EN|FR|RU
Социальные сети:

Станет ли президент Мун верховным главно- командующим собственной армии до 2022 года?

Константин Асмолов, 27 августа

MOON4534522

Не так давно мы писали о совместных учениях США и РК – эти военные маневры, которые обычно проходят в марте и августе, находятся под пристальным наблюдением Северной Кореи и связаны с подготовкой Сеула к возвращению военного оперативного контроля (ОПКОН) над своими войсками из США.

Оперативный контроль над войсками в военное время — это право на руководство вооружёнными силами РК и совместными с американской стороной операциями в случае возникновения войны на Корейском полуострове. В настоящий момент данный контроль осуществляется совместно двумя странами в рамках штаба объединённого командования вооружёнными силами РК и США. Сделано это было еще в конце 1950-х для того, чтобы одиозный режим Ли Сын Мана не устроил бы вторую Корейскую войну, в которой США были бы вынуждены принимать участие.

Так сложилась редкая ситуация, когда южнокорейская армия (ранее вообще, сейчас только в военное время) подчиняется не своему президенту как верховному главнокомандующему, а американской стороне в лице Объединенного командования. Разумеется, такая ситуация используется для постоянных обвинений Сеула в ограниченном суверенитете – страна, которая входит в первую десятку по армии и военным расходам, вполне может решать такие вопросы сама. Да и по уровню подготовки армия Южной Кореи давно не армия времен Ли Сын Мана, которая могла только резать мирное население и разбегаться в любом другом случае. Кроме того, при наличии у противника ракет даже малой и средней дальности, велика вероятность того, что американские войска попадут под первый удар и не успеют нанести ответный. А между тем в конфликтах такого рода США интересуют не столько войска сами по себе, сколько инфраструктура, на которую в случае войны можно перебросить неограниченное число военнослужащих благодаря высокому качеству американской логистики.

В 1978 году оперативный контроль был передан штабу Объединённого командования (далее – ОК) вооружённых сил РК и США. 1 декабря 1994 года оперативный контроль в мирное время был передан южнокорейской стороне. Обсуждение полной передачи РК оперативного контроля над войсками в военное время началось в 2003 году, после официального озвучивания данного предложения в рамках южнокорейско-американского совета по вопросам политики безопасности. 24 февраля 2007 года в Вашингтоне по итогам встречи министров обороны двух стран была достигнута первая договорённость по этому вопросу. Сеулу было решено передать контроль 17 апреля 2012 года, но на фоне повышения ракетной и ядерной угроз со стороны Пхеньяна его отложили до 1 декабря 2015 года.

В октябре 2014 года на южнокорейско-американском консультативном совещании по вопросам совместной безопасности была представлена новая концепция, согласно которой процесс передачи контроля над войсками решено осуществлять без привязки к определённым срокам, а исходя из подходящих условий. Во-первых, для передачи оперативного контроля необходимо наличие безопасного окружения, как на Корейском полуострове, так и в регионе. Во-вторых, РК должна обладать возможностью эффективного противодействия северокорейской ракетно-ядерной угрозе, особенно с точки зрения раннего реагирования. В-третьих, речь идёт об основных военных возможностях южнокорейских войск и наличии квалифицированных кадров, которые могли бы взять на себя управление объединёнными силами. Как можно заметить, каждый из критериев довольно аморфен.

Если же говорить о политической подоплеке, то за скорейшую передачу контроля выступают условно левые силы и южнокорейские власти, причем в этом вопросе демократы и консерваторы не сильно отличаются друг от друга. Главным противником идеи оказывается южнокорейское военное руководство, которому очень не хочется брать на себя лишнюю ответственность и загружать себя задачами, которые за них решают янки. Американские власти тоже не выступают против передачи командования, поскольку для них скорее важен политический аспект сохранения контроля над военным альянсом Сеула и Вашингтона, но им хотелось бы лучшей подготовки южнокорейских военных. Кроме этого, хотя администрация Мун Чжэ Ина хочет провернуть весь процесс до истечения своих полномочий в 2022 г., США не считают ее надежным союзником и события не торопят. Нужна серия проверок на развернутых учениях.

Во время летних учений августа 2019 года Сеул и Вашингтон провели первоначальное испытание оперативного потенциала (МОК), и их министры обороны решили перейти к тесту полного оперативного потенциала (FOC). После испытания FOC обе стороны проведут полное испытание боеспособности миссии (FMC).

3 июня 2019 г. в Сеуле состоялась встреча главы южнокорейского оборонного ведомства Чон Гён Ду и исполняющего обязанности министра обороны США Патрика Шанахана, на которой было решено провести учения августа 2020 г. в новом формате – руководить будет не американский, а южнокорейский офицер в звании генерал-полковника.

Пока пост командующего ОК занимает генерал-полковник американской армии, а его заместителем является южнокорейский офицер того же чина. После передачи Сеулу оперативного контроля над войсками в военное время его возглавит представитель РК, а американский военный станет его заместителем. При этом он не может одновременно возглавлять объединённый комитет начальников штабов вооружённых сил РК, так как совмещение двух должностей может привести к чрезмерной нагрузке.

29 октября 2019 г. источник в правительстве РК сообщил, что РК и США приступили к переговорам по пересмотру ролей сторон в возможной кризисной ситуации после передачи Сеулу оперативного контроля над своими войсками в военное время , но появилась новая проблема.

В настоящий момент режим совестных действий при наличии угроз безопасности ограничивается условиями начала военных действий на Корейском полуострове. Как стало известно, США предложили расширить рамки союзнических действий на подобные ситуации, связанные с США. Таким образом, в случае изменения содержания документа при угрозе безопасности США, в зарубежных конфликтах появится основание для отправки южнокорейских войск в поддержку Вашингтона. Это может коснуться Ормузского пролива или Южно-Китайского моря.

Пока южнокорейская сторона сохраняет сдержанность в этом вопросе.  Как заявил 4 ноября министр Чон Ген Ду, «мы упорно работаем с Соединенными Штатами, чтобы выполнить условия для передачи OPCON».

В июне 2020 г. в СМИ РК случился скандал, после чего американская сторона резко раскритиковала местную газету за ложный отчет о прошлогодних совместных учениях. Левая газета «Munhwa Ilbo» сообщила, что в августе 2019 г. во время первоначального испытания боеспособности войск РК (IOC) командующий USFK генерал Роберт Абрамс преждевременно покинул командный пункт, поскольку он был чрезвычайно разочарован происходящим. Якобы американцы были разочарованы неспособностью южан эффективно координировать действия войск. Затем генерала не было на серии совместных мероприятий, включая празднование Дня Вооруженных Сил Республики Корея, и антиамерикански настроенные СМИ уже тогда усмотрели в этом демонстративный жест. На деле, как выяснилось, 12 августа умерла его теща, и «генерал Абрамс покинул командный пункт военного времени и учебное мероприятие, немедленно вылетел в Соединенные Штаты, чтобы быть со своей женой и семьей, поскольку они скорбели об этой внезапной кончине».

28 июля минобороны РК сообщило, что Южная Корея и Соединенные Штаты планируют использовать августовские учения, чтобы лучше подготовиться к переходу OPCON. Однако представитель Пентагона Джонатан Хоффман вскоре сообщил, что из-за пандемии COVID-19 учения будут сокращены, а программа изменена. Кроме проверки способности южнокорейских военных осуществлять оперативный контроль над войсками в военное время, американские войска отработают развёртывание подкрепления в зоне боевых действий в случае возникновения на Корейском полуострове чрезвычайной ситуации.

Цель правительства осуществить переход контроля к 2022 году может столкнуться с неудачей, поскольку союзники якобы решили исключить проверку FOC, ибо американские войска, ответственные за этот процесс, не могут прибыть в Корею из-за опасений по поводу коронавируса.

Некоторые эксперты, в частности профессор международной политики Пак Вон Гон, считает, что США, похоже, не одобряют передачу контроля сейчас, когда нарастает конфликт с Китаем. В такой ситуации лучше держать все рычаги в собственных руках.

Поэтому амбиции Муна действительно могут столкнуться с реальностью, и с учетом напряженной обстановки в регионе проблема OPCON может затянуться.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

На эту тему
Дроны, революция в военном деле и корейское реагирование. Часть 2. Юг
Заметки о внутренней политике РК. Часть первая: дела демократов
Учения закончились, что дальше?
Шпионский скандал в Южной Корее. Часть 3. О промышленном шпионаже
Экс-президент Южной Кореи назван подозреваемым в деле о взяточничестве