EN|FR|RU
Социальные сети:

Мирный процесс в Йемене: требования хуситов и условия

Ванесса Севидова, 05 ноября 2025

Хуситы требуют, чтобы мирный процесс в Йемене был обусловлен финансовыми уступками и постоянным прекращением огня в секторе Газа.

хуситы в йемене

Хрупкое, периодически нарушаемое прекращение огня в Газе стало потенциальным катализатором для возобновления давно зашедшего в тупик мирного процесса в Йемене, создав узкую и неустойчивую дипломатическую возможность.

Пользуясь этим моментом, движение «Ансар Аллах» (хуситы) сформулировало четкий набор условий для возобновления серьезных переговоров, сосредоточив свои требования на безотлагательной необходимости отмены Саудовской Аравией финансовых санкций в отношении связанных с ними структур и установлении постоянного перемирия в Газе. Такая стратегическая позиция увязывает разрешение десятилетнего конфликта в Йемене с более широкой региональной динамикой, подчеркивая сложное финансовое и гуманитарное давление, которое теперь определяет потенциальное урегулирование конфликта.

В подробном заявлении для российской газеты «Известия» высокопоставленный член политбюро хуситов Хузам аль-Асад охарактеризовал перемирие в Газе как критически важный момент для реализации спонсируемой ООН дорожной карты по Йемену. Аль-Асад заявил, что у сторон теперь есть реальная возможность вновь открыть жизненно важные гуманитарные коридоры, включая порты и аэропорты, провести всеобъемлющий обмен пленными и приступить к национальному восстановлению. Однако у это предложения есть условия. Представитель хуситов напрямую связал ощутимый прогресс в Йемене с устойчивым затишьем в Газе — стратегическая увязка, которая стала определяющей чертой недавней внешней политики группировки и значительным тактическим сдвигом в их подходе к переговорам.

Ключевое требование: снятие финансовых ограничений

Самым безотлагательным и конкретным предварительным условием, выставленным хуситами, является отмена саудовских санкций в отношении физических и юридических лиц в сфере их влияния. Сообщается, что с марта 2022 года Эр-Рияд ввел черные списки для более чем сорока таких структур, заморозив их активы в королевстве. Этот санкционный режим представляет собой прямую угрозу операционным возможностям администрации хуситов и их притязаниям на легитимное управление.

Окно возможностей для мира открыто, но оно хрупко и в любой момент может захлопнуться

Требование разблокировать активы, по сути, является требованием финансовых ресурсов, необходимых для поддержания базового управления на севере Йемена, где проживает 70-80% населения страны. Ядро этого финансового кризиса берет начало в ключевом событии 2016 года: переводе центрального банка Йемена из находящейся под контролем хуситов столицы Саны в южный город Аден, оплот международно признанного правительства. Этот шаг стал стратегическим триумфом для возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, поскольку он лишил власти хуситов доступа к государственным доходам, особенно от экспорта нефти. Созданная в ответ в Сане параллельная финансовая система оказалась неэффективной и нестабильной, что привело к значительным и постоянным задержкам выплат зарплат в государственном секторе – ключевому пункту социальной напряженности и оговоренному элементу дорожной карты ООН.

Возобновление этих выплат, потенциально финансируемых за счет согласованной доли нефтяного экспорта, стало, таким образом, важным козырем для хуситов на текущих переговорах. Это битва за контроль над финансовыми ресурсами, необходимыми для выплаты зарплат, финансирования минимальных услуг и поддержания патронажных сетей, лежащих в основе их политической и военной власти. Без этого экономического спасательного круга администрация хуситов сталкивается с экзистенциальной угрозой своей долгосрочной стабильности, что делает этот вопрос безусловным для любых серьезных мирных переговоров.

Эволюция целей хуситов

Группировка, изначально известная как зейдитское шиитское движение возрождения на севере Йемена, протестовала в основном против политической маргинализации и государственной коррупции. Их первоначальные цели во время захвата Саны в 2014 году были сфокусированы на внутренних проблемах: политической реформе, увеличении доли власти и исправлении экономической политики, такой как сокращение субсидий на топливо, которая наносила ущерб их базе поддержки.

Военная интервенция под руководством Саудовской Аравии в 2015 году коренным образом изменила природу конфликта, превратив его из внутренней борьбы за власть в оспариваемый на международной арене конфликт с участием сторонних сил. В результате требования хуситов расширились и ужесточились. Они стали включать полное прекращение воздушной и морской блокады со стороны коалиции, вывод всех иностранных сил и значительные репарации за ущерб, нанесенный йеменской инфраструктуре и обществу. Их устойчивая военная стойкость – успешная оборона Саны и большей части густонаселенного севера против коалиции, оснащенной передовыми военными технологиями, в течение почти десяти лет – впоследствии укрепила их переговорную позицию до беспрецедентной степени. Эта устойчивость позволила им обойти международно признанное правительство Йемена, которое они считают нелегитимным, и вести прямые двусторонние переговоры с Эр-Риядом, их главным противником. Этот сдвиг показал де-факто признание хуситов властью, управляющей севером Йемена.

Стратегическая связь с Газой

Решение хуситов связать мирный процесс в Йемене с войной Израиля и ХАМАС представляет собой последнее и значительное изменение в их стратегии. Кампания группировки по ракетным и дроновым атакам на международное морское судоходство в Красном море, проводимая в заявленной солидарности с Газой, служила двойной цели. Она вывела их влияние на глобальную арену, представив их ключевыми игроками в «Оси сопротивления», и спровоцировала прямой военный ответ со стороны сил США и Великобритании, дополнительно повысив их статус как силы, способной бросать вызов западным державам.

Согласно заявлению Хузама аль-Асада для «Известий», последовавшее перемирие в Газе – это средство давления на Эр-Рияд. Он утверждал, что прекращение агрессии против сектора Газа сняло предлог, который Саудовская Аравия использовала в последние два года для затягивания реализации мирной дорожной карты…под предлогом необходимости прекращения эскалации в Красном море. Эта аргументация позиционирует группировку как сторону, способную способствовать региональной деэскалации, но только при условии выполнения ее финансовых и политических условий.

Однако жизнеспособность этой стратегии изначально ненадежна. Возобновление боевых действий в Газе в конце октября, сразу после первоначального перемирия, демонстрирует крайнюю нестабильность внешнего контекста, от которого зависит эта дипломатическая возможность. Крах мирного процесса почти наверняка спровоцирует возобновление наступательных операций хуситов. Сергей Серебров, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, предполагает, что в таком случае вероятно повторение трансграничных атак хуситов на критическую инфраструктуру Саудовской Аравии, включая нефтяные объекты. «Неприемлемость замораживания конфликта очевидна из-за продолжающейся гуманитарной катастрофы», — отметил Серебров, намекая, что хуситы почувствуют себя вынужденными возобновить боевые действия, чтобы сохранить давление.

Сужающееся окно возможностей для мира

Текущая дипломатическая обстановка, обеспеченная оманским посредничеством и изучаемыми мерами укрепления доверия, такими как возобновление авиарейсов между Саной и Оманом, представляет собой узкий просвет для прогресса. На международной арене другие игроки, такие как Россия, также взаимодействуют с различными йеменскими фракциями, подчеркивая необходимость всеобъемлющего национального диалога под эгидой ООН.

Тем не менее путь впереди остается трудным, и проблемы урегулирования выходят далеко за рамки непосредственного требования о разблокировке активов. Условия хуситов являются частью более широкого видения всеобъемлющего политического урегулирования, которое закрепило бы их долгосрочную власть на контролируемых ими территориях. Это включает полное снятие возглавляемой Саудовской Аравией блокады, компенсацию за военный ущерб и фундаментальную перестройку политической структуры Йемена, которая институционализирует их власть.

Кроме того, интересы других региональных и международных игроков остаются усложняющим фактором. Как заметил Сергей Серебров, «В регионе много заинтересованных акторов, которые могут попытаться торпедировать соглашение», указывая на стратегические интересы США, Великобритании и Израиля в противодействии влиянию хуситов и их поддерживаемой Ираном сети. Для Саудовской Аравии расчет сложен: она должна взвесить желание выйти из дорогостоящей и разрушительной войны против долгосрочной угрозы безопасности со стороны воинственной, проиранской группировки, укрепившейся на ее южной границе.

Скрытый ультиматум

Непосредственные экономические уступки, в первую очередь разблокировка активов для финансирования их администрации, и постоянное перемирие в Газе представлены как не подлежащие обсуждению предпосылки для мира. В основе этих требований лежит неявная и постоянно присутствующая угроза возобновления и потенциальной эскалации конфликта, который может включать более изощренные атаки на международное судоходство и критическую инфраструктуру Саудовской Аравии.

Теперь бремя ответственности лежит на Саудовской Аравии и международном сообществе — решить, пойти ли на эти требования в рамках предоставленного перемирием в Газе краткого окна возможностей. Альтернатива — принять высокую вероятность дальнейшей эскалации в стране, уже переживающей страшный гуманитарный кризис. Народ Йемена, заплативший цену за эту войну голодом, болезнями и перемещением, ждет, и его судьба вновь оказалась привязанной к дипломатии далеких столиц и неустойчивому перемирию в другой охваченной конфликтом стране. Окно возможностей для мира открыто, но оно хрупко и в любой момент может захлопнуться.

 

Ванесса Севидова, магистрант-востоковед в МГИМО МИД России и исследователь проблем Африки и Ближнего Востока

 

Следите за появлением новых статей в Telegram канале

На эту тему
Суверенитет под вопросом: Южная Корея балансирует между торговыми интересами США и КНР
Укрепление российско-китайских отношений в меняющемся мировом порядке
Саммит Трампа и Си Цзиньпина в Пусане: тактическое перемирие в торговом соперничестве США и Китая
Готовятся ли США к войне в Венесуэле — и если да, то почему именно сейчас?
Империализм потерпит крах