безусловном ускорении изменений глобальных цепочек поставок товаров после блокировки Суэцкого канала заявил Financial Times глава датской судоходной компании Maersk, лидера мировых контейнерных перевозок, Сорен Скоу.

С учетом особой важности в этих условиях создания устойчивого и выгодного для участников международной торговли между Европой и Юго-Восточной Азией транспортного пути в поиск альтернатив активно включилась Россия.

Как указывалось ранее, одна из крупнейших на планете логистических компаний A.P. Moller-Maersk Group из Дании, специализирующаяся на контейнерных перевозках, уже пошла по пути увеличения своего грузопотока через Россию, направив контейнеры из Азии по морю до порта Восточный (Приморский край), а затем по железным дорогам РФ. Оттуда контейнеры будут доставляться через российские транспортные пути в порт Новороссийск (Краснодарский край), откуда их будут судами перевозить в Восточное Средиземноморье. Этот новый трансконтинентальный бизнес, по признанию датчан, позволит сократить время на транспортировку в два раза. В 2019 году упомянутая датская компания запустила другой аналогичный маршрут между российскими портами Восточный и Санкт-Петербург, перевезя по нему только с начала 2021 года порядка 2 тысяч контейнеров.

В РЖД заявили, что они видят постоянный приток новых клиентов с заказами на транзитные перевозки в контейнерах не только на фоне ситуации в Суэцком канале. РЖД с апреля 2020 года, начала пандемии, фиксируют кратный рост объемов транзита контейнеров по маршруту Китай — Европа — Китай. Средняя скорость доставки контейнеров на основных направлениях составляет в среднем 1100-1200 километров в сутки с учетом прохождения всех границ. По данным РЖД, это гораздо выше, чем у морского транспорта, выше, чем у автотранспорта, и сопоставимо с авиацией — с учетом первой и последней мили, всех операций по обработке контейнеров на терминалах. Кроме того, в РЖД отмечается обеспечение стабильной тарифной политики: ставки на контейнерный транзит по сети РЖД не повышались с 2011 года. В компании заявили о готовности к росту объемов и будут развивать необходимые для этого сервисы.

Как неоднократно заявлял российский предприниматель Олег Дерипаска, предлагавшаяся им ранее идея реконструкции ведущих железнодорожных путей — так называемый Сибирский кедровый тракт мог бы стать конкурентной альтернативой новому китайскому «Шелковому пути», предоставить России возможность развиться в важнейший хаб, полноценное связующее звено между Европой и Азией. По его мнению, необходимо сделать эту инициативу нацпроектом.

Другой проект — автомобильная дорога «Западная Европа — Западный Китай». Ключевые ее точки: Санкт-Петербург, Москва с участками дорог М11 и ЦКАД, Самара и Оренбург, выход в Казахстан и далее в Китай. Большим преимуществом проекта являются таможенные союзы ЕАЭС и Европейского союза — перевозчикам на всем пути достаточно было пройти только две таможни — на границе с Китаем и с Евросоюзом. Меморандум по проекту подписали в 2008 году, стройку начали тогда же. По состоянию на 2021 год Китай и Казахстан свои участки уже запустили, а Россия пока справилась только с автомобильной трассой М11.

Помимо этих вариантов, в качестве одной из транспортных альтернатив России в последнее время все активнее стали называть и Северный морской путь (СМП). Минпромторг России в конце мая предложил возить нефть и газ по Севморпути построенными в России судами, которые смогут перевозить уголь и углеводороды, а также заниматься каботажем, ледокольной и лоцманской проводкой. Российские власти предложили рассматривать СМП как альтернативу маршруту через Красное море на пути из Азии в Европу, стремясь сделать движение по Северному морскому пути круглогодичным благодаря ледокольному флоту, который активно строит Россия.

На днях стали известны планы открытия новой российской транспортной альтернативы — речного транспортного коридора «Север — Юг». Об этом 22 июля доложил российскому президенту В. Путину глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) России Алексей Рахманов, а также о проектировании контейнеровоза, способного доставить грузы из Каспийского моря в Балтийское.

В частности, предложено брать груз на севере Ирана либо на западе Китая и, соответственно, через порт Оля в Астраханской области доставить его до Хельсинки в течение семи-восьми дней. Как заявил глава ОСК, контейнеровозы могут доставлять грузы по реке Волга, потом Волго-Балтийскому каналу, дальше на север до Санкт-Петербурга. При необходимости можно доставить груз и в Белое море. Транспортный коридор «Север — Юг» нацелен, прежде всего, на Иран, Индию и другие страны, берега которых омываются водами Индийского океана. При этом предполагается, что основной поток грузов пройдёт через порт в Мумбаи, затем по морю до иранского порта Чахбехар, после чего будет доставлен на автомобилях или по железной дороге через Иран до Каспийского моря, далее по воде в Оля. Как дальше последует груз по территории России, вопрос экономической целесообразности.  Напомним, тестовые старты по данному маршруту проводили в период с 2014-го по 2017-й год.

Для товаров из Поднебесной Россия строит транспортные коридоры Восток — Запад и Европа — Западный Китай. Последний планируется, в частности, реализовать в виде сети автомагистралей, важной частью которой станет М-12. В этом случае, грузы буду скапливаться в казахском порту Актау на Каспийском море.

Таким образом, маршрут Астрахань — Хельсинки сможет взять на себя часть транзитных грузов с Суэцкого канала. Для северной Европы подобный маршрут является более быстрым, чем путь через Египет. Безусловно, пока что рано говорить о том, какая будет стоимость прохода по маршруту, и сколько денег он принесет России. Однако уже сейчас очевидно, что этот проект является чрезвычайно важным для России, даже с той точки зрения, что он обеспечит загрузку российских судостроительных мощностей.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Иран блокирует проект «Зангезурского коридора»?
Россия и значение международного транспортного коридора Север-Юг
Идея «газового хаба» и Зангезурский коридор
Подход и возможности Пакистана в международном транспортном коридоре Север-Юг
Международные транзитные коммуникации – экономические выгоды и геополитические противоречия на Южном Кавказе