Энергетическая политика является составляющей частью стратегии национальной безопасности. От выбора приоритета внешнего партнёрства в данной области зависит успех внутреннего развития и суверенитета государства.

Российский энергетический фактор в безопасности современной Турции
Нельзя сказать, что Турция полностью лишена энергетических ресурсов. Так, истоки главных рек Месопотамии – Тигра и Евфрата, начинаются в Турции, а каскад ГЭС им. Ататюрка нередко создаёт проблемы пресной воды и оросительной системы для соседних стран Ирака и Сирии. В Турции немало и других рек, позволяющих развивать гидроэнергетику.
Однако названных возможностей для развивающейся экономики и населения Турции явно недостаточно. Турция в отличие от стран Персидского залива не обладает в достаточном объёме нефтью и газом, нет у них и развитой школы освоения мирного атома (например, как у Ирана). Поэтому Турция вынуждена импортировать большую часть потребляемого газа и нефти, в силу привлекательности своей географии на стыке Азии и Европы развивать логистическую инфраструктуру и энергетические коммуникации (нефте- и газопроводы) для международного транзита, формирования энергетического хаба и получения выгодных цен.
В мировой торговле не всегда экономика и финансовая рентабельность выступают определяющими факторами заключения сделок. Нередко торговля мотивируется геополитическими императивами независимо от ценовой конъюнктуры. Так, ближайший для Анкары нефтегазовый Иран в силу известных санкций со стороны Запада, членства Турции в НАТО и цивилизационных (исторических, этнических и религиозных) противоречий не является главным поставщиком названных ресурсов в Анатолию.
Турция ведёт достаточно сбалансированную торговую политику по импорту нефти и газа, получению преимуществ в ценах и дополнительных выгод от энергетического транзита с рядом стран (включая США, Россию, Алжир, Катар, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан). Турецкая дипломатия учитывает геополитическую конъюнктуру и использует противоречия с максимальной выгодой для себя.
Россия, в силу своей геополитической мощи и богатейших энергетических ресурсов, занимает ведущее место в числе внешних партнёров и поставщиков нефти и газа в Турцию. Энергетика составляет основной объём российской продукции в сальдо товарооборота с Турцией. В частности, более 40% потребляемого Турцией газа приходится на Россию.
При этом западные санкции против РФ объективно сокращают экспортный потенциал трубопроводного транзита российского газа в Европу через Украину и, наоборот, повышают экспорт голубого топлива через газопроводы («Голубой поток» и «Турецкий поток») по дну Чёрного моря в Турцию и страны Южной Европы.
После подрыва российских газопроводов «Северный поток I и II» на Балтике, президент В.В. Путин в октябре 2022 г. предложил турецким коллегам мега-проект по созданию газового хаба для формирования электронной площадки торговли и поставок газа на мировые рынки. Однако Анкара за прошедшие три года пока не решилась реализовать выгодный энергетический проект.
Сегодня трудно представить развитие турецкой экономики без российского газа, который занял прочное место в энергетической безопасности данной страны. Соответственно, и импорт российской нефти марки Urals предоставляет турецкому бизнесу и экономике преимущества. Правда, российский фактор в энергетической безопасности Турции не ограничивается только нефтью и газом.
За более чем 70 лет членства Турции в НАТО её союзники по блоку, обладающие технологиями освоения мирного атома, так и не включили Анкару в клуб ядерных стран и не построили ни одной АЭС. Причина подобного отношения Запада к Турции, видимо, объясняется их недоверием к туркам-мусульманам, опасениями возрождения имперских амбиций османского наследия, желанием доминировать над Турцией, сохранять их зависимость и не позволять укреплению её энергетической безопасности и суверенитета.
Россия, обладающая передовыми технологиями мирного атома и развитой научной школой, единственная страна из числа ядерных держав, кто, уважая экономические интересы Турции, предложила и инвестировала строительство первой в турецкой истории АЭС «Аккую» на берегу Средиземного моря. Однако на этапе ввода в эксплуатацию АЭС из-за антироссийских санкций замедлился процесс реализации проекта в силу отказа Европы от поставок отдельного оборудования. Этим Запад оказывает давление на своего союзника за излишнюю самостоятельность и партнёрство с Россией. И только сейчас на полях 80-й Генассамблеи ООН США и Турция подписали меморандум о ядерном сотрудничестве.
Учитывая кризисные явления в турецкой экономике (особенно в области финансов и негативные последствия разрушительного землетрясения 2024 г.), именно Россия, несмотря на непростое положение своей экономики и западные санкции из-за СВО, предоставляла Турции льготные цены на нефть и газ, не отказалась от финансирования проекта «Аккую» и неоднократно по просьбе Анкары соглашалась на отсрочку платежей. Подобных благоприятных условий Турция не получала от своих союзников по НАТО.
Таким образом, российский энергетический фактор является ключевым для турецкой экономики, потерю которого вряд ли можно компенсировать в ближайшее время.
Давление США на Турцию в области энергетики
США по-прежнему пытаются навязать свою волю слабым по мощи государствам. Президент Д. Трамп нередко обвиняет своих предшественников (особенно экс-президента Д. Байдена и Б. Обаму) в провальной политике в адрес России, Турции, мировой торговли и т.д.
До сентября Трамп пытался восстановить отношения с Москвой, критиковал режим В. Зеленского, необоснованно повышал торговые пошлины иностранным партнёрам и пытался обойти участие США в новых антироссийских санкциях.
Под давлением оппозиции и из-за стремительного спада личного рейтинга, Дональд Трамп решил сменить маску «голубя» на «ястреба» и повысить градус угроз российской экономике с параллельными поставками американского вооружения Украине. Тема России вновь стала предметом спекуляций США. Трамп в диалоге с Европой, Китаем и Индией шантажирует своих партнёров очередной бизнес-сделкой – я вам могу снизить ставки торговых пошлин, если вы откажетесь от закупок российской нефти, газа и далее по таблице Менделеева.
Турция также оказалась в этом списке американского шантажа. Анкара в рамках 80 ГА ООН возлагала большие надежды на переговоры Р. Эрдогана и Д. Трампа. Турция получила обещания Трампа удержать Израиль от войны против Западного берега реки Иордан, создать мировой совет по управлению сектором Газа после завершения операции ЦАХАЛ и ликвидации ХАМАС, контроль Зангезура при условии получения США 50% прибыли от международного транзита ресурсов из Центральной Азии. Относительно военной сделки по истребителям и ПВО, Вашингтон на сей раз обусловил её реализацию условием отказа Турции от закупок российской нефти.
В 2023 г. президент Дж. Байден увязал военную сделку одобрением Анкары членства Финляндии и Швеции в НАТО. Эрдоган по итогам успеха на президентских выборах выполнил условие, но Байден дальше обещаний не пошёл (видимо, переизбрание Эрдогана было определяющим при согласии США). Где же гарантии, что и Трамп после темы российской нефти не выдвинет туркам очередные условия (например, отказ от российского газа и С-400)?
Между тем, в последнее время турецкие компании снизили объём закупок российской нефти с мотивацией возобновления поставок из Ирака, опасения санкционного давления Запада и новых обстоятельств международной конъюнктуры.
Отказ Турции от энергетического партнёрства с Россией, прежде всего, нанесёт ущерб турецким интересам. Россия сохраняет надежду, что прагматичное турецкое руководство будет исходить из своих экономических императивов, самостоятельно решит у кого и какой товар покупать. Об этом достаточно чётко отметил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков.
Настоящий анализ позволяет отметить, что энергетическое давление США на Турцию направлено на Россию, но нацелено на подрыв экономического суверенитета турецкого государства.
Александр СВАРАНЦ – доктор политических наук, профессор, эксперт по странам Ближнего Востока
Следите за появлением новых статей в Telegram канале
