Турция поддерживает идею многополюсного мира, ибо позиционирует себя лидером тюркского полюса с амбициями имперского ревизионизма. ХII саммит Организации тюркских государств (ОТГ) показал новые направления развития тюркского полюса.

ОТГ в системе общетюркской безопасности
Тема региональной безопасности, пожалуй, стала главной на Габалинском саммите. ОТГ, представляющая современный тюркский мир в контексте общепризнанных и непризнанных (за исключением турецкого Северного Кипра) государств, включает такие регионы, как Юго-Восточная Европа (Венгрия и Турецкая республика Северный Кипр), Ближний Восток (Турция), Южный Кавказ (Азербайджан) и Западный Туркестан/Центральная Азия (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан). Данные регионы имеют важное значение в Евразии в контексте торговых и международных транзитных коммуникаций, природных ресурсов, динамики демографического развития.
В военно-политическом плане: Турция и Венгрия являются членами блока НАТО; Казахстан и Кыргызстан – ОДКБ; Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан официально придерживаются статуса нейтралитета и внеблокового развития.
В рамках экономических союзов: Венгрия является неудобным членом ЕС, Турция не отказывается от стратегии евроинтеграции, Казахстан и Кыргызстан – члены ЕАЭС, остальные страны ОТГ (Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан) предпочитают двусторонние торгово-экономические связи. Правда, тенденции экономической глобализации (во всяком случае, в сфере транзитных транспортных и энергетических коммуникаций) не обходят стороной все тюркские страны.
ОТГ – плод доктрины пантуранизма
Интеграция тюркского мира и образование ОТГ стали следствием доктрины пантюркизма и пантуранизма, которые родились на этапе кризиса Османской империи во второй половине ХIX в. с участием Великобритании как новое направление развития тюркского мира под лидерством прозападной Турции. Изначально данная доктрина была направлена против политических и экономических интересов России, Ирана и Китая.
ХХ век опроверг надежды Турции и ее западных союзников на реализацию пантюркизма/пантуранизма посредством военного конфликта с Россией. Турция и Британия извлекли опыт из прошлого, сделав ставку на мирный путь «подрыва России» и поэтапное формирование основ общетюркской интеграции (культурной, экономической, транспортной, коммуникационной, политической и военной).
Оценивая глубину геополитического кризиса в отношениях между Россией и Западом, а также антироссийский санкционный режим, Анкара проводит гибкую политику с целью достижения своих прагматичных интересов в экономике и политике.
Подписание 8 августа 2025 г. в Вашингтоне соглашения о создании дороги Трампа («Путь Трампа к миру и процветанию) через Армению означает открытие Зангезурского коридора и новые возможности общетюркской интеграции. На саммите ОТГ в Габале Азербайджан, позиционирующий себя лидером Южного Кавказа после военного успеха в Нагорном Карабахе и депортации армянского населения, заявил о своей ответственной роли связующего звена тюркского мира, ибо все пути из Туркестана в Турцию и обратно проходят через азербайджанскую территорию. Процесс формирования транспортно-логистической инфраструктуры ОТГ (Турана) из Центральной Азии в Южный Кавказ и Турцию Баку продвигает под прикрытием проекта Срединный коридор (или Транскаспийский международный транспортный коридор) для связи Китая и ЕС. В этот проект входит и Зангезурский коридор, обеспечивающий прямой выход Турции в Азербайджан и Центральную Азию.
На габалинском саммите президент И.Г. Алиев заявил о необходимости укрепления ОТГ и превращения её в глобального геополитического игрока, ибо тюркский мир стал уже реальным фактором в системе региональной безопасности. Лидер Азербайджана считает приоритетом внешней политики всех тюркских стран солидарность и согласованность в области дипломатии, экономики, обороны и безопасности.
Планы Лондона и Вашингтона по вывозу природных ресурсов Центральной Азии оставляют вопросы для ключевых игроков Евразии, что не исключает и конфликтные интересы. Соответственно, пространство тюркского мира способно оказаться как в зоне торгово-экономического процветания и укрепления, так и в фокусе нестабильности.
Воздерживаясь от резких шагов, способных вызвать негативную реакцию извне (например, Китая, России, Ирана), тюркский саммит в Габале не стал принимать решений о создании нового военного блока. Тем не менее в рамках ОТГ уже создаётся основа для будущей военной организации. Турция, будучи старейшим и важным членом НАТО, выступает главным центром генерации сотрудничества тюркских стран по вопросам обороны и безопасности согласно стандартам и технологиям Североатлантического альянса.
Турция за последние три десятилетия активно развивала двустороннее военное сотрудничество с тюркскими странами постсоветского пространства (оказание помощи в осуществлении военной реформы и строительстве национальных армий, военно-техническое сотрудничество, подготовка кадров, обмен развединформацией, содействие становлению местных оборонных комплексов, проведение совместных военных учений). Азербайджан в этом плане яркий пример с учётом карабахского конфликта.
Оценивая внутренние противоречия в системе блока НАТО и идеи формирования европейского бюро НАТО, Турция при поддержке Великобритании пытается создать под своим контролем азиатское бюро НАТО с опорой на тюркские страны. Неслучайно бывший глава британской разведки СИС Ричард Мур на встрече со студентами азербайджанского университета ADA в Баку в ноябре 2024 г. порекомендовал тюркским государствам следовать примеру англосаксонской организации «Англосфера» — обеспечивающей тесные политические и военные связи англосаксонских стран.
В Габале президент Азербайджана И. Алиев выступил с инициативой проведения в 2026 г. совместного военного учения стран ОТГ, который, возможно, станет показателем их консолидации и шагом в пользу коллективной безопасности перед внешними вызовами. Алиев считает, что пока другие регионы мира охвачены военными конфликтами, тюркские страны выступают за региональную безопасность.
Станет ли идея военной организации стран ОТГ реальностью ХХI в.?
В условиях искусственного нагнетания напряжённости в азербайджано-российских отношениях летом 2025 г. в бакинских СМИ обсуждалась идея создания военной базы Турции и Пакистана в качестве гарантии безопасности от мнимой внешней угрозы. Однако дальше слов данная идея не пошла, хотя и не исчезла в общественном поле.
Нет сомнения, что Турция продолжит последовательную политику формирования сильного Турана (включая и образование военного блока). Однако Анкара умеет учитывать международную конъюнктуру и способен выжидать свой час.
После победы в Карабахе стала очевидной утрата части суверенитета Азербайджана в пользу Турции. С открытием Зангезурского коридора, в котором заинтересованы все страны ОТГ, начнётся новый этап тюркской интеграции – выход в Туран и поглощение Центральной Азии. Если Турции при поддержке США и Великобритании удастся бесконфликтно войти в Каспийское море, Евразия окажется перед фактом новых глобальных противоречий. Однако Туран не может стать долговечным образованием без военного иммунитета – без общей разведки и общей армии. Подобная перспектива вряд ли может устроить геополитических противников Турана.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, эксперт по странам Ближнего Востока
Следите за появлением новых статей в Telegram канале
